Итоги съезда Общества русской словесности подвел в интервью «Русской народной линии» его участник, профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Иванович Аннушкин:
Владимир Путин, придя на съезд, начал речь со слов о русской идентичности, в сущности, поставив перед всеми вопрос: что такое современный русский человек и как ему утверждать себя в нашем сложном мире? Сделать это можно только с помощью языка, который выражает в человеке всё: мысль – как понимание действительности, чувства – как оценка происходящего, волю к жизни, которая теперь более мобилизована, нежели два десятка лет тому назад. Мысль, чувства и воля – это три составные части души, как писали в классических учебниках словесности, а «язык – душа народа».
Поэтому вопрос, как определить себя с помощью языка, исключительно важен. Значение слов и понимание того, как организована наша речевая действительность, чрезвычайно важны для общего стиля современной жизни. Стиль речи, стиль управления, стиль человеческих взаимоотношений на работе и в семье, выраженный в мыслях и словах, делает жизнь комфортной или дискомфортной, благополучной или несчастной. Увы, значение языка – речи - слова внятно далеко не всем.
Пример: на съезде 26 мая много говорили о деловой прозе. Аплодисментами встречали реплики некоторых ораторов, которые призывали уничтожить бюрократическую документацию в вузах и школах. А ведь это проблема именно «словесности»: мы не можем эффективно работать, потому что чересчур обременены бумагами.
И так язык соединяет нас во всех сферах, «сообщает сердце с сердцем». Эта фраза прозвучала из уст Патриарха, но впервые она была в сочинениях Михаила Васильевича Ломоносова, который писал о нашем «со-общении» в мыслях и словах.
Наша идентичность состоит в том, как мы думаем и как оцениваем действительность. Например, если кто-то желает нам предложить другие оценки Великой Отечественной войны или нашей истории войны 1812 года, Крымской войны, изменить вообще наше отношение к Родине, то эти «словесные» действия существенно меняют картину нашей сегодняшней жизни, разделяя общество.
Приведу пример наших исторических оценок Крымской войны 1855 года. В феврале 1856 года вся Москва встречала крымских моряков, которые переводились из Севастополя на службу в Архангельск и Мурманск. Приехали санкт-петербургские морские офицеры, и Москва всеми сословиями славила и поздравляла севастопольских моряков с их подвигами во время Крымской войны. Мы не знаем таких простых фактов, но если бы прочитали, как это событие описывает историк Погодин, если бы увидели единство и единодушие народа в восприятии исторических событий, то наверняка поняли и почувствовали бы, каким «единым» наше общество может быть и сегодня. Так во всём.
Культура народа состоит в том, что он имеет единую культурную, идеологическую и нравственную идентичность. И именно эти факты единства позволяют развиваться каждой человеческой личности, потому что имеется прочная и твердая идеология. Каждый человек начинает самостоятельно развиваться в этих условиях любви, мудрости, неискаженной истины и подлинной словесной красоты.
Святейший Патриарх в своем выступлении так мастерски расставил все акценты, что над каждой частью его речи хочется поразмышлять. Например, афористическое и точное называние русской словесности «культурным столпом государственной жизни».
Идея Слова – основная в европейской и русской философии жизни. Если Слово было «в начале» и «было у Бога», если человек – создание «словесное», то есть божественное, то и вся жизнь организуется Словом, которое присутствует в каждом человеческом деянии как его замысел, воплощенная мысль, чувство, воля, сам словесный поступок, который тоже есть дело и проверяется по делам. Именно русская филологическая мысль изобрела термин «словесность» - и это для нас образец творческой мысли, работающей над созданием слова. Перевести «словесность» на иностранные языки невозможно…
Хочу также обратить внимание на то, что на съезде обсуждались прежде всего проблемы русского языка и литературы (хотя это узкое понимание словесности). Но эти вопросы сегодня наиважнейшие: всех волнует, чему (содержание!) и как (методика!) учат в школе? Почему столь неудовлетворительны знания наших выпускников, результатом чего были чудовищно низкие баллы прошлогоднего ЕГЭ? Почему так мало читают? и т.д.
Или вот важнейшая проблема: образ будущего человека формируется в школе в контактах со своим учителем. Патриарх обратил внимание на то, что надо понимать, с каким человеком общается ученик. Общение должно быть активным, сердечным, мудрым, добрым, эстетически совершенным. Всё зависит от того, как мы организуем это общение.
