itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пререкаемый Чехов

Послесловие к спору вокруг одного рассказа гениального русского писателя

0
6606
Время на чтение 15 минут
10 марта 2016 года в Москве в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Мероприятие, скорее всего, прошло бы незамеченным широкой публикой, но неожиданно вызвало общественный резонанс в связи с короткой репликой участника заседания старшего священника Алексеевского ставропигиального женского монастыря протоиерея Артемия Владимирова.
Батюшка ужаснулся тому, что из всего огромного богатства русской литературы, в которой существует множество произведений для формирования идеала семьи, методисты выбрали произведения, совершенно не подходящие для этого. В таких произведениях, которые предложены школьникам для изучения, как «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина воспевается свободная любовь. В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом – распадается семья, в третьем – адюльтер кончается ничем. «Эти яркие художественные образы – это мина замедленного действия для наших детей, – сказал отец Артемий. – Наша Комиссия должна обратиться с предложениями в Департамент образования».
Либеральные СМИ, даже не пытаясь проанализировать три коротеньких произведения, на которые указал священник, устроили антицерковный гвалт: «Старший священник женского монастыря рассказал о вреде Чехова для школьников»; «РПЦ предложила исключить Бунина и Чехова из школьной программы»; «Русская церковь считает Чехова и Бунина вредными для школьников»; «Церковь решила, что Бунин и Чехов тлетворно влияют на школьников» и т.д. и т.п.
Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиру Легойде даже пришлось выступить с официальным заявлением. «Протоиерей Артемий Владимиров, выступая на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, выразил свое личное негативное отношение к трем произведениям русских классиков. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но точка зрения одного священника никоим образом не может рассматриваться как намерение Церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов. Таких планов нет», — заверил он.
Сам батюшка отреагировал на истерику СМИ остроумной заметкой «Много шума из ничего». «"Много шума из ничего" — гениальное произведение Вильяма Шекспира, название которого вполне характеризует освещение главными порталами Mass media работы Патриаршей комиссии по семье и материнству.
Согласитесь: вдохновенно врать — редкое искусство, но бездумно перепечатывать чужое вранье — ремесло, уже не заслуживающее снисхождения...», - с этим метким замечанием отца Артемия, действительно, нельзя не согласиться.
В этой статье священник указал на основную задачу преподавания литературы в школе: «Классика должна помогать учителю СОЗИДАТЬ семейный идеал, а не разрушать его — при содействии сомнительных методичек и бездумного подхода "специалистов" к вопросам морали и нравственности».
В интервью порталу «Православие и мир» он обстоятельнее пояснил свою позицию. «В своем двухминутном слове, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, - вспоминает священник, - я высказал предположение, что в умах современных людей разрушен сам идеал семьи. Представление о счастье не включает уже в себя стремление к семейному укладу. Любовь мыслится вне понятий верности, ответственности, чести, стремления идти по жизни рука об руку, прожить вместе долго и счастливо и умереть в один день.
Имея основной посыл – восстановить семейный идеал, я, как филолог-русист, учитель русского языка и литературы, взял на себя смелость порассуждать о том, справляется ли школа с этой самой важной жизненной задачей; формирует ли она идеал семьи в умах и сердцах школьников?»
