Эпохе глобализации приходит конец?

Известные пастыри о последних мировых политических процессах

0
1077
Время на чтение 10 минут
Массовые демонстрации прошли по всей Германии против заключенного, но не вступившего в силу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕС и Канады, а также готовящегося Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства с США. Новая волна протестов против глобальных торговых соглашений подтверждает уже зафиксированный экономистами «конец глобализации» – то есть сокращение международной торговли и спад транснациональных инвестиций, пишет Regions.ru.

Западные аналитики предсказывают «конец глобализации». Причинами называют сложную политическую ситуацию в мире и новый протекционизм. Государства предоставляют преимущества отечественной экономике: явные и скрытые субсидии, экспортные пошлины и правила, которые не допускают квалифицированных рабочих из других стран.

Главный экономист немецкого DZ Bank Штефан Бильмайер проанализировал трансграничные инвестиции 16 стран мира и выяснил, что после пика в 2007 году они падают и достигли уже уровня 1990-х годов: «Сокращается не только прирост мирового ВВП, но и прирост объемов торговли между государствами. Фактически это означает, что глобальное переплетение экономики сокращается».

«Разрушение глобальных рынков, которые распадаются на экономические макрорегионы, – это объективный процесс, – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Если Россия не сумеет создать свой макрорегион, то нас просто разорвет на части. И тогда уже не будет смысла говорить о российском бизнесе или о российской экономике, - как сегодня, например, нет смысла говорить о болгарском бизнесе». По словам эксперта, попытку создать зону рублевых расчетов или организацию Таможенного союза можно считать правильным ответом на «конец глобализации». «Но сейчас Россия явно теряет темп в этих усилиях», – говорит Делягин.

С этой точкой зрения не согласен руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников. По его словам, попытка извлечь пользу от изоляции вряд ли увенчается успехом. «Чем больше изоляции – тем архаичнее структура экономики», – замечает Масленников. Тогда как международная конкуренция – это единственный драйвер развития, которым должна воспользоваться и Россия. В противном случае мы не сможем выбраться из ловушки низких темпов экономического роста», – полагает он.

«Согласны ли вы с тем, что эпохе глобализации приходит конец? Может ли Россия извлечь из этих процессов пользу и как это сделать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Евгений (Кульберг), епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, отметил, что «глобализация – это не хаотичный, но спланированный и управляемый мировыми элитами, которые имеют свои цели и рычаги влияния, процесс. Если сегодня разрушают сложившиеся в конце XX века глобальные механизмы, это совсем не означает окончания эпохи глобализации - скорее, смену тактики этих мировых элит в борьбе за глобальное мировое господство».

«Если 30 лет назад, чтобы разрушить суверенное государство, нужно было создать Евросоюз, то сегодня выгодно его разрушить, дабы изменить макроэкономическую картину – что мы и наблюдаем. И эти процессы будут продолжаться, пока мировые воротилы не достигнут своих целей», - считает владыка.

«Россия как сильное государство в эти планы не вписывается, поэтому ее попытки на равных, партнерских условиях вписаться в глобальную систему – это игра на чужом поле по чужим правилам, в которой мы проиграем», - предостерег он.

Епископ убежден, что «внутренний ресурс России реализован меньше чем на 30%-40%, и развитие внутреннего производства, всех компонентов рынка (в том числе, образовательного, медицинского и экономического) – единственный путь, идя по которому, Россия может сохраниться как суверенное государство, имеющее свою внутреннюю и внешнюю политику».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, не думает, что «глобализации приходит конец, поскольку это не только экономический процесс, а еще и политический, и, что самое важное, религиозный. В основе глобализации лежит желание иметь тотальную власть над всеми другими людьми, над всем миром».

«Экономические и остальные причины, которые сопровождают глобализацию во всем мире – всего лишь второстепенные, - полагает он. - Вряд ли кто-то отменит то, что описано в Апокалипсисе как результат этой самой глобализации - построение всемирного государства, в котором будет обеспечена благополучная жизнь одной небольшой части общества и исполнительные функции другой. За границами этого государства предполагается хаос и вымирание остального населения».

