Как сообщалось, Президент России Владимир Путин в начале сентября посетил Дальний Восток России. Почти одновременно в регионе побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Как не только сохранить русский мир на Дальнем Востоке, но и развить экономически и идеологически регион?» - на этот вопрос отвечает в интервью «Русской народной линии» православный юрист, член Общественной палаты Сахалинской области, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач:
Этим вопросом задаются многие экономисты и государственные деятели. Если бы нашлось мгновенное и однозначное решение проблемы, то ситуация давно разрешилась бы в положительную сторону. Во времена Российской Империи и СССР Дальний Восток осваивался колонизационным способом: в этом месте занимались добычей полезных ископаемых, морепродуктов, но не возводили мощных производств, которые обеспечили бы рабочие места и привлекли бы специалистов со всей страны, чтобы Дальний Восток смог стать центром, сравнимым с европейской частью России.
Идут разговоры о том, чтобы пригласить на Дальний Восток несколько миллионов человек из европейской части России, но что они будут здесь делать? Работать на дальневосточном гектаре в самой глубинке, где нет никакой инфраструктуры? Редко, кто решится всё бросить и отправиться покорять дальневосточный регион.
Поэтому в нынешних условиях такие проекты как космодром «Восточный» должны стать центрами, вокруг которых возможно формирование научной элиты, создание рабочих мест и проведение различных исследований. Но подобных очагов развития должно быть значительно больше.
Нас очень часто пугают колонизацией Дальнего Востока Китаем, но если бы это было так, то их крупный бизнес уже был бы здесь. Но для них это не самое лучшее место, ни для организации производства, ни для жизни. Не стоит забывать, что на Дальнем Востоке достаточно суровые климатические условия. Если сравнивать Южный Китай и Дальний Восток России, то сборочные цеха строить выгоднее и проще там, где температура достаточно высока, а если требуется меньше расходов, то больше прибыли.
Однако если рассматривать вопрос развития Дальнего Востока, только с экономической точки зрения, то можно прийти к выводу, что сама жизнь в России невыгодна и невозможна.
Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Дальний Восток имеет особое значение, ибо свидетельствует о том, что этот регион является частью русского мира. Дальний Восток – это форпост русского православного мира в Тихоокеанской России. Этот символичный Патриарший визит дает нам основание задуматься над тем, как осваивался этот край и в каких условиях он стал российским. Наши предки приложили усилия, чтобы Дальний Восток присоединить к России. Русские люди принесли с собой европейскую культуру, свет Евангелия и письменность местным народам, приумножив и обогатив местный колорит. Выступая в новом Соборе после освящения, Святейший Патриарх отметил значение храма в нашей жизни:
«Но мы строим храмы не для того, чтобы они лишь украшали города и села, являя образцы высокого вкуса и стиля, создавая эстетически красивую среду. Мы строим храмы для того, чтобы они становились духовными символами, средоточием духовной силы народа. Так и происходит, потому что именно в храмах Божиих люди молятся так, как нигде больше, потому что мы здесь все как один человек, как одна община возносим молитвы Господу, и Он слышит наши общие молитвы, ибо, "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"» (Мф. 18:20).
Именно с таким отношением к жизни наши предки осваивали эти земли. Подвиги наших предков бросают нам вызов: сможем ли мы сохранить и приумножить их наследие? Поэтому недостаточно решать вопрос будущего Дальнего Востока лишь экономическими методами.
В Южно-Сахалинске Святейший Владыка отметил, что все годы с момента своего Первосветительского визита на Сахалин в 2010 году внимательно следил за возведением кафедрального собора. Сегодня он стал доминантой Южно-Сахалинска – самым красивым и величественным зданием в городе, которое символизирует присутствие русского мира на Сахалине.
Практически в эти же дни, было подписано несколько договоров по экономическому сотрудничеству Сахалинского региона с японскими предпринимателями. И это несмотря на то, что японцы очень долгое время заверяли, что не будут вкладывать средства в экономику Сахалина, они все же решили сотрудничать и создавать на Дальнем Востоке зоны отдыха и оздоровительные центры. Такой договор был подписан японскими компаниями с администрацией г. Южно-Сахалинска.
Японцы прекрасно понимают, что если не будут сотрудничать с Россией, то упустят свой шанс, которым воспользуются другие страны Тихоокеанского региона. Сегодня налаживается рабочее взаимодействие с компаниями Китая и Южной Кореи.
Сегодня на Сахалине и Курилах строятся асфальтовые дороги, которые придают новый импульс развитию малых городов – в населенные пункты начинают прибывать грузы, увеличивается товарооборот. Местные жители понимают, что можно оставаться на Сахалине и при этом достойно жить.
Государству предстоит решить важную задачу по созданию крупных промышленных центров для укрепления и сохранения русского мира на Дальнем Востоке. Конечно, важна инфраструктура, но еще более ценно сознание людей. Нужно решать эту сложную задачу и выстраивать соответствующие планы.
Ни для кого не секрет, что почти единовременный визит Патриарха и Президента на Дальний Восток, неслучаен. Церковь и государство вместе решают стратегические задачи, стоящие перед Россией. По крайней мере, для жителей Дальнего Востока приезд Предстоятеля Русской Церкви и Президента России стало весьма символичным и радостным событием.
3. Ответ на 2., Сергей Рыжанков :
2. Re: «Дальний Восток – форпост русского православного мира на Тихом океане»
1. Болтовня о Дальнем Востоке