«Это все следствие нашей бездуховной, безнравственной жизни»

Православные священнослужители о проблеме домашнего насилия

Ювенальная юстиция  Семья 
0
530
Время на чтение 9 минут
По русскоязычной блогосфере прошел флешмоб против сексуального и домашнего насилия «Я не боюсь сказать»: пользователи социальных сетей рассказывали о пережитом насилии, пишет Regions.ru. Оказалось, что с насилием в той или иной степени столкнулась практически каждая женщина.

Акция вызвала крайне разноречивые отклики, особенно со стороны мужчин: от глумления в стиле «сама, дура, виновата» до призывов чуть ли не требовать от женщины согласия в письменном виде.

По данным ВЦИОМ, россияне в целом скорее склонны полагать, что публичное освещение подобных случаев способствует решению проблемы насилия в обществе (48%). Обратного мнения придерживаются 39%.

Каждому десятому респонденту (10%) приходилось выступать в качестве жертвы насилия (не только сексуального характера), еще 8% имеют знакомых и друзей, в отношении которых совершались подобные действия.

В 39% случаев пострадавшие не обращались за помощью ни в какие инстанции. 37% писали заявление в правоохранительные органы, 18% искали поддержки в семье, 11% обращались в медучреждение. При этом 54% всех опрошенных заявляют, что необходимо в первую очередь обратиться за помощью именно в органы правопорядка.

На днях масла в огонь подлил председатель комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков, который, по сути, предложил женщинам не сопротивляться насильникам.

«Женщине справиться с мужчиной крайне сложно, и оказание сопротивления может привести к еще большей агрессии. Есть и другой более важный момент, такой как нарушение пределов необходимой самообороны. То есть если, например, женщину мужчина насилует, а она вставила ему отвертку в бок, то ее привлекут к уголовной ответственности, потому что ее жизни не угрожала опасность - такие случаи есть. Это вопросы законодательства», - заявил А. Цветков.

По мнению Цветкова, для борьбы с насилием необходимо больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения, а также в каждом регионе создавать кризисные центры для женщин: «В Москве есть такой центр, но бесплатно туда могут обращаться только москвички. В каждом регионе необходимо создать кризисный центр для женщин, куда они могли бы обращаться независимо от прописки. Такие центры важны и нужны. Кроме того, нам необходимо возвращать воспитательную составляющую, которой сейчас нет, в школы и институты».

Кроме того, чтобы защищать женщин от домашнего насилия, необходимо на законодательном уровне внедрить запрет агрессору приближаться к жертве, как это сделано в ряде других стран, считает он. «К сожалению, у нас законодательно граждане слабо защищены от насилия... К сожалению, сейчас в отношении бытового насилия руки полиции связаны, очень мало юридических механизмов. Единственная возможность защиты - это внедрить запрет агрессору приближаться к жертве. Условно говоря, если муж-дебошир издевается над женой, суд выносит ему решение о запрете приближаться к ней менее чем на 100 или 200 метров, а если он нарушает этот режим, налагается административный арест», - пояснил А. Цветков.

Слова Цветкова вызвали возмущение в блогосфере. «Вот у нас есть проблема: неадекватная правоприменительная практика, которая лишает женщину возможности защититься при нападении. Как должен отнестись к этой ситуации общественный деятель, представляющий офицерский корпус и входящий в совещательный орган при главе государства? Очевидно, ставить вопрос о совершенствовании нормативной базы и правильной ориентации правоохранителей и судей в данной проблеме. Но товарищ офицер предлагает расслабиться и думать о воспитании детей», - язвительно пишет один из блогеров.

«Как бы вы прокомментировали сам флешмоб и его результаты? Что вы думаете о словах Цветкова? Как решать проблему насилия в современном обществе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил: «Такое впечатление, что наше общество далеко ушло от нравственных норм – у нас не говорят о том, что такое благородство, рыцарское поведение – таких понятий просто нет. У нас общество потребления. Если мужчина сильнее, чем женщина, значит, он может пользоваться возможностями, которые предоставляет его физическая сила, и удовлетворять свои потребности».

«Мне кажется, этой проблеме - как правильно воспитывать мужчин и как относиться к неблагородному поведению - нужно уделять особое внимание. Пора задуматься и о том, как правильно воспитывать девушек (это упрек всему нашему обществу). Часто едешь в транспорте, и очень хочется сказать какой-нибудь девушке: "Как жаль, что у вас так сильно порвались ваши брюки". Но говорить это бессмысленно – мода такая. Спрашивается: что же это за общество, у которого такая мода?» - вопрошает священник.