«Это все нам известно, и говоря, что какие-то из второстепенных процессов сейчас не столь эффективны и действенны, делать вывод о завершении глобального процесса, конечно же, неправильно. Но у России есть много причин отвечать на все эти вызовы - отвечать экономически, политически и религиозно. И происходящее должно нас тревожить по другой причине: мы не видим целенаправленного процесса, который мог бы послужить противовесом этому глобальному строительству новой тоталитарной империи. Мы или отвечаем на какие-то второстепенные угрозы, или подчиняемся тем процессам, которые нам враждебны, невыгодны. Но над всеми Бог. А Господь сказал, что самый главный процесс, в котором мы должны участвовать – поиск Царствия Небесного и правды его», - подчеркнул пастырь.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, предлагает судить с богословской точки зрения. «Когда Бог разделил единый народ на разные народы, он предусмотрел два варианта: народы будут стремиться соединяться в единое целое и будут разъединяться, потому что были созданы Богом разными, - отметил он. - И вот эти противоположные тенденции происходят всю жизнь. Всякое сильное государство, начиная с Древнего Рима, претендует на всемирное владычество, но это владычество никогда не удается и государство рассыпается на отдельные части, которые становятся враждебными друг другу или дружат, не воссоединяясь вновь».

«Сейчас глобализация сделала все, что могла, - ведь определенную пользу она тоже приносит, - но время ее доминирования подходит к концу, ведь окончательное слияние народов в единый народ – это уже переход в царство антихриста. Так что если оценивать глобализацию с точки зрения эсхатологии, это есть движение к отступлению от Бога», - пояснил отец Сергий.

«Глобализация стремится стереть культурные и религиозные различия у народов. Но ведь народы создают отдельные государства как раз ради полноты реализации своих религиозных устремлений. А при глобализации стирание национальных границ невозможно без одновременного стирания экономических и религиозных различий. И слава Богу, что у народов есть привязанность к своим религиям, своей культуре и своему видению мира, поэтому окончательная глобализация пока невозможна», - уверен он.

«Только, к сожалению, - посетовал пастырь, - выход из этого единого глобализационного рабства неизбежно ведет не только к видению различий, но и к антагонизму между народами. Потому что религиозные и культурные устремления настолько различны, что невозможно не ожидать цивилизационных столкновений, в том числе военного характера. Поэтому мы вступаем сейчас в эпоху отката от глобализации и в эпоху возможных религиозных и цивилизационных столкновений».

«Нам, жителям России и всем православным, надо быть готовыми к тому, чтобы отстаивать свою идентичность, свое понимание мира, религиозную устремленность среди других народов мира, - призвал отец Сергий. - Мы должны помнить, что мы особые, и должны эту особость беречь. Это не значит, что другие хуже или лучше нас, не в этих категориях надо мыслить. Мы должны сохранить и передать потомкам свою культуру и религию, как сохранили ее для нас наши предки – вот наша задача как народа».

«В этом смысле экономика должна быть подчиненной этим задачам, то есть должна быть автономной: мы должны уметь обеспечивать себя, научиться жить по тем возможностям, которые сами себе создаем. Это не значит, что мы должны замкнуться, но мы не должны потерять то, чего достигли благодаря Православию. Экономика никогда не может быть целью, она может быть только средством. И всякое другое понимание экономики – это измена основной миссии нашего народа».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что «если бы экономика была отделена от политики, то рынок регулировал бы себя сам. Но экономика напрямую связана с политикой, и мы это видим на примере санкций по отношению к России, которые имеют экономическое содержание, но политическую причину. Так и глобализация имеет политическую подоплеку: сильная страна диктует остальным экономические условия в своих политических интересах, и эти условия выгодны только этой стране, а не другим. Думаю, к пониманию того, что это невыгодно, мир пришел благодаря экономическому кризису, и слава Богу. Так что все это естественно».

«Только вот когда миропорядок, устроенный сильными странами, начинает рушиться, эти страны пытаются его сохранить во что бы то ни стало. Самый простой способ - с помощью войны. А я очень хочу, чтобы войны не было, - подчеркнул пастырь. - Так что если можно пройти каким-то средним путем и разрушить глобализацию, сохранив мир, это было бы хорошо».

«А Россия, на мой взгляд, в этом смысле проводит сдержанную политику, - отметил он. - Нам нужны инвестиции и экономические вливания, но при этом мы стараемся быть независимыми в политике. Думаю, за это нас и наказывают. То есть если хочешь экономического развития, то должен быть политически зависимым, иначе будешь наказан рублем, - что с нами и происходит».

«Но я очень надеюсь, что Россия сохранит политическую независимость. Это гораздо важнее, чем экономическое благополучие, хотя далеко не все наши соотечественники это понимают, утверждая, что нам не нужен Крым, а главное – это благосклонность наших богатых "партнеров". Вот по этому пути идти очень вредно, потому что этим "партнерам" от России нужна только покорность, а о нашем благополучии они думают в последнюю очередь», - заключил отец Иоанн.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, полагает, что «глобализация не заканчивается - просто, возможно, этот процесс "переформатируется". Глобализация – прежде всего духовное явление, а не экономическое, это унификация всего и вся. Я думаю, "западные идеологи" и силы зла не отступят - просто они, возможно, решили сменить "вывеску", чтобы их истинные намерения не были распознаны».

