Заявка на участие была подана в декабре 2015 года. Феодоровский собор предстал в этой заявке как уникальный мемориальный историко-архитектурный ансамбль «Уголок Древней Руси в Петербурге». Но, как рассказал корреспонденту «Воды живой» настоятель протоиерей Александр Сорокин, проект преследует не столько историко-культурную, сколько миссионерскую цель.
Программу посещения готовили пятьдесят прихожан и служащих собора. В нижнем храме проходила экскурсия «Наследие Византии», в верхнем - «Царский венец». На хорах разместилась выставка современного христианского искусства: мозаики и оловянной миниатюры, в башне - иконописная и золотошвейная мастерские. Желающих пригласили посетить учебную звонницу и колокольню собора. Каждый час в верхнем храме проходили концерты. Выступал хор древнерусского знаменного пения «Ключ разумения», любительский хор храма под управлением Веры Петровой, профессиональный хор с регентом Анастасией Сорокиной, хор византийского пения «Пахомий Логофет» под управлением Серафима Астахова. Помимо этого можно было познакомиться с храмом-часовней святых новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века на территории собора. Также были проведены экскурсии для франко- и англоязычных посетителей.
Следуя за одним из экскурсоводов, Григорием, по нижнему храму, гости узнали, что его не успели освятить до революции, а нынешний свой облик храм получил благодаря особому видению талантливого художника и иконописца архимандрита Зинона (Теодора). Интерьер, о котором было известно только то, что он выдержан в византийском стиле, был разработан вплоть до мельчайших деталей. Посетители двигались от солеи к жертвеннику, стены которого расписаны ветхозаветными сюжетами. Группа останавливалась перед Царскими вратами и видела престол так близко, как никогда, так как в нижнем храме отсутствует иконостас. У баптистерия - большого бассейна из мрамора - Григорий рассказал, что именно в таких условиях, при полном погружении, крещаемый может почувствовать, что значит умереть для греха и воскреснуть для новой жизни. Большой интерес вызвал лабиринт в центре храма, который символизирует путь человека навстречу Богу.
После осмотра нижнего храма посетителям предстояло познакомиться с ярославско-московским стилем верхнего храма, увидеть точно восстановленный, но оставленный без позолоты иконостас, фотографии молокозавода, в который был превращен храм в советские годы, подойти к Феодоровской иконе Божией Матери, получить возможность позвонить в колокола. На выставке христианской миниатюры изделия огранялись на глазах гостей собора. В иконописной мастерской можно было собственноручно перетереть минеральные краски.
Многие петербуржцы не слышали о Феодоровском соборе, кто-то знал, но никогда не бывал, а некоторые впервые оказались внутри православного храма. Еще в начале экскурсии, у баптистерия, рассказ о храме коснулся жизни прихода, в том числе курсов оглашения, которые проходят с сентября по май. Было объявлено о культурных и духовно-просветительских мероприятиях, проходящих в храме и доме причта. На протяжении акции в соборе находились священники, к которым можно было подойти и задать вопросы.
За несколько часов храм посетило столько людей, сколько не посещало ни в какой другой день. Видимо, пройти внутрь по билету - для многих более привычный способ войти в православный храм, чем в любое другое время попасть в него бесплатно. И если это пока единственный способ «открыть свои двери» для невоцерковленных людей, то собор сделал все, чтобы оказать гостеприимство.
Те, кто не смог посетить Феодоровский собор в «Ночь музеев», могут сделать это в другое время: храм открыт ежедневно с 06:00 до 20:00, на его сайте есть расписание богослужений, а по субботам в 14:00 в нем проходят бесплатные экскурсии.
Ситуацию комментирует в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
«Ночь музеев» - это популярная и распространенная акция, нацеленная на привлечение внимания горожан, тем более в Петербурге настала пора белых ночей. Посетив ночью музей, люди вновь пожелают в него прийти. Я понимаю музейщиков, которые переживают не лучшие времена, но мы, православные, причем тут? Мы должны приходить в храм для всенощной молитвы, а не для музейных расспросов. С одной стороны, в этом деле может быть некое миссионерское зерно: люди взглянут на внешнее благолепие храма и проникнутся его внутренней красотой, как прониклись послы князя Владимира. Но, с другой стороны, учитывая секулярный формат действа, боюсь, что всё происходит наоборот. В перестройку мы пережили радостные дни, когда храмы, превращенные в музеи, вновь передавались Церкви, возвращая свое истинное назначение. А ныне, увы, мы наблюдаем своего рода обратный откат – храмы вновь становятся музеями, но теперь уже не из-за атеистического насилия, не потому, что туда пришли солдаты с ружьями и чекисты с наганами, а по воле настоятелей.
Мы наступаем на те же грабли, что и католицизм, пытаясь адаптироваться к обществу и играть по его правилам, забывая правила, данные нам с Синайской горы и в Нагорной проповеди. Адаптируясь и мимикрируя, мы невольно изменяем Богу и себе. И за это нам еще придется ждать хорошего вразумления свыше.
Интерьер Феодоровского собора нельзя назвать музейным, ибо, к сожалению, в 30-е годы прежний собор был разорен и уничтожен. Ныне присутствует новодел, временами весьма сомнительный, взять тот же лабиринт на полу, который никогда мы не увидим на полах православных храмов, но зато увидим в католических костёлах. Это аллегория пути в Иерусалим для средневекового крестоносца. Кого мы воспитываем? Будущих крестоносцев-католиков или все-таки православных христиан? Честно говоря, для меня эта акция весьма сомнительна. Все эти секулярные игры не могут ничем хорошим закончиться.