Речь должна идти не только о храмах, но и местах славы народа

Православные священнослужители о «сакральной географии России»

08.06.2016 167

Как сообщалось, Александр Щипков, и.о. первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, опубликовал на портале «Ум+» статью «Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков». «Время поставило перед Россией выбор: или страна и народ берутся за решение большой исторической задачи или процессы энтропии берут свое, и Россия сползает к украинскому сценарию», - предупреждает, в частности, журналист.  

«Какие важнейшие точки "духовной географии" России вы бы назвали? Как общество может способствовать их сохранению?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.  

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что положение сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

«Потому что действительно есть такие места, куда приезжают не только православные с паломническими целями, но и светские туристы, для которых эти памятники значимы в своем роде, - как Соловки, Херсонес, Исаакиевский собор. Есть места, куда светские люди ездят куда меньше, чем православные, это многочисленные монастыри – тот же Дивеевский и другие, куда едут именно чтобы помолиться Богу, поклониться мощам, иконам. Есть еще места, которые вызывают интерес у иностранцев и всех наших граждан: Троице-Сергиева лавра, Покровский монастырь с мощами святой Матроны. То есть эти места привлекательны и очень важны для всех, - при том, что людей с общекультурными интересами больше, чем практикующих православных», - продолжил он.

«Конечно, должно подключаться государство. Например, Соловки с бытовой точки зрения в ужасном состоянии. Фактически местное население делает бизнес на отсутствии конкуренции, условия для паломников и туристов ниже среднего. Есть несколько гостиниц, которые заламывают цены, не соответствующие сервису, а местное население предоставляет такие условия, что просто стыдно. И вот этим могло бы заняться государство со своей стороны, - то есть создать достойные условия. То же касается инфраструктуры Крыма, который под Украиной не был серьезным центром туризма, потому что по сервису уступал Турции, Греции. А если заняться оборудованием мест отдыха на должном уровне, это привлечет и паломников, и светских туристов. Эти места станут привлекательнее не в силу отсутствия конкуренции, а потому что туда приятно съездить человеку со своим духовными потребностями и получить обслуживание на современном уровне и по соответствующим ценам», - отметил священник.

«Очень часто эксплуатируется название места, тогда как уровень приема не соответствует. Так что это вопрос совместных усилий со стороны государства и Церкви. Вот на Валааме почти не осталось местных жителей, остров фактически под контролем монастыря, и это пошло ему на пользу: монастырь хорошо отреставрирован, открылись новые скиты, заповедник развивается. Можно Валаам взять за образец. Дивеево тоже восстановлено с нуля не за государственные деньги, как и Троице-Сергиева лавра. Так что Церковь активно участвует, но совместные усилия были бы лучше. Это привлекло бы многих людей помимо православных: они увидят, что наши духовно-культурные центры не хуже, чем в других странах, - а людям сегодня есть с чем сравнить. Тогда и престиж этих мест повысится, и "сакральная география" будет значима для всего населения страны», - заключил о. Андрей.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «сакральная география» России не должна быть географией, связанной с историческими артефактами.

«Пусть они и сакральные, но это дело прошлого, а настоящая "сакральная география" - это сама Церковь, поэтому важно, совершается ли Литургия применимо к важным точкам нашей земной истории и географии. Национальное истинное христианское пробуждение возможно через настоящее воцерковление и осуществление соборности - не только на словах, но и на деле. А это невозможно без воцекровления народа. Поэтому определять, какие точки и где они исторически значимы, находить средства на их содержание, заниматься их рекламой – это все хорошо. Но это должно быть связано и с тем, чтобы жизнь Церкви в настоящем осуществлялась не только применительно к исторически значимым местам и датам, но и к современному русскому человеку. Именно в этом истинный смысл», - заключил священник.

Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, считает, что об этих географических точках нужно говорить не только в отношении всей России, но и каждого региона.

«У нас в Амурской области тоже есть свои места, где произошли события, изменившие ход истории. Это, например, Албазино – населенный пункт, с которого, по сути, началось освоение Дальневосточных земель. Там была крепость, которую обороняли от манчжур наши русские казаки. Это место, где сейчас стоит Триумфальная арка – там святитель Иннокентий Вениаминов встретил графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, прибывшего с прекрасной новостью – о подписании Айгунского договора, благодаря которому все левобережье Амура перешло Российской империи без единого выстрела. Потом они пошли крестным ходом к первому храму города Благовещенска, ныне восстановленному (он находится на территории Кафедрального собора), и установили там флагшток, на котором развивался такой же, как и сейчас, российский триколор. Для Амурской области это знаковые места, и я согласен с Александром Владимировичем – без прошлого нет будущего», - отметил он.