Поведение либеральных СМИ во всей этой истории не стоит серьезного анализа. Они сами себя разоблачили, показав, что их не волнуют объективность и беспристрастность, что они вовсе не собирались разобраться в ситуации, иначе они бы обратились за комментарием к отцу Артемию. Совершенно очевидна единственная цель, которую они преследовали, - в очередной раз дискредитировать Русскую Православную Церковь. Шуму они наделали много, но цели не добились: слишком глупой и ангажированной оказалась их информационная кампания. Ведь непредубежденному читателю ясно, что отец Артемий говорил не обо всем творчестве Чехова, Куприна и Бунина, а лишь об их трех произведениях. Необоснованное расширение предмета спора произошло не по недоразумению, а в результате манипуляций, использованных либеральными СМИ для отупения итак уже изрядно оболваненных ими умов.
Полтора года назад мне приходилось разбирать творчество Бунина, в частности его любовную прозу, в связи с выходом фильма Н.Михалкова «Солнечный удар». На форуме под статьей я высказался и о бунинском рассказе «Кавказ», который упомянул отец Артемий. Творчество Куприна – отдельная тема, которой, вероятно, я коснусь позже. Эту статью хотелось бы посвятить анализу произведений Чехова, которого либеральные СМИ упоминали в ходе этой информационной кампании чаще Куприна и Бунина.
Литература, как в целом искусство, есть духовная пища, поэтому в отношении ее применима аналогия с едой. Рацион питания зависит от возраста, состояния здоровья, особенностей организма и хронических заболеваний. Самые строгие пищевые ограничения распространяются на малолетних детей, тяжелобольных и людей, имеющих хронические заболевания. Иной раз обстоятельства вынуждают напоминать азбучные истины, известные, наверное, каждому. Это положение верно и для пищи духовной. Даже родители, не обладающие педагогическими знаниями, инстинктивно отгораживают своих детей от определенных произведений искусства, в частности, порнографического характера либо содержащих насилие. В педагогической науке давно принят критерий возрастного развития, который учитывает интеллектуальный и нравственный уровень обучающегося. То, что безвредно взрослому человеку, может нанести вред ребенку. В школьном возрасте формируются ценностные установки, поэтому именно для этого жизненного периода критически важно, какая духовная пища усваивается, ведь последствия могут влиять на всю оставшуюся жизнь человека, либо облагораживая, либо отравляя ее. В связи с этим возникают две крайне сложные проблемы – критерии отбора произведений искусства и система запрета (цензура). В данной статье ограничусь указанием на эти проблемы, рассмотрение которых требует отдельного анализа.
Одна из ценностных установок касается формирования идеала семьи, о чем прекрасно высказался отец Артемий. Не менее важно научиться различению добра и зла, порока и добродетели. Некоторые произведения Антона Чехова, которые можно условно отнести к любовной прозе, вряд ли могут поспособствовать формированию у подрастающего поколения идеала семьи, напротив, они способны лишь размыть этот идеал. Разумеется, порок может присутствовать в художественном произведении, но он должен быть представлен именно как порок, а не добродетель. Но такой адекватной нравственной позиции нет в рассказе «О любви», на что и обратил внимание батюшка. В произведении речь идет об измене: мужчина соблазняет замужнюю женщину. При этом Чехов, изменяя своей, казалось бы, неизменной позиции беспристрастного бытописателя, как будто бы доказывает, что любовь выше брака и что супружеский долг – всего лишь условность. Воспоминания главного героя Алехина о прощании с любовницей вообще похожи на некое напутствие людям, разрывающимся между браком и изменой: «Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, - о, как мы были с ней несчастны! - я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Этим же недостатком обладает самый известный и, пожалуй, самый совершенный в художественном отношении рассказ Чехова «Дама с собачкой». Владимир Набоков в своих «Лекциях по русской литературе» писал, что «в старые добрые времена, когда вся Россия была охвачена манией общественной деятельности, критиков Чехова возмущало, что, вместо того