«Антиохийская Церковь не будет участвовать в Святом и Великом Соборе»

Опубликовано заявление Священного Синода Антиохийской Церкви по поводу участия во Всеправославном Соборе

Как сообщалось, 6 июня 2016 года, на 7-й чрезвычайной сессии Священного Синода Антиохийской Православной Церкви, было принято чрезвычайное решение не принимать участие во Всеправославном Соборе на Крите, если «не будут устранены причины, препятствующие участию в Святой Евхаристии во время Собора». Портал Православие.Ru опубликовал полный текст Заявления Секретариата Антиохийского Патриархата.  

В заявлении отмечается, что Священный Синод Антиохийского Патриархата 6 июня провел заседание под председательством его Святейшества Патриарха Иоанна X в присутствии преосвященных епископов для изучения позиций Поместных Православных Церквей относительно Святого и Великого Всеправославного Собора (именуемого ниже «Великим Собором») и вопросов, вынесенных на его повестку дня, для выражения соответствующей позиции Антиохийской Церкви по этому вопросу, принимая во внимание решение Священного Синода Константинопольского Патриархата от 31 мая сего года «о формировании комиссии представителей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, которые соберутся сразу после Великого и Святого Собора, тогда как Константинопольский Патриархат будет выступать в роли координатора», а также для выработки решения в связи с нарушением Иерусалимским Патриархатом канонических юрисдикционных границ Антиохийского Патриархата в эмирате Катар.

В заявлении отмечается, что по рассмотрении позиций Поместных Православных Церквей члены Синода Антиохийской Церкви пришли к выводам:

«1. Позиции ряда Поместных Церквей по большинству вопросов, внесенных в повестку дня Великого Собора, все еще расходятся; некоторые Церкви не согласны с определенными документами, представленными для Великого Собора в их нынешней форме; они ясно сформулировали это в решениях, принятых их Священными Синодами.

2. Некоторые Поместные Церкви выражают существенные замечания по поводу организационных аспектов Великого Собора, его финансовых расходов, а также способов применения соглашений, достигнутых Предстоятелями Православных Церквей в Шамбези в 2016 году.

3. Болгарская Православная Церковь 1 июня 2016 года опубликовала решение Синода, в котором выразила свои замечания и просила Святейшего Вселенского Патриарха перенести созыв Великого Собора на более поздний срок с продолжением активных подготовительных работ, иначе она отказывается от участия в нем.

4. Русская Православная Церковь, согласно решению Синода от 3 июня 2016 года, предложила созвать экстренное совещание до начала Великого Собора для изучения нерешенных проблем и достижения консенсуса по поводу замечаний, выдвинутых Синодами Церквей.

Это решение подчеркнуло уважение принципа консенсуса через участие всех Автокефальных Церквей на этом Соборе».

Кроме того, отмечается далее в заявлении, члены Синода Антиохийской Церкви также обратили внимание на то, что:

«1. Комментарии и замечания Антиохийской Церкви касательно правил внутренней процедуры Великого Собора и решения Совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей от 21-28 января 2016 года (оба этих документа не подписаны Антиохийской Православной Церковью) до настоящего времени не были приняты во внимание вопреки правилам, установленным для совместной православной работы Его Святейшеством Вселенским Патриархом Афинагором I, начавшим подготовку к Великому Собору, которые обращают особое внимание на необходимость всеобщего согласия Автокефальных Церквей по всем решениям.

2. Документ, касающийся таинства брака и препятствий к нему, все еще не снят с повестки дня Великого Собора, хотя он не был подписан Антиохийской и Грузинской Церквями.