«Если мы не будем обращаться к страницам своей истории, - быть может, даже и к каким-то ее ошибкам, - многое потеряем. Многие исторические события похожи, и мы можем брать со своих предков примеры смелости, взвешенности решений. Об этом можно и нужно разговаривать, включать в современную дискуссионную повестку дня», - продолжил священник.

«Что такое родина? – это место твоего рода, непрерывающаяся связь поколений. В каждом регионе есть места, которые необходимо популяризовать, обращать внимание чиновников на их состояние. Если общественность будет молчать, они попросту исчезнут с лица земли. В нашей области на месте захоронения казаков-первопроходцев установили новые памятники. На территории Благовещенского Кафедрального собора был восстановлен самый первый храм. Найдено место, где стоял флагшток, который устанавливали Муравьев-Амурский и святитель Иннокентий – правда, сейчас он железный, а раньше был деревянным. Восстановлена Триумфальная арка, которую тоже можно назвать визитной карточкой города. Эти места посещают школьники, туристы. А если не зарастет "народная тропа" к памятникам великих людей, к местам великих событий, их не забудут. Ну и конечно нужно создавать документальные фильмы, организовывать различные выставки со старинными фотографиями, больше об этом писать», - подчеркнул он.

«Мы можем легко потерять то, что наши предки собирали такими усилиями, поливая эту землю кровью и потом. А на наши регионы, в особенности, на Дальний Восток, уже есть «покупатели» - это Китай, Япония, другие страны, для которых очень привлекательна богатая дальневосточная земля. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы наше историческое самосознание было целостным, чтобы восстановить связь времен, которую мы потеряли», - заключил о. Святослав.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, признался, что с глубочайшим уважением относится к заместителю Владимира Романовича Легойды – Александру Владимировичу Щипкову.

«Его размышления об истории России, нашем отечестве и об особенностях его бескрайней территории заслуживают пристального внимания. Наша страна и наш народ, как никакой другой, за минувшее столетие пережил историческую катастрофу, разрыв исторической памяти. Это катастрофа национальная, общенародная, мировоззренческая. Мне кажется, нельзя считать себя образованным человеком (независимо от религиозных убеждений), не прочитав, например, Новый Завет - самую тиражируемую книгу в истории всего человечества. Наверное, нельзя считать себя и вполне русским, не побывав в тех местах, о которых упоминает Александр Владимирович. Но он говорит не о том, что надо везде побывать, а о том, что визиты бывают разными. И вот это, на мой взгляд, самое важное», - отметил священник.

«Все эти удивительные места «сакральной географии» есть у всего народа, но кроме того, у каждого человека есть свои особые связи с отдельными местами. Так что сакральность имеет конкретный адрес, который не могла сменить эпоха безбожия, гонения и уничтожения каждого, кто чувствовал связь с этими сакральными адресами. Это, конечно, та религиозная основа, на которой некогда выросла вся европейская цивилизация и в частности русский народ. Речь не только об иноческих архипелагах - таких, как Валаамский или Соловецкий, не только о центрах экономической колонизации или духовного просвещения отдаленных регионов, а затем всей России, не только о величественных постройках - таких, как упоминаемые в статье Исаакиевский собор или Успенский собор Московского Кремля, но и о местах славы народа. Мы знаем: все события воинской славы, сколь-нибудь значимые события в истории народа произошли благодаря силе духа русского воина. И, когда мы говорим о сакральной географии страны, я не вижу смысла перечислять все места - наверное, это будет однобоко и неправильно, потому что их действительно очень много – от купели в Херсонесе до храма Христа Спасителя или секретного расстрельного Бутовского полигона НКВД», - добавил он.

«Мне хочется сказать о первооснове этой сакральной географии, о том, что в Евангелии называется камнем, где стоит сакральное здание, на котором строится и все остальное. Этот камень – Христос. И, если мы не вернемся сегодня к тому пониманию основы нашего бытия, которое было у наших предков, вся великая сакральная история, сакральная география превратится в туристические объекты, фотографии, сувениры и поток людей, которые услаждают свой взгляд, но сердце их не отзывается - об этом, на мой взгляд, и пишет автор. Еще одной сакральной ценностью в истории нашей страны всегда была семья. Россия всегда была семейной, многодетной страной, поэтому ничто ей было не страшно. Неслучайно в плане "Ост" основной упор относительно восточных территорий делается, прежде всего, на разрушение семьи. И средства все описаны. Можно сегодня посмотреть на уличную рекламу, содержание телевизионных программ, зайти в интернет, чтобы понять – семья разрушается. Все, что написано в плане «Ост», реализуется. И основой упор делается на разрушение нравственности», - заключил о. Филипп.