чтобы тщательно изучать и решать проблемы буржуазного брака, он описывал то, что казалось им банальным и бесполезным». Набоков с удовлетворением отмечает, что в рассказе Чехова «нет никакой особой морали, которую нужно было бы извлечь, и никакой особой идеи, которую нужно было бы уяснить». В этом он прав, но сия особенность скорее недостаток, чем достоинство произведения. Набоков оценивает лишь художественные достоинства произведения, нисколько не заботясь о его нравственной составляющей. Моральная философия, по мнению его единомышленников, должна быть изгнана из литературоведения. Примерно в том же духе прошла дискуссия в телепрограмме «Игра в бисер». Ведущий Игорь Волгин после недолгих колебаний заключает, что это рассказ о любви, а не об измене. Правда, один из участников программы обращает внимание на то, что при описании измены Чехов неоднократно использует понятие «порядочный».
«Опыт многократный, в самом деле горький опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, у порядочных людей, особенно у москвичей, тяжелых на подъем, нерешительных, неизбежно вырастает в целую задачу, сложную чрезвычайно, и положение в конце концов становится тягостным.
(…)
Ее выражение, походка, платье, прическа говорили ему, что она из порядочного общества, замужем, в Ялте в первый раз и одна, что ей скучно здесь...
(…)
Анна Сергеевна была трогательна, от нее веяло чистотой порядочной, наивной, мало жившей женщины…»
Литературоведы, вероятно, смогут сказать, случайное ли это совпадение или некий прием.
В этом рассказе дано лучшее из встречавшихся мне объяснений причин того, почему либералы так яростно сражаются за неприкосновенность частой жизни: «У него (Дмитрия Гурова. – А.Т.) были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно. И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других, все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его "низшая раса", хождение с женой на юбилеи, - все это было явно. И по себе он судил о других, не верил тому, что видел, и всегда предполагал, что у каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь. Каждое личное существование держится на тайне, и, быть может, отчасти поэтому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна».
Есть еще несколько произведений Чехова, чья полезность для школьников, по меньшей мере, сомнительна. Речь идет о «Попрыгунье», «Анне на шее», «Душечке» и «Черном монахе». Хотя, что касается «Попрыгуньи», то можно согласиться с мнением, что рассказ этот поучителен, что порок в нем обличен. Однако попрание измены произошло при трагических обстоятельствах – от заражения умер обманутый муж. При чтении неизбежно возникает вопрос, а как бы вела себя изменщица, если бы муж не отравился, если бы он прожил долгую жизнь. Произошло бы тогда ее исправление? Вопрос остается открытым.
В «Анне на шее» осмеивается брак без любви, а поведение Анны, вышедшей замуж за нелюбимого человека, как будто бы даже оправдывается.
В «Душечке» в смешном виде выставляется женщина только потому, что она, выйдя замуж, отказывается от собственного мнения и полностью разделяет занятия супруга. Разве плохо, когда жена становится единомышленницей и соратницей мужа? Оказывается, плохо, ведь она утрачивает свою индивидуальность. Забавно, что в «Даме с собачкой» муж не любит жену, потому что она, напротив, слишком своенравна и эмансипированна.
В «Черном монахе» муж разводится с женой то ли в результате сумасшествия, то ли под воздействием мистических сил. В блеклой экранизации Ивана Дыховичного рассказ вообще теряет смысл. Признаюсь, фильм я посмотрел с невероятным усилием, больно уж скучный и невзрачный. Мне непонятно, почему режиссер не использовал заключенный в этом произведении кинематографический потенциал.
Также маловероятна польза для подрастающего поколения от чтения гениальных пьес Чехова, благодаря которым он снискал мировую известность и внес значительный вклад в драматургию, - «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Семейные отношения, описанные в этих пьесах, мягко говоря, далеки от идеала семьи. Хотя, естественно, это нисколько не умаляет художественной мощи этих произведений.