3. Вопрос о диаспоре включен в повестку дня Великого Собора, хотя не была дана оценка работе епископских собраний, несмотря на неоднократные призывы Антиохийского Патриархата созвать специальное совещание для оценки деятельности этих собраний и предложить Церковные решения до созыва Великого Собора. Эти собрания были созданы "для переходного порядка, который бы подготовил фундамент для здравого канонического решения проблемы диаспор, при условии, что их деятельность будет ограничена периодом подготовки к Великому Собору…" (параграф 1.B. текста решения по поводу проблемы диаспор, принятого на Четвертом Православном Предсоборном Совещании в Шамбези 6-12 июня 2009 года). Следовательно, необходимо оценить работу этих собраний до начала Великого Собора, чтобы ему не приходилось напрямую решать проблему диаспор и вопросы епископских собраний без предсоборной подготовки.

4. Вопрос "о Церковном календаре и единой дате празднования Пасхи" снят с повестки дня Великого Собора, несмотря на его актуальность для православной паствы Антиохийской Церкви, ожидающей от полноты Православной Церкви пастырской позиции по этой проблеме.

5. Раздел, связанный с оценкой диалога с другими христианами, проект которого предполагалось составить в ближайшее время до созыва Великого Собора для включения в документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", до сих пор не был ни составлен, ни одобрен.

6. Содержание документа "Автономия и способ ее провозглашения" должно быть одобрено, прежде чем оно будет включено в повестку дня Великого Собора.

7. Последний предсоборный этап был отмечен отсутствием реального и эффективного вклада Православных Церквей в подготовительную работу, медленным темпом работы секретариата и отсутствием ясности относительно графика и работы сессий; это может привести к срыву синодальных сессий.

8. Последнее предложение Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года перенести разрешение спора с Иерусалимским Патриархатом до окончания Великого Собора противоречит инициативе Вселенского Патриарха от 5 апреля 2016 года и ответу на него Антиохийского Патриархата, а также показывает неуважение к данной серьезной проблеме, которая отразится на Святом и Великом Православном Соборе. Святой и Великий Православный Собор не может проводиться, когда прервано Евхаристическое общение между двумя Апостольскими Церквями, принимая во внимание евхаристический характер данного Собора. Выдвинутое предложение в преддверии Собора оставляет лишь один и притом неприемлемый путь – участвовать в Великом Соборе, не совершая при этом Евхаристии, так как не было найдено решения в связи с продолжающимися уже более трех лет каноническими нарушениями Иерусалимского Патриархата (см. заявление Синода Антиохийской Церкви от 1 июня 2016 года относительно данного спора).

9. Проблема в связи с нарушением Иерусалимским Патриархатом юрисдикционных границ приобрела волнующие и угрожающие масштабы вследствие заявлений Иерусалимского Патриархата в переписке с Антиохийским Патриархатом, что другие территории в канонической юрисдикции Антиохийской Церкви принадлежат Иерусалимской Церкви».

«Следует учесть, что Антиохийская Церковь прилагает немалые усилия для сохранения православного единства с самого начала подготовки к Всеправославному собору в 1961 году, оставаясь верной блаженной памяти Патриархам Илие IV и Игнатию IV, внесшим огромный вклад в развитие предсоборных совещаний будущего Великого Собора. Антиохийский Патриархат в лице своего Предстоятеля Патриарха Иоанна X до сих пор со всяким тщанием, твердостью и жертвенностью старается сохранять это единство. Хотя Антиохийская Церковь не подписывала решения Совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей на Фанаре в марте 2014 года, она принимала участие в подготовительных комиссиях Великого Собора, в Пятом Предсоборном Совещании в Шамбези в 2015 году и в Совещании Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей в Шамбези в 2016 году. И хотя она не подписывала никакие решения последних совещаний, она участвовала в работе подготовительных комиссий Великого Всеправославного Собора в целях содействия совместной православной работе, что она делает на протяжении десятилетий в надежде решить все накопившиеся проблемы до созыва Великого Собора», - отмечается в заявлении.

«Антиохийская Церковь даровала этому событию, величайшему и самому прекрасному в новейшей истории Церкви, его заслуженное место, подготовив все его проекты документов на арабском языке и сделав их доступными для паствы. Священный Синод Антиохийской Церкви также сопровождал подготовительную работу к Собору и предлагал нужные изменения к его документам», - говорится далее.