Методика обучения в классе и уровень контроля и проверки знаний также являются формой общения. Замечательно, что наша школа возвращается к классическим формам проверки знаний. Мы вернулись к сочинению, и теперь задача поднять его до такого уровня, чтобы школьники писали на глубокие, интересующие их темы.
Приведу в пример Царскосельский лицей, где учитель русской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский ставил темы далеко не легкомысленные, например: «Бессмертие есть цель человеческой жизни», «Строгое исполнение своих обязанностей есть первый долг христианина». Скажете: «Устарело»? Но разве устарели вопросы о смысле жизни, о долге и чести? Это всё проблемы, которые ставит великая русская литература.
Впрочем, первой темой Кошанского, предложенной мальчикам, была просто «Роза»: учитель вошел в класс с розой в руках, поставил её в вазу и попросил учеников описать «цветок». Так родилось одно из первых стихотворений Пушкина, приведшее в восторг его товарищей и самогó строгого учителя.
Значит, главный вопрос, который всегда стоял и стоит перед учителем, школой, родителями, учениками: ЧЕМУ учить? От состава текстов, формирующих учебный предмет, будет зависеть будущее мировоззрение, философия и язык, которым будут говорить ученики о жизни. Патриарх назвал эту проблему «золотым каноном» русской словесности: «Золотой канон – это малый, но фундаментальный список текстов, который должен знать носитель нашей русской литературной культуры». Действительно, должен существовать фундаментальный состав культурно значимых текстов, который знает каждый русский человек и который объединяет нас в единой ментальности, формируя ту самую русскую идентичность, о которой заговорил Президент.
Симптоматично, что на Съезде заговорили, наконец, об устной компоненте. Об этом заявил Патриарх, которого поддержала Людмила Алексеевна Вербицкая, президент РАО и Российского общества преподавателей русского языка и литературы. В какой форме сдавать ЕГЭ? Очень важно, чтобы на экзамене присутствовал устный диалог. Ныне школьник готовится только к письменному экзамену, поэтому у него нет необходимости общаться с учителем.
Но самое главное в школе: знания учебного предмета передаются только через личность учителя, который обращается к ученикам с устным словом. А ученик тянется к контактам с учителем – эти контакты только и формируют личность ученика в реальном устном взаимодействии с наставником. Но пока наш учитель обременен «писаниной», то есть отчетностью и бюрократическими обязанностями. Поэтому очень важно вернуть устный экзамен, без этого школа просто не может существовать.
Есть ещё один миф, рожденный развитием речевых технологий. Наши педагоги-управленцы, обманутые развитием компьютерных технологий, предполагают, что можно выучить ученика, если он будет общаться с учителем через компьютер, телефон или планшет. Эти новые формы общения требуют активного внедрения, но они никак не заменят ни устную речь, ни письменную речь, а последняя, кстати, всегда была основой хорошей литературной речи. Собственно, в школу и идут учиться «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь», а мы свели до минимума обучение чистому и красивому письму: если кто-то думает, что воспитать личность можно без умения писать – желательно сначала пёрышком, потом хорошей авторучкой, да так, чтобы человек понимал, что мысль рождается только в «писательском обдумывании» и редактировании текста, - тот ничего не понимает ни в писательстве, ни в педагогике.
В поддержку этих мыслей добавлю: для ученика важны психологические переживания сдачи экзамены. Сегодня ученика обыскивают перед экзаменом как преступника, а экзамен должен стать испытанием, заканчивающимся радостью. Волнительные ожидания являются положительными чувствами, потому что таким образом ученик созревает. Ученику трудно, он боится получить плохую оценку, но эти страх и волнение – «начало премудрости», это святое беспокойство приучает его преодолевать трудности – учиться говорить, не зажиматься в устной речи. Преодолевая трудности, он учится вступать во взрослую жизнь.
Патриарх завершил доклад словами о том, что мы находимся в «очень важной точке нашего духовного, культурного развития». Удастся ли кардинально изменить ситуацию – зависит от нашей изобретательности, вдохновения, дерзновения, искренности и скромности, ответственности за наши собственные слова перед лицом тех преобразований, которые назрели в нашей словесности, а значит, и в жизни.
1. Спасибо