Однако хотелось бы на этом завершить критику и перейти к тем произведениям Чехова, которые, несомненно, позволяют признать его гениальным русским писателем, чьи книги не только можно, но и должно читать и перечитывать.
Прозаик создал одни из самых ярких, отрадных образов православных священнослужителей. Это и науколюбивый, деловитый отец Христофор («Степь»), замечательно сыгранный Николаем Трофимовым в экранизации Сергея Бондарчука. Болезненный викарный епископ Петр («Архиерей»). Смешливый молодой дьякон Победов («Дуэль»). Последний рассказ вообще имеет особую ценность для православного читателя. В нем интересны и глубоки богословские споры фон Корена и дьякона Победова. Мечтания юного клирика об архиерействе, как бы случайно брошенные им фразы, касающиеся богослужебного строя, показывают, сколь хорошо Чехов знал Православие.
Владыка Тихон (Шевкунов) справедливо говорит в телепередаче «Чай с Захаром» о Чехове как знатоке православной веры: «Чехов знаток, хотя его отношения с Церковью были сложными, при всем при том, что он говорил, что человек должен быть либо верующим, либо искать веру, иначе он пустой человек. Это важная для него, даже не замечание, а важная для него глубинная позиция. У него папенька был очень жесткий человек. Известная история, как он его загонял в храм петь, поэтому церковный устав он знал очень хорошо. Он был вбит в него. (…) Его горькое отношение к Церкви во многом говорит о том, что он понимает, что там есть нечто такое, что он упустил».
Чехов действительно был укоренен в Православии, об этом свидетельствуют его произведения, но ни они, ни его письма не дают оснований считать его глубоко верующим человеком. Публицистка Татьяна Соколова предприняла неудачную попытку оправославить писателя. В качестве доказательства она приводит известное письмо Чехова к Н.П.Кондакову от 2 марта 1901 года. Писатель восторгается русской иконописью. Надо признать, что она поступает не совсем честно, вырезав последний абзац этого письма: «К отлучению Толстого публика отнеслась со смехом. Напрасно архиереи в свое воззвание всадили славянский текст. Очень уж неискренно или пахнет неискренним». Письмо напрямую не свидетельствует о том, что Чехов был верующим человеком. Такое послание вполне мог бы написать любой из музейных работников, противящихся нынешнему возвращению Русской Православной Церкви религиозных ценностей, которые они воспринимают только лишь как произведения культуры, а не как святыни.
Отношение Чехова к Православию проясняется в его письме от 28 января 1900 года, в котором он отзывается о романе Льва Толстого «Воскресение»: «Я боюсь смерти Толстого. Если бы он умер, то у меня в жизни образовалось бы большое пустое место. Во-первых, я ни одного человека не любил так, как его; я человек неверующий, но из всех вер считаю наиболее близкой и подходящей для себя именно его веру. (...)
Конца у повести нет, а то, что есть, нельзя назвать концом. Писать, писать, а потом взять и свалить все на текст из Евангелия, — это уж очень по-богословски. Решать все текстом из Евангелия — это так же произвольно, как делить арестантов на пять разрядов. Почему на пять, а не на десять? Почему текст из Евангелия, а не из Корана? Надо сначала заставить уверовать в Евангелие, в то, что именно оно истина, а потом уж решать все текстом».
О себе лично писатель обстоятельно высказался в письме Щеглову от 9 марта 1892 года: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание - с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио "Да исправится" или же "Архангельский глас", на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками».
