«Главное – не "ударяться" в богословие, а рассказать, что такое настоящее счастье»

Известные пастыри о том, сможет ли курс ОРКСЭ стать «прививкой от терроризма»

По поручению департамента образования Московский институт открытого образования (МИОО) и столичные вузы проводят обследование школ города, чтобы улучшить качество духовно-нравственного образования. По результатам исследования будут составлены рекомендации для учителей. У них появится новая задача — с помощью курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) противодействовать развитию экстремистской идеологии и терроризма, пишет Regions.ru со ссылкой на газету «Известия». 

По словам профессора кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета (МГПУ) Георгия Гогоберидзе, самая главная задача, которая стоит перед экспертами, проводящими мониторинг, — подготовить систему противодействия терроризму. «Сегодня, когда активизировались радикальные элементы национально-религиозных организаций и в России в целом, и в Москве в частности, образовательные центры могли бы сыграть колоссальную роль, чтобы ликвидировать религиозное невежество, научить подрастающее поколение отличать истинную религию от сектантского, радикального вероучения. Эта система противодействия экстремистской и террористической идеологии легко ложится в рамки курса ОРКСЭ, и это самая большая проблема, которой мы занимаемся», — сказал Георгий Гогоберидзе. 

Он отметил, что с помощью мониторинга планируется решить и другие проблемы, связанные с курсом ОРКСЭ. В анкетировании будут участвовать не только педагоги и школьники, но и их родители. «Мы по нескольким направлениям идем: определяем уровень компетентности учителей, выясняем, насколько хорошо подготовлены учащиеся и как к ОРКСЭ относятся родители», — говорит Гогоберидзе. По его словам, несмотря на то, что по закону «Об образовании» школы — это светские учреждения, в Москве фиксируются случаи, когда преподаватели ОРКСЭ «ударяются» в богословие. 

«Замечаете ли вы сами какие-либо результаты (положительные или отрицательные) преподавания «Основ религиозной культуры»? Может ли этот курс стать «прививкой от терроризма»? Какие проблемы, на ваш взгляд, с ним связаны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, признался, что не может сказать о каких-либо результатах. «Пока хорошо заметны только проблемы, а именно недостаток хорошо подготовленных учителей, - отметил он. - Сами учителя, преподающие "Основы православной культуры", говорят мне, что не на все детские вопросы могут ответить. Это показывает поверхностность их знаний. А ОПК, на мой взгляд, - такой предмет, который лучше вообще не преподавать, чем преподавать плохо». 

«Прививкой от терроризма может стать повышение общего уровня культуры. Я вижу что, от людей, хотя бы номинально православных, не исходит такой угрозы - чего не скажешь о людях, исповедующих ислам в его радикальных формах. Я уверен, что это задача традиционных мусульман и исламского духовенства - воспитывать своих единоверцев так, чтобы они не уходили в радикальные исламские "секты", откуда, можно сказать, выходит большинство людей совершающих теракты. Кроме того, наше телевидение и, в некоторой степени, социальные сети - это источник духовного терроризма, подрывающего основы нравственности в обществе. И этим нужно заниматься очень серьёзно», - призвал отец Игорь.
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил, что этот предмет ввели в школах всего несколько лет назад. «Как за это короткое время можно заметить какие-то результаты в преподавании курса? – вопрошает он. - Не думаю, что за такой короткий срок можно отследить какие-то серьезные недостатки». 

«А о терроризме говорить надо, чтобы умели отличать псевдорелигию от настоящей, - пояснил отец Андрей. - Но религиозный экстремизм порой заразителен не потому, что человек не прослушал тот или иной учебный курс, а элементарно от неудовлетворенности качеством жизни. Людям надо предлагать смысл жизни, а не создавать образ потребителя земных благ. Надо формулировать высшие ценности, и тогда смотреть в сторону экстремистов будет незачем».
 
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, назвал такой дополнительный модуль «Духовная безопасность». «У нас есть ОБЖ, но это нечто другое. В смысле духовной безопасности у нас дыра, в которую все льется, - сожалеет он. - А ведь у нас есть интересные разработки, созданные совместно с МВД, есть книги, а главное - хватает батюшек, которые этой темой занимаются. И этот опыт хорошо бы тиражировать, - пусть госструктуры к нам обратятся, мы им бесплатно дадим информацию». 

«Людей надо просвещать, - убежден пастырь. - Они должны понимать, что происходит. Это очень важно: духовная безопасность входит в национальную безопасность страны. Но чтобы предмет стал нужным, его надо преподавать соответственно. А курс ОРКСЭ сегодня напоминает басню Крылова про соловья: чем красивее поет, тем сильнее душат».
 
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, сказал: «В нашем регионе преподавание этого предмета "хромает" – это отмечал и Святейший Патриарх Кирилл. Большинство родителей почему-то выбрали светскую этику, а она в плане борьбы с экстремизмом проигрывает: в учебниках размыты термины, формулировки. А детям нужна конкретика. Они не могут воспринимать поверхностные, если не хуже, двусмысленные выражения. Им нужны четкие установки. Светская этика таких установок не дает». 

«Другая проблема мне видится в образовании самих педагогов, которые берутся за эту работу, - отметил отец Александр. - И дело не только в том, чтобы они где-то получали это образование - сейчас таких центров очень много, к тому же можно заняться самообучением. Беда в том, человек сам настроен "на светский лад". Математику можно любить или нет, но ее можно преподавать и в том, и в другом случае. А с предметами по религиозным культурам так не получается – к сожалению или к счастью. Человек должен разделять воззрения, о которых говорит. Если он будет преподавать предмет "сухо", успеха ждать не стоит. Дети хорошо усваивают материал, лишь когда педагог умеет и хочет передать не только суть предмета, но и свое отношение к нему. И дети по отношению учителя к своему предмету делают выводы, насколько этот предмет хорош, и нужен ли он». 