«Из всего вышесказанного следует, - пишут авторы документа, - что созыв Святого и Великого Собора, подготовка к которому длится на протяжении поколений, находится под угрозой из-за ряда сложностей и нуждается в дальнейшей подготовке в связи с проблемами, которые нужно будет решить, и практическими деталями, связанными с его созывом и работой».

«Антиохийская Церковь, в свете всех переживаемых ею испытаний, самых драматичных за всю ее историю, и несмотря на плачевное положение ее паствы, особенно в Сирии, Ливане и Ираке, не жалела ни сил, ни времени, ни молитв ради успеха усилий, направленных на созыв Собора в наши дни и ради своего участия в нем, хотя ей приходится претерпевать человеческий и экономический кризис. Если Собор соберется, но две Церкви, возникшие еще в апостольские времена, не будут находиться в Евхаристическом общении друг с другом, то это значит, что участие в синодальных сессиях будет возможно без участия в Святой Евхаристии. В этом случае Собор не будет иметь экклезиологического характера, сохранив только административное качество, что пойдет вразрез с исконно православной традицией. Собор организуется для выражения православного единства. Это предполагает дух любви и братства во Христе и немалую заботу о сегодняшнем человечестве. Все это означает достижение согласия Автокефальных Православных Церквей по очень многим вопросам, гарантирует их участие в работе Собора и единогласное принятие его решений», - отмечается в заявлении.

«Кроме того, паства Антиохийской Церкви, ознакомившись с повесткой дня и документами Собора, со скорбью констатирует, что Собор не направлен на борьбу с вызовами верующих, особенно молодежи. Верующая паства выразила тревогу, поскольку Собор отклоняется от своих первоначальных принципов, ради чего он и созывается: вместе ответить на современные вызовы Православной Церкви и свидетельствовать о Православии в мире», - говорится далее.

В результате, как указывается в документе, члены Священного Синода Антиохийской Церкви единодушно решили следующее:

«1. Просить Его Святейшество Вселенского Патриарха поработать над достижением консенсуса в связи с замечаниями, выдвинутыми Автокефальными Православными Церквями по поводу Великого Всеправославного Собора, до открытия этого Собора. В противном случае Антиохийская Церковь просит отложить проведение Святого и Великого Собора до тех пор, пока не будет достигнут мир во взаимоотношениях между отдельными Поместными Церквями и пока не будет обеспечен православный консенсус о повестке дня, Регламенте, исполнительных и практических процедурах.

2. Антиохийская Церковь не будет участвовать в Святом и Великом Соборе, пока не будут устранены причины, препятствующие участию в Святой Евхаристии во время Собора. Последнее достижимо путем нахождения окончательного решения в связи с нарушением Иерусалимским Патриархатом канонических юрисдикционных границ Антиохийской Церкви, что и привело к разрыву Евхаристического общения с Иерусалимской Церковью.

3. Заверить в важности участия всех Автокефальных Православных Церквей в Святом и Великом Соборе, а также в том, что его решения должны приниматься в присутствии их представителей при единогласном одобрении, согласно базовому принципу любого Всеправославного Собора и ради сохранения единства Православной Церкви.

4. Донести до сведения всех остальных Поместных Православных Церквей позицию Антиохийской Церкви.

5. Просить верующих молиться вместе с их пастырями, чтобы Святой Дух направлял Церковь на пути к единству ради ее общего свидетельства о Христе в этом мире».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?"
«Собрание будет бесполезным, поскольку участники будут несогласны друг с другом»
Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины
02.03.2019
Антихрист призван осудить ересь экуменизма?
Или почему VIII Вселенский Собор не может быть созван для преодоления украинского раскола
29.11.2018
«Заговор против Православия» — трезвая христианская мысль или паранойя?
Опасения по поводу проведения Восьмого Вселенского Собора имеют под собою определённые основания
23.11.2018
Критская затея патриарха Варфоломея апокалипсисом и не пахнет
Крит-2 — слишком красивая идея для человека, который ведет себя, как старый склочник
16.11.2018
Все статьи темы