В письме С.П.Дягилеву от 30 декабря 1902 года Чехов вспоминает их разговор о «серьезном религиозном движении в России»: «Мы говорили про движение не в России, а в интеллигенции. Про Россию я ничего не скажу, интеллигенция же пока только играет в религию и главным образом от нечего делать. Про образованную часть нашего общества можно сказать, что она ушла от религии и уходит от нее все дальше и дальше, что бы там ни говорили и какие бы философско-религиозные общества ни собирались. Хорошо это или дурно, решить не берусь, скажу только, что религиозное движение, о котором Вы пишете, — само по себе, а вся современная культура — сама по себе, и ставить вторую в причинную зависимость от первой нельзя. Теперешняя культура — это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, быть может, еще десятки тысяч лет для того, чтобы хотя в далеком будущем человечество познало истину настоящего бога — т. е. не угадывало бы, не искало бы в Достоевском, а познало ясно, как познало, что дважды два есть четыре. Теперешняя культура — это начало работы, а религиозное движение, о котором мы говорили, есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает».
Чехов, хотя и не признавал себя верующим человеком, тем не менее серьезно относился к Православию. В своих произведениях он с трепетом и большой любовью изображал духовных лиц. В работе «Остров Сахалин» он описал подвижников, апостольствовавших в этом суровом крае. Приведу описание одного такого молитвенника: «В истории сахалинской церкви до сих пор самое видное место занимает о.Симеон Казанский, или, как его называло население, поп Семен, бывший в семидесятых годах священником анивской или корсаковской церкви. Он работал в те еще "доисторические" времена, когда в Южном Сахалине не было дорог и русское население, особенно военное, было разбросано небольшими группами по всему югу. Почти все время поп Семен проводил в пустыне, передвигаясь от одной группы к другой на собаках и оленях, 4 летом по морю на парусной лодке или пешком, через тайгу; он замерзал, заносило его снегом, захватывали по дороге болезни, донимали комары и медведи, опрокидывались на быстрых реках лодки и приходилось купаться в холодной воде; но все это переносил он с необыкновенною легкостью, пустыню называл любезной и не жаловался, что ему тяжело живется. В личных сношениях с чиновниками и офицерами он держал себя как отличный товарищ, никогда не отказывался от компании и среди веселой беседы умел кстати вставить какой-нибудь церковный текст. О каторжных он судил так: "Для Создателя мира мы все равны", и это - в официальной бумаге. В его время сахалинские церкви были бедно обставлены. Как-то, освящая иконостас в анивской церкви, он так выразился по поводу этой бедности: "У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть Господь на месте сем". Я уже упоминал о нем при описании Поповских Юрт. Слух о нем через солдат и ссыльных прошел по всей Сибири, и поп Семен теперь на Сахалине и далеко кругом - легендарная личность». Неудивительно, что выдержки из этого чеховского произведения вошли в летопись Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке. Вообще эту работу стоит настоятельно рекомендовать школьникам как образец самоотверженного служения, добросовестного научного исследования и большого человеколюбия.
В рассказах «Дуэль» и «Пари» Чехов пытается показать преображение падшего человека. Эти попытки нельзя признать удачными. Писатель недостаточно убедительно и подробно описывает сам процесс преображения; он лишь указывает на начальный и конечный этапы этого жизненного пути. Возможно, именно поэтому в экранизации «Пари» режиссера Натальи Петровой преображение главного героя выродилось в скучное, жалкое полуторачасовое кривляние.
В заключение замечу, что на примере Антона Павловича Чехова хорошо видно, как важен трезвый подход при отборе классного чтения, и что не все произведения гениального писателя в равной степени полезны для молодого ума. Это верно для Чехова, и в еще большей мере для Льва Толстого.
Александр Валентинович Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
Статья впервые опубликована в июле 2016 года
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