«Если педагог любит свой предмет, эту любовь он передает своим питомцам, - подчеркнул пастырь. - Есть дети с высокой, средней и низкой успеваемостью. Так вот: в классах, где педагог умеет передать свою любовь и правильное отношение к предмету, даже отстающие дети добиваются хороших результатов. Это, на мой взгляд, самое главное и самое сложное – научить педагога правильно относиться к тому, что он преподает, и суметь преподать материал детям. Если упустить этот момент, цель будет не достигнута – в этом я согласен с уважаемым профессором».

«Поэтому и церковному, и светскому сообществу нужно решать эту важную проблему. Ее можно обозначить иначе – преподавателями православной культуры должны быть воцерковленные люди. И дело не в том, чтобы учить детей молитвам, а в том, чтобы показать свое отношение к тому, что преподают. Дети не терпят двойных стандартов, поверхностных подходов», - заключил священник.
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «рано еще говорить о результатах: пока что курс ОРКСЭ – это всего лишь один учебный год, да еще в младших классах. Насколько я знаю, сейчас ведется дискуссия о том, чтобы расширить этот курс и преподавать его и в старшей школе – когда формируется мировоззрение, система ценностей, отношение к жизни». 

«А в качестве противодействия терроризму он, конечно, очень важен – если мы посмотрим на различные радикальные группировки разного толка, там обязательно найдется религиозный подтекст - или ясно выраженный, или читаемый в контексте. Поэтому такая прививка, как изучение традиционных религиозных культур, присущих тем или иным народам России, очень важна для закрепления традиционных ценностей, которые в современном обществе, увы, размываются, формирования преемственности. Сейчас это как никогда необходимо, в том числе, для противодействия опасным разрушительным явлениям», - заключил отец Константин.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил: «Когда есть фундамент под ногами, ты не будешь строить карточный домик. А если фундамента нет, домик неизбежно рушится. И если мы не заинтересуем нашу молодежь, ее заинтересуют другие». 

«Я веду беседы со студентами на тему православной семьи, и вижу их интерес к этому. Что такое православная семья? – уважение старшего поколения к младшему и наоборот, это то, что лежит в основе государства, жизни человека. Когда у него крепкая, хорошая семья, он меньше совершает злых поступков, готов воспитывать детей на собственном примере. Главное здесь – не "ударяться" в богословие, а рассказать, что такое настоящее счастье, - убежден отец Андрей. - Современное общество трактует его как достижение материальных благ, построение карьеры. В результате человек начинает противоестественную погоню за этими «ценностями». И когда не получает желаемого, считает себя неудачником. Он становится злым, агрессивным, старается досадить людям, которые его окружают». 

«Думаю, - продолжил он, - что и при преподавании "Основ…" не нужно развивать богословскую мысль (если мы придем с этим к студентам, а тем более к школьникам, они мало что поймут). Им интересно и важно то, с чем они сталкиваются повседневно: как жить, выстраивать отношения с родственниками, со сверстниками. Подход к обучению должен быть правильным, а сами уроки – понятными».
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что «многие беды происходит от невежества. Если бы дагестанский мальчик, который приехал в Москву учиться, хорошо знал основы ислама, с ним бы не случилось того, что случилось – на вокзале к нему подошли люди, назвали его братом и завербовали в террористическую организацию. А потом он погиб в Дагестане, сражаясь на стороне террористов. Это реальный случай». 

«Убеждения террористов имеют силу, только пока человек несведущ в религии, - пояснил отец Петр. - Если ему сразу объяснят, что такое ислам и какие в нем направления, что такое христианство и какие существуют сектантские и экстремистские течения, и так далее, - человек поймет: люди, его вербующие, не представители того или иного религиозного учения, а просто террористы, которых осуждает сама религия, которую они, как утверждают, представляют». 

«Чего обычно боятся противники преподавания "Основ…"? – что этот курс будет апологетическим или прозелитическим, то есть пропагандой религии. Но все-таки духовная природа не терпит пустоты, - подчеркнул он. - Как-то ко мне подошла женщина и начала меня упрекать: "Куда вы смотрите, мой ребенок попал в секту "Церковь Христа". Я теперь его не вижу. Со мной от его имени говорят другие люди, которым теперь отписана квартира, где он жил". Я ее спросил: "А куда смотрели вы? Вы разве привели его в воскресную школу, дали курс основ религиоведения?" - "Нет. Я считала, что он вырастет, и сам выберет", - сказала женщина. И тогда я ей ответил: "Ну вот и получилось так, как вы хотели: он вырос и выбрал. А поскольку вы не дали ему из чего выбирать, он выбрал самое плохое"». 

«Да, мы боремся, публикуем материалы о сектах, требуем, чтобы сектантам запретили проповедовать вблизи детских и школьных учреждений. Но этого мало. Невежество действительно порождает такую опасность. А еще противники преподавания "Основ…" боятся, что верующий преподаватель начнет критиковать другие конфессии. Но мне кажется, можно разработать курс, где с уважением говорится обо всех религиях, о положительном в них. Такой курс будет не пропагандистским, но информативным. Думаю, православным не помешает узнать, что хорошего принес в мир ислам, а мусульманам - на чем основана христианская культура. И так далее. Это сделает человека культурным независимо от того, разделяет он какие-то убеждения или нет. К тому же в музеях, кинофильмах, литературных произведениях используется много различных религиозных, мифологических сюжетов. Человек и в этом должен разбираться», - заключил пастырь.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Основы православной культуры"
Об Иисусовой молитве
И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 2
08.11.2019
Об Иисусовой молитве
И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980 гг. - наши дни). Часть 1
31.10.2019
Все статьи темы