«России, конечно, нужно уходить от привязки к доллару и вообще от всего того, что обезличивает русское государство – и в интеллектуальном, и в торговом плане. Наша страна всегда была самобытной, и этой самобытности другие народы удивлялись, боялись ее - да и сейчас боятся. А цель глобализации – втянуть в свой круг всех, в том числе Россию», - отметил он.

«Я не думаю, что глобализация завершится. Просто она меняет декорацию, чтобы стать менее узнаваемой и продолжать свое губительное действие, которое направлено на подавление национального самосознания, национальных экономик и так далее. Это явление совершенно уникальное, которого еще не было. Одно из последних ухищрений дьявола – обезличить людей. Массой управлять легче, навязывая ей общие ценности, интересы, мировоззрение», - заключил пастырь.
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, считает, что «Евросоюз и другие международные структуры (как политические, так и экономические) трещат по швам, и с них начинает сыпаться штукатурка. Различные глобальные проекты вроде мультикультурализма зачастую планировались без учета национальных интересов. И мы видим: они недолговечны».

«Никита Масленников вроде бы говорит правильные вещи, вот только Россия не сама выбрала изоляцию, - напомнил он. - Нам в принципе выбирать было не из чего, и в этих условиях мы можем начать активно развивать внутренний рынок, как это было в Китае. Эта страна тоже в какой-то мере изолирована, там очень жесткая политическая вертикаль и даже свой интернет. Тем не менее, за счет внутреннего рынка ее развитие идет семимильными шагами».

«Мне интересно, что Масленников подразумевает под архаичностью? Иногда это совсем неплохо – если речь, в том числе, идет о традиции ведения дел в политической, экономической сферах. Это определяет лицо государства, его правительства. Россия держит слово, поддерживает своих союзников – в отличие от "западных партнеров", которые друг друга "кидают". Я думаю, нам этой архаичности стесняться не стоит», - уверен отец Святослав.

«Никто не отрицает, что у нас есть проблемы - например, упадок сельского хозяйства (хотя в последние годы наметилось какое-то развитие). Ну значит, нужно помочь фермерам, чтобы они действительно могли выполнять задачи импортозамещения. Мне кажется, начинать нужно с этого», - полагает он.

«Что же до глобализации - это, по сути, полное стирание границ между государствами - юридических, экономических, других. Но мы видим, что в Евросоюзе не все гладко. Такие титаны, как Англия, Германия, Франция, могут себе позволить то, чего не могут мелкие государства, национальные интересы которых в итоге ущемляются. По сути, эти государства пожертвовали своим суверенитетом ради призрачных экономических бонусов, а теперь система трещит по швам», - констатировал пастырь.

«Мне кажется, именно сейчас у России есть возможности и преимущества для развития. Но чтобы стать конкурентоспособными, мы должны стать на ноги. А для этого нужно как следует поработать, а не распыляться на внешние экономические и политические проблемы, забывая о собственных. Нужно вначале навести порядок в своем доме, а уж потом идти торговаться с соседом», - призвал отец Святослав.

«А вообще я думаю, что пройдет еще 10-15 лет, и от этих глобальных политических, экономических систем не останется и следа. Возможно, они трансформируются во что-то иное. А вот у нас, я уверен, все получится», - заключил пастырь.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что «глобализация необратима, а происходящее сейчас просто связано с какими-то техническими изменениями, - развитием интернета, транспорта, с более сложными экономическим схемами. В целом же глобализацию не преодолеть».

«Другое дело, - продолжил он, - что можно с головой окунуться в этот процесс, забыть про свои национальные, государственные интересы - и это очень опасно. С другой стороны, можно в этих условиях попытаться сохранить свою экономику - чтобы ее не "разорвало на части". Наверное, нужна какая-то золотая середина. Невозможно уклониться от общемировых процессов, но всегда нужно сохранять свое лицо».

«Кроме того, если происходят какие-то процессы, можно стать во главе них. Возможно, сейчас говорить об этом рано, но тот, кто стоит во главе каких-то процессов, наверное, и получает с этого бóльшую прибыль. Думаю, все представленные точки зрения имеют право на существование, а мудрость государственных руководителей должна заключаться в том, чтобы их учитывать, выбирая оптимальный вариант», - заключил отец Димитрий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31