216. Ответ на 209., В.Семенко:

Так же кратко отвечаю: 1. Я о церкви и не говорил. И очень рад тому, что хотя бы Вы здесь не путаете поместную церковь со вселенской. 2. Лурье "больше всего" ценит Паламу и Новоселова, как я понимаю. А раскол, это, знаете, такая штука, которую точно идентифицировать можно лишь спустя столетия. К-пль с Римом за первую тысячу лет что-то около 200 лет не общались. А святые были и там, и там. 3. Для того, чтобы осудить ересь, необходимо ее хотя бы определить. Зилоты же совсем не утруждают себя определением экуменизма, о чем уже не раз было сказано. Кураев, кстати, сделал на этом поприще больше всех зилотов, вместе взятых (см. Вызов Экуменизма). 4. Мне сложно представить себе, чтобы кто-либо из действительно серьезных ученых (Болотов, к примеру, или Епифанович) написал подобный текст, ну никак они не вписываются у меня в "то время" и "тот жанр".
Сергей Швецов / 01.08.2016, 06:06

215. Ответ на 208., Сергей Швецов:

Дорогая Редакция быстро прячет статью в архив, поэтому сразу руки не доходят. Кратко, поскольку надоело. 1) Церковь не может "поплыть", не кощунствуйте. Речь идет лишь о грехах отдельно взятых представителей иерархии, которые будут преодолены либо прекратит свое существование данная поместная община, а не Церковь Божия, не церковная полнота. 2) У Лурье мне делать нечего, поскольку он раскольник. А ценит он больше всего Невзорова и Курая. Вы спутали маленько в запальчивости. Бывает... 3) Экуменизм - новая ересь, в том-то и дело. Для того, чтобы ее соборно осудить, необходимо выработать богословские критерии. Многое здесь уже сделано, но необходимо инициировать формальный процесс, к чему мы и призываем. Скажут, а как, если иерархи не хотят? Частичный ответ содержится, например, вот здесь: http://goo.gl/ag8AT5 4) Приведенная фраза Флоренского - не догматическое богословие, а образный, выразительный текст в стиле того времени и того жанра. Но, впрочем, к богословской сути моей статьи, вашим другом, естественно, проигнорированной, это не имеет решающего отношения.
В.Семенко / 31.07.2016, 12:50

214. Ответ на 204., В.Семенко:

Где и когда я писал, что вся наша иерархия еретическая?

Кто квалифицировал шамбезийские документы, как еретические? Только афониты и проф.Зисис? А Вы просто рядом стояли? Сколько епископов РПЦ осудило подписи под этими документами? Или, по-Вашему, можно подписать еретический текст, и остаться ортодоксом? Для признания кого-то еретиком существует определенная каноническая процедура

В том случае, если ересь еретика - новая, и ее не осудил еще ни один собор. Если некто высказывает взгляды, совпадающие с уже осужденной ересью, православным не требуется специальное соборное решение по этой фигуре. Причем здесь паписты?

При том, что это "тоже" еретическая иерархия. Разве Фотиевский собор не признал филиокве ересью?

Осудил. После чего К-пль оставался в общении с Римом еще почти 200 лет. Рим при этом относился к филиокве, скажем так, неоднозначно. Как и сейчас, впрочем. Кто и когда официально провозгласил Флоренского оккультистом

Как я уже объяснил, мне не нужно решение суда, чтобы назвать хамство хамством. Чтобы назвать оккультистом автора "ономатологии" https://clck.ru/A3Lhw, мне также официального провозглашения не требуется: "Во Владимире менее чеканки, менее витиеватости, менее далеких планов и обдуманных ходов, менее отчетливости мысли, менее интеллектуальной сложности, но более непосредственной силы, непосредственного напора, непосредственного отношения чем в Василии. Однако, и может быть именно потому, духовный организм Владимира не так отстоен, как у Василия: темные начала желания не покоятся в нем самостоятельным отдельным слоем на дне, и муть стихийных начал туманит ясность объективного взгляда. Владимиру не чуждо смешение своих мечтаний с самою истиной, но не в качестве греха, греховного себе соизволения, а как некоторого прельщения. В Василии сознание ясно и темная воля отделена от него, когда же допускается действию, то именно как таковая; Василий знает, что он делает. Напротив, сознание Владимира несравненно насыщеннее и гуще, - но не потому, чтобы оно было онтологичнее, а вследствие проникновения в него сырых элементов стихийности, которые не сознаются таковыми: Владимир думает, что он в высокой степени сознателен и склонен прельщать себя мнением о совершенной проработке своего существа разумом, хотя кажущееся преодоление внутренней действительности в нем обязано просто его незнанию, что есть чистый разум." Узнаете себя в этом пассаже, ВП? А Путина? А Познера? что оккультного в приведенных мною его высказываниях?

Цитата: "...и соприкасается наше ноуменальное ядро с обла­стью феноменов, обнаружений и мирских проникновений. Проникши же – ожогом ожигает наше Я: из времени мы узрели Вечность". Объясните мне, ВП, что такое "наше Я" и чем оно отличается от "нашего ноуменального ядра"? В заключение позволю себе одну искреннюю человеческую фразу:

Ну, раз пошла такая пьянка, я Вам тоже искренне отвечу: ВП, ну зачем Вам эта РПЦ? Она же поплыла (всем же видно). Идите лучше к Лурье в катакомбы, он и антиэкуменист, можно сказать, уже доисторический, и имяславец. А главное, он Вас с Невзоровым очень ценит. Точно знаю (зуб даю)!
Сергей Швецов / 29.07.2016, 11:06

213. Ответ на 206., М.Е.:

Но и ты не подавай повода с флоренскими. Тебе святых отцов недостаточно?Добавлю для полной ясности: Для меня бердяевы, булгаковы, флоренские и лосевы - ничто. Для меня авторитетны только Св. Писание и святые отцы.