«Мы все почему-то хотим найти виновного. Да, насильник виноват – это не обсуждается. А мы виноваты или нет? А еще у нас идиотские законы. Оказывается, жертва не может чем-то ткнуть насильника, который сильнее, если ей угрожает физическая опасность. А почему не может? Возьмем другую ситуацию: молодой здоровый парень видит, как насильник пристает к девушке. Он может дать ему отпор? Нет, закон будет против него. Так вот: это мы принимаем такие законы, поощряем насильников, миримся со всем этим. Как можно жить в обществе, в котором существует такой закон?» - задается вопросом о. Александр.

«Все в школе проходят "Песню о купце Калашникове", который отправил на тот свет Кирибеевича всего лишь за то, что тот приставал на улице к его жене. И если бы мы будем на месте Ивана Васильевича Грозного, мы тоже подвергнем юридическому преследованию удалого купца Калашникова. А если бы закон был бы строг по отношению к насильнику, тот бы тысячу раз подумал, приставать ему к своей жертве или нет», - отметил он.

«Мне кажется, у нас совсем больное общество, в котором действуют нездоровые обычаи и традиции, а здоровые обычаи и традиции забыты. У нас нездоровые законы и общественные деятели, которые предлагают жертве "расслабиться". Но это - продукт нашего общества, который показывает нижнюю планку, однако верхняя намного выше нее. Так что наше общество ниже плинтуса. Не должно быть так, чтобы жертва оказывалась без защиты», - подчеркнул батюшка.

«Я все же скажу: и юношей, и девушек нужно воспитывать в строгости (хотя меня и обвинят в том, что я призываю вернуться в средневековье). Вы не хотите, чтобы ваших дочерей насиловали? – Воспитывайте их в строгости. Но нет, это, оказывается, мрачное средневековье, а нам нужна эмансипация. Ну тогда получите. Давайте будем последовательны, называя зло - злом. А если не хотим себя ни в чем ограничивать, нечего строить из себя ханжей. Нам нужно пересмотреть правоприменительную практику и законодательство, и задуматься о том, как мы должны воспитывать своих сыновей и дочерей», - заключил священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, напомнил, что раньше в таких случаях никогда не выносили сор из избы.

«И сейчас женщина не должна выставлять позор, которому она подверглась, на всеобщее обозрение в интернет-пространстве. Если она не знает, как себя вести, есть психологические консультации, куда она может обратиться и получить помощь квалифицированного психолога - наедине, чтобы ее проблему больше нигде не обсуждали, так как это стыдно: как для нее, так и для ее мужа (это показатель их несложившихся семейных отношений)», - продолжил он.

«У нас есть законы; есть правоохранительные органы, куда также нужно обращаться за помощью. А если законы не работают, необходимо их совершенствовать, чтобы специалисты могли помогать пострадавшим индивидуально, не погоняли семейные проблемы под один какой-то шаблон, и не решали вопрос, ориентируясь на общепринятые правила поведения. А нашим женщинам нужно сделать все, чтобы избежать насилия. Не одеваться вульгарно, не искушать своим поведением психически больных, не садиться в машину к нетрезвым молодым людям, которые предлагают подвезти, не ходить в одиночку в темное время суток. Все рекомендации стары как мир: необходимо обезопасить себя от насилия», - добавил о. Михаил.

«А если оно все же произошло, женщина, безусловно, должна сделать все, чтобы себя защитить. Я не слишком хорошо знаю законы, и не могу сказать, есть ли в них пробелы, но законы должны защищать женщину. А насильник, в свою очередь, должен знать, что наказание будет суровым. Но не нужно забывать: у насильника психология больного человека, он себя не контролирует. Поэтому женщине необходимо избегать различных провокаций. Если молодая девушка, пришедшая в ночной клуб, полуобнажена, вульгарно себя ведет, а потом на улице ее встречает человек, который за ней наблюдал, у него в голове что-то "щелкает", и случается насилие, возникает вопрос: "Кто из этих двоих виноват?" Здоровый человек никого насиловать не будет, это свидетельствует о психических отклонениях, а к людям с психическим отклонением и отношение должно быть другим», - заключил священник.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, рассказал, как один его знакомый как-то пожаловался: «Приезжают жители кавказских республик, и не дают моей дочери прохода. А я ему сказал: "А где же семь или десять твоих сыновей? Были бы они у тебя, никто бы к твоей дочери приставать не посмел"».

«Это все следствие нашей бездуховной, безнравственной жизни. А мы продолжаем плыть по течению, не пытаясь жить достойно, по заповедям Божьим, и хотим устранить следствие, а не причину. Мы хотим жить комфортно, но лишаемся духовно-нравственных основ. Рожать и воспитывать детей - разве это комфорт? Нет, это труд. Но трудиться мы не хотим, а потом пытаемся подгонять под нашу жизнь законы. У нас в стране скоро будут жить одни мусульмане, которые детей рожают. Они поселятся там, где должны жить около миллиарда наших детей, которых х нет. Нас меньше, чем было до революции – и наверное, раза в два. Давайте жить по-христиански! Но мы вместо этого придумываем какие-то законы - чтобы нас не обижали. Может, мы все-таки станем великим русским народом, каким были когда-то, и не будем ничего изобретать?»- вопрошает священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «это все сродни ювенальной юстиции, когда люди благодаря интернету, то есть самому простому способу вынесения мусора из избы, перестали стесняться и скрывать вещи, которые раньше считалось личной зоной ответственности».

«Начинаешь читать эти истории, и волосы дыбом встают, думаешь, где мы живем, что вообще происходит. Ощущение, что живем в аду. Для некоторых читающих это нормально, а для других стресс на всю жизнь. Я, например, боюсь за психику своих детей, и никогда бы не стал выносить такие истории в общий доступ. Конечно, проблема насилия существует и с этим надо бороться. Но если женщина расскажет, что ее обижает муж, возьмутся за это правоохранительные органы, в результате семья распадется, будет ли этой женщине лучше, когда она останется одна? Может под вывеской насилия там на самом деле скрыто что-то другое», - отметил священник.

«Вообще проблема насилия в России глубокая. 90% людей не знает, как жить вместе и не ссориться, как детей воспитывать без крика и без драк, что иллюстрируется как раз флешмобом. Это вопрос еще из советского прошлого, когда культура семейной жизни была полностью уничтожена. И теперь нам предстоит очень сложная и долгая работа: как научить людей жить в семье тихо, мирно и спокойно. Потому что семья это любовь, а не ссора и драки. Многие мужчины, выросшие в неполных семьях, просто не научены семейной жизни. Эту многослойную проблему нельзя решить одним простым способом, то есть или не обращать внимания на нее, или всех агрессоров посадить в тюрьму. Необходим долгий процесс воспитания общества. И этим должно заниматься государство вместе с социальными общественными организациями и Церковью. У меня сейчас впечатление, что этим занимается только Церковь, а государство - только наказаниями», - заключил отец Иоанн.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, рассказал, что ему как священнику приходилось многократно сталкиваться с ситуациями, когда из-за семейного конфликта женщина обращается в полицию, оформляется протокол, возбуждается дело, после чего агрессор понимает, что дело «пахнет жареным», покупает торт и бутылку, идет на мировую, в итоге пострадавшая запудривает синяки и идет отказываться от показаний.

«Это происходит очень часто, к сожалению. Как в притче про мальчика и волков, когда в результате реальной опасности мальчику не пришли на помощь. Это связано с общей деградацией нравственности. Действительно правоохранители должны удерживаться от лишнего вмешательства в личную жизнь семьи, но насилие при этом не должно покрываться. А если женщина допускает в постель постороннего мужчину, то есть речь о внебрачной связи, - тогда, как говорится, за что борется, на то и напорется. Истории изнасилований в основном сводятся к тому, что выпили рюмочку и что-то пошло не так. Так нечего было рюмочку пить! Я не оправдываю насилие, но надо понимать, на какой ядовитой почве растет этот бурьян», - добавил отец Макарий.

«Та же самая почва приводит к дегуманизации на информационном уровне, когда начинают об этом болтать на всех углах. И тут уже проблема в небольшой кучке извращенцев, которые разбалтывают подробности своей жизни, что говорит об извращенной психике пишущих, читающих и комментирующих. Полвека назад интернета не было, и на стенах общественных уборных рисовали картинки, которые публикуют сегодня в интернете: пусть графика изменилась, но тема та же. Самое главное в искоренении насилия - это восстановление нравственных норм и юридического правосознания. Ведь многие даже в полицию не жалуются, становясь жертвой преступления. В итоге имеем печальный результат», - заключил он.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Семья
«Семья, как малая церковь, невозможна без собраний»
По мнению Виталия Милонова, именно шестидневная учебная неделя является косвенной причиной разводов
19.04.2024
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Теряем здравый смысл...
Скульптурные игрушки в центре Кириллова
17.04.2024
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35