Пятничная проповедь на татарском языке в казанских мечетях укрепит Россию?

Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов поддержал решение ДУМ РТ об усилении позиций татарского языка в мечетях республики

0
820
Время на чтение 6 минут
Настоящей провокацией выглядело по некоторым публикациям предложение муфтия Республики Татарстан Камиля Самигуллина проводить пятничные проповеди в мечетях исключительно на татарском языке. Окончательное решение должен был принять пленум Духовного управления мусульман РТ, проходящий в эти дни, но уже накануне по этому поводу развернулась нешуточная дискуссия.

Вроде бы внутреннее дело мусульман - татар, однако давайте заглянем глубже - как данный вопрос затрагивает интересы России?

Но с начала - о развитии интриги, ведь в Интернете - битва. Даже у экспертов нет единого мнения, как следует из публикации казанского Интернет-издания «Бизнес-онлайн», известного подачей материалов в противоречивом ключе. Название статьи: «Камиль Самигуллин: «У нас Республика Татарстан. Если не на татарском, то на каком?» - по нему и в данном случае видим, что цитата с вырванным контекстом выглядит чуть ли не как призыв духовного лидера мусульман к татарскому моно-язычию на всей территории республики.

Однако же, давайте разбираться.

Действительно, до сих пор в мечетях Татарии наряду с татарским языком применялся русский, иногда – среднеазиатские языки - ради приезжих. Очевидно, что с применением только татарского часть прихожан мечети будут плохо понимать либо не понимать вовсе сказанное на пятничной проповеди.

Мы знаем, что религия и национальность - разные вещи, но также знаем, что они сильно связаны. Не даром, в России были времена, когда всякий православный назывался русским, и само православие и сейчас часто называют русской верой. Аналогично и татары - если верующий, то в 99 случаях из 100 - мусульманин. А процент верующих у татар ну никак не меньше, чем у русских. Другое дело - ислам весьма и весьма интернационален.

Вот и дискутируют мусульмане и сочувствующие - допустимо ли читать пятничную проповедь в Татарии только на языке татарского народа?

Видится, что сторонники этой идеи движимы желанием укрепления татарского традиционализма, и в этом - пожалуй они едины. Это желание живо ощущается из слов самого муфтия Камиля Самигуллина: «Это унижение прав не знающего татарского языка? Нет, ни в коем случае. А разве не унижение и не ущемление прав бабая (старика - тат.) татарина, который хочет прийти на джума-намаз и послушать проповедь на татарском, когда вместо этого говорят на русском?». Для убедительности муфтий приводит и слова авторитетного татарского богослова Шигабутдина Марджани, который говорил, что есть три вещи, кроме ислама, помогающие сохранить религию: «Это обычаи, язык и национальная одежда».

Другое дело - противники идеи Камиля хазрата - они против моно-язычия по разным причинам.

Самые «стандартные» оппонирующие голоса - от радетелей «за права человека», мол, а вдруг в мечети есть хоть один, кто не знает татарский! Может ведь, дескать, и русский присутствовать, принявший ислам.

Другие беспокоятся за мигрантов, не знающих татарский язык - азербайджанцев, таджиков, узбеков.

Ничего не имею против всех этих людей, но зададимся вопросом: а не многовато ли последнее время нам приходится подстраивать правила ради исключений?

А правилом является то, что большинство прихожан мечетей в Республике Татарстан - татары. Правилом является также и то, что мусульманин, татарин - знает татарский язык. Так вот, на то чтобы было поменьше исключений из последнего правила - и направлена идея сторонников Камиля-хазрата Самигуллина. И те татары - мусульмане, кто сейчас не владеют татарским языком, и оппонируют предложению их духовного лидера, на самом деле получат дополнительный стимул стать ближе к сородичам, а это - безусловное благо.

Но давайте, наконец, и об интересах России.

Татарин, мусульманин, знающий родной татарский и, конечно, русский языки - свой в доску для России человек! Даже если не знает русского - из дальней татарской деревни - всё равно он свой, родной.

Почему? Да потому, что татары мусульмане почти полтысячелетия в России и с русскими! Мы вместе воевали против врагов, мы вместе строили и продолжаем строить страну, мы на соседних полях пашем, сеем и убираем хлеб, наши дети ходят в один садик, даже семьи образуют, как бы родня с обеих сторон порой не противилась.