В моей статье ссылка на Флоренского отнюдь не основа доказательств. У меня все и построено в первую очередь на аутентичных текстах Традиции (то есть на Свящ. Писании, святых отцах и богослужебных текстах).
В.Семенко / 28.07.2016, 20:52

212. Ответ на 205., М.Е.:

Но и ты не подавай повода с флоренскими. Тебе святых отцов недостаточно?

Добавлю для полной ясности: Для меня бердяевы, булгаковы, флоренские и лосевы - ничто. Для меня авторитетны только Св. Писание и святые отцы.
М.Е. / 28.07.2016, 18:29

211. Ответ на 204., В.Семенко:

Дальнейшая полемика с таким бредом контрпродуктивна. В заключение позволю себе одну искреннюю человеческую фразу: Сергей, ну зачем Вам это надо? Курай поплыл, это видно всем. Его деградацию, уже, видимо, не остановить. Зачем вы на это подписались, зачем дальше-то позориться?

О чем тут полемизировать? Владимир, ты разве уже забыл, что С. Швецов регулярно посещает психбольницу в центре Н.Новгорода (он сам об этом писал)? Но и ты не подавай повода с флоренскими. Тебе святых отцов недостаточно?
М.Е. / 28.07.2016, 15:31

210. Ответ на 203., Сергей Швецов:

Разве благодать таинств не действует через недостойного епископаКрасота. Экуменизм по Семенко - это ересь. Иерархия наша погрязла в экуменизме, т.е. является еретической. Но благодать таинств через нее действует. А через католическую иерархию у Вас благодать тоже действует, а через миафизитскую? Как не умели Вы, ВП, отличить ересь от канонического преступления и их последствия, так и не умеете, ликбезёр Вы наш.Канонизации всегда предшествует общенародное либо местное почитание святогоНеужели? Давайте так, Вы называете мне святого, прославленного по Вашей схеме, а я на каждое Ваше имя отвечу днесятью несоответствующими? Начать могу, скажем, с Андрея Боголюбского, хоромы которого богоносный народушко резво грабил после его убийства.то, что относится к самой сердцевине православной духовностиС т.зр. Семенко знамение (регулярное чудо), которого ищет род лукавый и прелюбодейный - это сердцевина православной духовности. Ну, никто за язык не тянул.Здесь можете почитать и про Святой Свет (ничего общего с вашей и кураевской трактовкой) и про все остальное. См.: http://goo.gl/JrwnBCАй да Семенко, ай да шалунишка! Читаю статью - и что я вижу? А вот:"При этом доморощенные остроумцы, очень гордящиеся тем, что Гос­подь сподобил их пройти семинарский курс богословия, оглупляют своих оппонентов, превращая их в каких-то огнепоклонников, выдумывая какое-то «знамение самовозгорания», про которое никто из нас никогда ничего не говорил..."А пацаны-то в курсе, что Вы их слили с потрохами, ВП? Гумеров, Максимов, Рейдман, Носенко? О чем же вся остальеая статья, и с чем Вы спорите? Да ни о чем и ни с чем, если не считать за что-то Ваши собственные фантомы. Неповторимые библейские чудеса оказываются тождественны ежегодному обряду, невещественный свет исихастов - вещественному огню, от которого можно и свечечку зажечь, и бензорез, при необходимости... Ну и куда уже без ссылок на оккультиста Флоренского, без этого Семенко был бы не Семенко.