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил, что   «каждый поселок, где есть храм, или был когда-то, как раз то сакральное место, откуда начала развиваться жизнь на селе, образовался город или какой-то населенный пункт».  

«Это любой храм, где совершается Божественная Литургия, происходит чудо Евхаристии, люди объединяются в единую семью, становятся братьями и сестрами по духу и по крови. Любой верующий, который посещает храм, скажет: место, где он стоит в нем, для него свято. Там человек проводит время, которое хочет посвятить Богу. А вообще "сакральная география" - очень интересный термин, и над этим нужно поразмышлять. Но что тревожит – мы находимся на том историческом и временном отрезке, когда нам и в самом деле нужно решать: можем ли мы восстановить культурное, духовное единство нашего народа, - действительно ли мы в единой культурной исторической среде или все-таки разошлись во взглядах? Вот это очень интересный вопрос, который нужно обсуждать. Думаю, однозначно на него никто не ответит, потому что есть и примеры возрождения духовности, и ее полного отсутствия», - подчеркнул он.

«Трудно связывать тот или иной этап возрождения национальной идеи, духа с каким-то конкретным местом, хотя действительно для нас знаковые места и Херсонес, и Бородино, и Куликово поле, и Мамаев Курган, и Курская Дуга - там наш народ максимально проявил свои духовные качества. Я бы обязательно добавил к этому списку и научные центры, без которых невозможно представить нашу страну. Культурная основа государства и наши театры. Все это нужно учитывать, потому что культура может быть разной», - заключил о. Вячеслав.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что духовная география - понятие очень широкое.

«Я все-таки считаю, что "духовное" - прежде всего, священное, церковное. Именно это входит в понятие "сакральное пространство" - пространство в широком смысле литургическое. Не только то место, где служилась Литургия (хотя это имеет первостепенное значение), но и то, где совершилось крещение, связанное с таинствами жизни Церкви. С этой точки зрения любое место, где совершалось таинство, уже сакральное пространство. Не только место Крещения Руси, колыбель трех народов – украинского, русского и белорусского, но и любой храм, даже провинциальный и заброшенный, - уже сакральная точка. Это известно не только человеку верующему, но даже людям, далеким от Церкви, которые считают себя если и не атеистами, то, по крайней мере, людьми нецерковными. Они тоже чувствуют: любой древний храм, - даже с уже проваленным куполом, с испорченной колокольней, с растущими на крыше березами – священное место», - продолжил он.

«С другой стороны, для нас святы и места, которые связаны с жизнью нашей страны, с происходившими там историческими, военными, политическими и культурными событиями. Это уже другое понятие духовности - то, что мы называем патриотизмом. Эти места тоже дороги сердцу каждого русского человека, и к ним тоже нужно относиться благоговейно. Но я бы не стал противопоставлять такое отношение к этим священным местам «палаточной жизни» – а я прекрасно понимаю, что имел в виду Александр Владимирович – алкоголь, а иногда блуд и прочие вещи, ассоциирующиеся с туристической жизнью. Это просто говорит о том, что туристов тоже необходимо воцерковлять. У меня есть замечательный опыт воцерковления молодежи, которая, живя в палатках, с благоговением и трепетом относится и к местам, связанным с историей Церкви, где были древние храмы, да и просто культурные объекты. Они у этих молодых людей тоже вызывают чувство благоговения и восторга», - продолжил священник.

«И в этом я вижу некоторое противоречие: если мы хотим, чтобы почитание таких мест шло не "сверху", а "снизу", чтобы к ним с трепетом относилась молодежь, без "палаточной темы" не обойтись. Люди ездили на Соловки не потому, что хотели там "гульнуть" - их привлекала древность этого места, его особая роль в истории. И поэтому, мне кажется, не стоит противопоставлять палаточную жизнь сакральности таких мест, скорее, нужно воспитывать молодежь - быть может, именно там.. Если это, предположим, Соловки, можно организовать миссионерские экскурсии, рассказать оказавшимся там людям, почему это место связано с историей нашего отечества, о страданиях тех, кто жил там – дабы пробудить некое благоговейное чувство. Я вспоминаю эпизод из замечательного фильма "А зори здесь тихие" - про туристов, оказавшихся там, где сражались девушки. Он подтверждает: палаточная жизнь не противоречит трепетному отношению к памяти предков, к подвигу нашего народа. Ну а чиновники, на мой взгляд, должны быть посредниками между народом и властью, стараться не допускать конфликтов на этих территориях», - заключил отец Димитрий.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий