Основным фактором истории города Лубны последних 400 лет является Мгарский монастырь, расположенный 6 км от окраины города, вблизи трассы Киев-Полтава.
Святогорское крыло крестного хода коснулось стен святой обители под раскаленным солнцем во второй половине 16 июля, накануне дня памяти Царственных страстотерпцев. Монастырь встретил крестоходцев всеми своими насельниками, торжественным колокольным звоном и роскошной ковровой дорожкой из июльских цветов. Главную святыню крестного хода - икону Святогорской Божией Матери - благоговейно установили перед иконостасом в Преображенском соборе. Вечернюю службу возглавил епископ Новосанжарский, викарий Полтавской епархии Вениамин (Погребной).
«Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы...» ‒ пели сердца.
С одной из стен Преображенского собора на молящихся смотрит расстрелянный безбожниками образ святой мученицы царицы Александры - римской императрицы (день памяти одновременно с днем памяти св. Георгия Победоносца 23/6 апр.). На выцветшей фреске - следы от пуль. Во время восстановления собора священноначалие сочло за благо оставить этот образ именно в таком виде - как напоминание о времени, когда предшественники наши решили жить по упрощенной схеме - без Бога, рай построить самостоятельно, в ручном режиме.
В своей теплой и глубокой проповеди владыка Вениамин, сказав о Царственных страстотерпцах, сказал о подвиге 17-ти Мгарских преподобномучеников, расстрелянных комиссаром Бакаем и его красноармейцами в 1919 году - накануне престольного праздника - Дня Преображения Господня. Владыка Вениамин, обобщив, сказал о святости мученичества «до конца». В качестве примера владыка привел подвиг римского святого 404 года монаха Телемаха. В христианском Риме продолжались гладиаторские бои, делались ставки, на глазах всех - под визг и вой публики - совершались убийства. Телемах, став свидетелем этого ужаса, выбежал на арену Колизея, стал умолять и гладиаторов, и зрителей прекратить чудовищное преступление. Отдыхающая публика (так и вижу ту «новую римскую элиту после крещения») была чрезвычайно возмущена поведением неведомого оборванного монаха. Телемаха убили. В тот момент и пелена спала с глаз, пришло осознание чудовищности, безбожности развлечений кровью. Сражение гладиаторов в римском амфитеатре, жертвой которого стал монах, оказался последним: император Гонорий запретил бои. Рассказом о мученике владыка Вениамин прямо поддержал крестоходов - идти до конца несмотря на все трудности и даже угрозы, лишь тогда будет победа. А трудности крестохода известна - жизнь в дороге, особый быт, ночлег - часто в неприспособленном месте, питание - что Бог пошлет, зверские комары с заката до рассвета, днем - наковальня солнца, а если обувь неподходящая - мозоли, кровь, бинты. А тут еще и ретивые бандеровцы. Но звенит над миром святая молитва крестного хода. Недаром сказано: «Крестный ход идет - и ад трепещет!» Это ощутимо. Но об этом чуть позже.
Мгарский Спасо-Преображенский монастырь многим известен тем, что в нем окончил свои дни святитель Патриарх Афанасий Цареградский («сидящий»), Лубенский чудотворец (†5 апреля 1654).
Святитель Афанасий, совершая свою миссию на Руси, встречался с Молдавским господарем Василием Лупу, гетманом Богданом Хмельницким в Чигирине, в Москве 22 апреля 1653 года был принят царем Алексеем Михайловичем. Главная цель приезда на Русь святитель Афанасий изложил в специальной «тетради», дабы побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх - вселенскую кафедру (!)
Последнее положение, как мы видим, вновь звучит актуально. После того как Константинополь-Царьград в 2016 окончательно впал в ересь, Третьем Риму должно наконец-то действительно стать Третьим Римом.
Перед кончиной, которую предрек, святитель Афанасий составил духовное завещание, согласно которому часть полученной царской милостыни распределил по церквям и монастыря греческим и валашским (молдавским и румынским), оставив часть Мгарской обители, как залог своей благодарности за свое гостеприимство. Патриарх был облачен во все священнические одежды, в руку ему был вложен посох.; его посадили в кресла, и с креслами, сидящего, вложили в каменную гробницу, как принято погребать восточных патриархов. Похоронили его в храме Преображения Господня под амвоном пред царскими вратами. Через восемь лет его мощи (по одному из откровений) были обретены нетленными, в то время как священнические одежды и само кресло сгнили. Мощи святителя прославились чудесами. Некоторые лица из высшей русской аристократии свидетельствовали об этом. Со временем мощи Патриарха были помещены в серебряную раку, вес которой оценивался более четырех пудов. При изъятии ценностей в 1922 году мощи были перенесены в деревянную раку.
Кроме славных страниц своего таинственного бытия монастырь пережил и горькие времена, которые начались с расстрела монахов в 1919. Вскоре монастырь стал центром Лубенского раскола. В 1930 по грехам Лубны были наказаны, - обновленцы перенесли мощи (фактически украли) в Харьков, где с послевоенного 1947 года они почивают в Благовещенском соборе.
Удивительное совпадение, а возможно и послание: после десятилетий гонений Афанасьевский храм в скиту Мгарского монастыря (на месте холма, где по преданию любил молиться патриарх) был освящен как Благовещенский. Но для прочтения посланий нужно время. Во всяком случае, воля Патриарха, как сказано в его Житии, выражена была в словах в день приезда в Мгар: «Желает душа моя в этом монастыре грешное тело мое погребсти».
Славен монастырь и тем, что некоторое время его настоятелем был почитаемый всем православным миром св. Иосаф Белгородский. Благодаря его молитвам и трудам, Преображенский собор приобрел пятикупольное завершение (после обрушений перекрытий в 1728 и пожара в 1736) в том виде, который мы имеем счастье созерцать и ныне.
Трудно сказать, оставит ли наш крестный ход след в истории монастыря. Но в душе каждого крестохода несомненно навсегда останутся архиерейские службы и дух любви, царящий в монастыре. Незабываем и Благовещенский скит, который если и хочется с чем-либо сравнить - так с земным раем.
После отдыха в Царский день - движение хода возобновляется после архиерейской литургии в день памяти Алапаевских мучеников. Каждого крестоходца, провожая, благословляет епископ Вениамин, сердечно произнося молитву. К этому моменту уже известно: бандеровцы ждут «на трассе». Никто и не огорчен, и не взволнован: «Куда ж без них!»
Надо сказать, что жители Лубен с ощутимым теплом и радостью встречали крестный ход. Многие старались приложиться к чудотворной иконе и прикладывались, если позволяла ситуация в движении, другие вливались в крестный ход - как капли воды в светлый ручей.
Несколько раз крестный ход останавливался на сугубое моление - около мемориала воинам, погибшим в Великую Отечественную, второй раз около памятника жертвам Чернобыльской беды, в третий - около памятника святорусскому витязю. Здесь пропели величание святому Владимиру крестителю Руси. Многих позабавило, что поучаствовать в величании - со своим флагами и кинокамерами - прибежали «правосеки». Из приметных памятников, оживляющих городские пейзажи, привлек внимание памятник пешему Чапаеву, указывающему куда-то в неясную даль (в городе стояла Чапаевская дивизия). Местные остроумцы говорят: указывает на военную столовую и говорит: «Там съели моего коня».
Чтобы чуть снять жар, облегчить движение - священники окропляют крестокодцев святой водой, все с удовольствем подставляют руки и лица: июльский полдень, ни облачка. И все слава Богу!
Крикливые и вертлявые ребята с бандеровскими флагами двигались перед крестным хода от самой трассы «Киев-Полтава» и до храма Рождества Пресвятой Богородицы - конечной точки в маршруте этого дня. Флагов много - как в цирке на конном представлении. И как-то еще вертят этими своими черно-красными флагами, явно тренировались. Разделительным щитом между крикливыми и православными шли парни в малиновых беретах, а так же несколько автомашин. Была и другая охрана. Командовал крикливыми сутулый¸ крепко мешковытый мужчина с плакатиком «а-ля Бендер» в руках. Он указывал своим «активистам», где и что делать, что кричать. Среди них выделялся один - длинный (вертлявый), второй очень толстый, прямо как шар (очень злой). Прямо «классика жанра в реале» - Пат и Паташон. У них претензия к спецподразделению а беретах: «Вы за кого?!» Кричалки у «активистов» оригинальностью не отличались - и не к месту, и злобны и глупы по сути. Кричальщиков жалко. Крестоходец один и сказал: «Молиться о них надо и жалеть». Но вот кто-то и шутку бросил: «И бесы бежали впереди крестного хода, подметая своими знаменами улицы - разве не чудо?» А названия улиц, которыми молился крестный ход, - симпатичные: Монастырская, Стро-Троицкая... Славный город Лубны - с историей. Утверждают, - основан в год крещения Руси.
Лубны присоединились к крестному ходу, к Святогорскому крылу. Навстречу ему движется Почаевское крыло. В Киеве соединятся, даст Бог, соединятся они для нового взмаха.
Олег Мономах, публицист
Украине" width="518" height="690" />