У татар ислам не имеет претензий на создание шариатского государства.

Татарский ислам ханафитского мазхаба - не враждебен России, а скорее вполне органичен для нашей страны. Даже иностранцы по этой причине приезжают в Казань, центр России, посмотреть на неё как некую изюминку.

Не маловажен и такой исторический факт.

Во время революционных брожений рубежа XIX-XX веков в противовес моде на революцию ширилось и охранительное движение в поддержку царя и самодержавия. К слову, в Казанской губернии оно было наиболее многочисленным, в частности, Союз русского народа, который здесь возглавляли и оказывали попечение весьма статусные люди. Так, вот, в эту организацию татары мусульмане вступали целыми деревнями! И это - несмотря на лозунг движения - «Православие, Самодержавие, Народность», в котором первая составляющая для них вроде бы не своя. Но гражданская идентичность и доверие к существующей русской, православной власти страны, желание поддержать православное большинство - имели гораздо больший вес для участия в этом движении, чем иная собственная вера.

На этом историческом примере можно сделать основательный вывод, что татароязычные татары, мусульмане - это НАШИ.

Ну, согласитесь, что приезжий откуда-то издалека мусульманин вызывает меньше доверия, и хотя изначально негативного настроя, конечно, нет - просто эти люди нам мало известны, а татары мусульмане – здесь, рядом.

А «русский мусульманин» - вообще странное явление для простого обывателя, хотя научных текстов о нём уже достаточно написано.

Я, например, еще на конференции «Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества» (10 октября 2012 года, Казань) выступал об этом. И с тех пор не поменял своего мнения, я по-прежнему не знаю ни одного русского мусульманина, который бы жил в русской традиции, популяризировал русскую культуру. Ну, а какой же ты тогда русский? Раз ты веру сменил - то и язык учи татарский (если в местные мечети ходишь), и вообще национальность другую пиши.

И я по-прежнему вижу, что русское население относится к своим соплеменникам-мусульманам двояко: либо либерально (так рассуждают невоцерковленные русские), либо как к предателям.

Про русских мусульман есть и весьма основательные работы, например исследование Раиса Сулейманова, а недавно эту проблему поднимал известный исламовед Роман Силантьев в своей книге "100 самых известных 'русских мусульман' (Екатеринбург, 2016). Он разделил 100 наиболее известных русских мусульман на семь категорий, и самая многочисленная - знаете какая? «Террористы и экстремисты»!

Так, что пусть уж, лучше, эти новоиспечённые «русские мусульмане», ходят в нормальные татарские мечети с татарским языком, учат татарский и становятся нормальными татарами во втором или третьем поколении, чем плодят опасности для России и нашего народа.

Да и в самом исламе в Татарии последние два десятилетия наблюдаются известные отклонения от традиции. Зрели эти проблемы с конца восьмидесятых, а всерьёз заговорили о проникновении сюда радикальных течений ислама в нулевых, потом и теракты посыпались.

Нет, уж, давайте поменьше исключений, а побольше правил, и если уж мусульман в России - то правильных, наших, российских, традиционных во всех смыслах...

А между тем, на сайте духовного управления мусульман читаем информацию с пленума коротко и ясно: «В продолжении речи участники Пленума предложили проводить пятничные проповеди на татарском языке, по их мнению именно так можно сохранить родной язык. Данный вопрос Муфтием РТ был поставлен на голосование и тут же единогласно принят за».

Вот так - правильные наши мусульмане, татары.

Михаил Юрьевич Щеглов, доцент, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела Русского Собрания
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Щеглов
Поехали, Казань!
Мысли в День космонавтики
12.04.2024
В Казанской опере
«Борис Годунов» на Шаляпинском фестивале
19.02.2024
Кукольная обнажёнка
Выставка авторских кукол и картин Казань
30.12.2023
Зимнее солнцестояние
Из воспоминаний
22.12.2023
Да, надо верить в великий русский народ!
В Казани во время прямой трансляции из Москвы помолились у Храма-памятника русским воинам о упокоении душ всех, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших
16.12.2023
Все статьи Михаил Щеглов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51