Швецов, мне кажется, я понял, в чем дело: вы стали неумеренно злоупотреблять спиртными напитками. Либо это духовная нетрезвость. Просто бред какой-то пишете. Раньше по крайней мере что-то связное было... Где и когда я писал, что вся наша иерархия еретическая? Для признания кого-то еретиком существует определенная каноническая процедура. Вне нее то, что мы высказываем - просто богословские мнения. Причем здесь паписты? Разве Фотиевский собор не признал филиокве ересью? Кто и когда официально провозгласил Флоренского оккультистом и что оккультного в приведенных мною его высказываниях? Дальнейшая полемика с таким бредом контрпродуктивна. В заключение позволю себе одну искреннюю человеческую фразу: Сергей, ну зачем Вам это надо? Курай поплыл, это видно всем. Его деградацию, уже, видимо, не остановить. Зачем вы на это подписались, зачем дальше-то позориться?
В.Семенко / 28.07.2016, 14:22

209. Ответ на 197., В.Семенко:

Разве благодать таинств не действует через недостойного епископа

Красота. Экуменизм по Семенко - это ересь. Иерархия наша погрязла в экуменизме, т.е. является еретической. Но благодать таинств через нее действует. А через католическую иерархию у Вас благодать тоже действует, а через миафизитскую? Как не умели Вы, ВП, отличить ересь от канонического преступления и их последствия, так и не умеете, ликбезёр Вы наш. Канонизации всегда предшествует общенародное либо местное почитание святого

Неужели? Давайте так, Вы называете мне святого, прославленного по Вашей схеме, а я на каждое Ваше имя отвечу днесятью несоответствующими? Начать могу, скажем, с Андрея Боголюбского, хоромы которого богоносный народушко резво грабил после его убийства. то, что относится к самой сердцевине православной духовности

С т.зр. Семенко знамение (регулярное чудо), которого ищет род лукавый и прелюбодейный - это сердцевина православной духовности. Ну, никто за язык не тянул. Здесь можете почитать и про Святой Свет (ничего общего с вашей и кураевской трактовкой) и про все остальное. См.: http://goo.gl/JrwnBC

Ай да Семенко, ай да шалунишка! Читаю статью - и что я вижу? А вот: "При этом доморощенные остроумцы, очень гордящиеся тем, что Гос­подь сподобил их пройти семинарский курс богословия, оглупляют своих оппонентов, превращая их в каких-то огнепоклонников, <u>выдумывая какое-то «знамение самовозгорания», про которое никто из нас никогда ничего не говорил..."</u> А пацаны-то в курсе, что Вы их слили с потрохами, ВП? Гумеров, Максимов, Рейдман, Носенко? О чем же вся остальеая статья, и с чем Вы спорите? Да ни о чем и ни с чем, если не считать за что-то Ваши собственные фантомы. Неповторимые библейские чудеса оказываются тождественны ежегодному обряду, невещественный свет исихастов - вещественному огню, от которого можно и свечечку зажечь, и бензорез, при необходимости... Ну и куда уже без ссылок на оккультиста Флоренского, без этого Семенко был бы не Семенко.
Сергей Швецов / 28.07.2016, 04:21

208. Ответ на 201., М.Яблоков:

"считайте, я провожу эксперимент"Так можно дисер по психиатрии написать )

Да, можно было бы. Но для дисера я слишком неусидчивый, да и специальность не моя...
В.Семенко / 26.07.2016, 18:39

207. Ответ на 199., В.Семенко:

"считайте, я провожу эксперимент" Так можно дисер по психиатрии написать )
М.Яблоков / 26.07.2016, 16:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Поразительная слепота Кони
Ещё раз о деле Веры Засулич к 180-летию выдающегося русского юриста
26.02.2024
Пугающие судебные будни
Значимость встречи Президента с Председателем Верховного Суда в полной мере может оценить лишь практикующий юрист
07.02.2024
Церковный суд и горделивые «правдолюбцы»
О нашумевших судебных делах в Русской Православной Церкви и лукавой позиции подсудимых
30.01.2024
Новые русские киносказки: тревоги и упования
Одним из неожиданных итогов прошлого года стали впечатляющие успехи отечественной киноиндустрии
24.01.2024
ГОСТ на благоглупость
Об абсурдности предложения Союза потребителей России дисциплинировать юристов
12.01.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Последние комментарии