«В наше время любое представление о посте является искаженным»

Игумен Серапион (Митько) напомнил, что истинная цель Великого поста – уединение и встреча со Христом

Великий пост 
0
1582
Время на чтение 5 минут
В наше время любое представление о посте является искаженным. Древние христиане постились определенным образом – совершенно воздерживались от пищи, кто мог, не вкушал пищи на протяжении всей Святой Четыредесятницы. Кроме того, была практика воздерживаться от пищи до заката солнца. Позднее в некоторых монастырях сложился тот устав, который ныне использует Русская Православная Церковь с некоторыми изменениями. Все люди разные, поэтому каждый постится по-своему. «Как поститься, что вкушать, а что нет?» - не является самым главным вопросом. Можно тщательно соблюдать устав, хотя нужно понимать, что в нынешнее время продукты уже другие и человек затрачивает иные усилия. Сегодня есть проблемы, которых не было еще в ХIХ веке у большинства русских людей – мать постится, а дети едят скоромную пищу, поэтому она готовит два блюда.

Недавно ко мне обратился шеф-повар с вопросом: как соблюдать пост, если необходимо пробовать пищу, а с работы уйти нельзя даже в отпуск. Дело не в миссионерах, не рассказавших людям про пост, ибо эта информация доступна во всех СМИ, интернете и книгах. Ныне не существует, что люди чего-то не могут знать без рассказа про какого-то апостольского посланника. В прежние времена для того, чтобы людям рассказать о Христе, нужно было преодолевать вполне конкретные расстояния в пространстве, связанных с культурными дистанциями, отсутствием доступных текстов. Не мог миссионер, идя просвещать племя, принести собой все книги по богословию. Он должен был кратко об этом рассказать. Но теперь о посте известно всем. Искаженное отношение к посту является следствием комбинаций двух обстоятельств: обмирщение и искажение традиций.

Для меня пост – это возможность быть изъятым из обыкновенной суеты жизни и побыть наедине с Богом, с самим собой. Пост – это не обязанность для меня, а некая возможность, которую нам дает Церковь, отвернуться от мирских дел и сосредоточиться на своей внутренней жизни. Но чем дальше – тем труднее хранить этот пост. Если в прежние времена мы знали точно, что на первой седмице и на страстной неделе поста не было никаких внебогослужебных и внемолитвенных дел, то теперь, как правило, нас окружают общественные заботы. Печально осознавать, что в самой церковной среде утрачивается понимание святости периода Святой Четыредесятницы. К сожалению, многие к Великому посту относятся так же, как и к остальным дням года. При таком отношении возникает вопрос: чем отличается пост? Для многих только диетой. Наши священнослужители правильно говорят, что нужно чаще посещать храм. Но у всякой правильной позиции есть некое зеркальное отражение. Быть может, иногда стоит помолиться дома, потому что существуют подробные издания великопостных последований. Не всегда человек, спешащий с работы в храм, может сохранить внутреннее умиротворение. Во многих древних монастырях братия молилась в келиях. Человек должен четко понимать цель поста – пережить встречу со Христом. В период Святой Четыредесятницы эта встреча переживается через обращение к собственной душе. А в Страстную седмицу человек уже не думает о себе, а сопереживает Страстям Господа нашего. Этой цели поста подчинены все остальные действия – максимальное сосредоточение, дистанция от мирской суеты.

Одним из средств является телесный пост. В чем он заключается? Странно, когда человек начинает пост с посещения магазина, в котором бегает и ищет специальные постные продукты, например, котлетки. Конечно, лучше кушать такую еду, чем мясо. Многие церковные установления имеют кроме духовного смысла вполне определенные исторические и мирские причины. Например, среди наших прихожанок, особенно старшего поколения, сложилось мнение, что нельзя стирать и мыться в праздничные дни. Но нет ничего греховного в том, что человек бросит одежду в стиральную машину или встанет под душ. Мы же не иудеи. Но в прежние времена, в ХIХ веке, для того чтобы помыться, нужно было наносить воду в баню, наколоть дров и истопить печь. Это уже труд, который отвлекает человека от праздника и молитвы, ввергая его в мирскую суету. Точно также и со стиркой, несовместимой с молитвенной жизнью.

В России есть традиция – монахи не вкушают мясо. Почему? Мясо более грубая пища и вызывает греховные помыслы? Нет, не у всех оно вызывает помыслы. Есть другая причина – что означало вкушать мясо в те времена? Нужно было держать скотину, затем её убить, пролив кровь прямо в монастыре, что совершенно не связывалось с жизнью людей, оставивших мирскую суету. Это было кощунственно. Монахи воздерживаются от вкушения мяса, в том числе по этой причине. Улов рыбы считался не таким противоречащим делом. Точно также и в посте. Когда запрещается вкушение мяса, то, в том числе запрещается забой животных. В древности люди не могли прийти в супермаркет и купить подготовленный стейк. Нужно было в Великий пост, когда человек призван к молитве, забить скотину и пролить кровь. Это одна из причин не вкушения мяса в пост. Также в пост запрещает ловить рыбу, ибо это требовало определенных усилий. Поэтому человек в пост вкушал не просто постную пищу, а отрекался от многих занятий, связанных с добыванием пищи. Если человек во время поста тратит на приготовление пищи, ее поиск и выбор больше сил и времени, чем в обыкновенное время, то насколько это правильно? В конце концов, можно поститься одними устрицами. Это будет считаться постной пищей.

Я считаю, что миссионерам не нужно говорить о каких-то новациях в отношении поста. Единственное, что можно ныне сделать – сохранить остатки церковности, которые хранили предыдущие поколения в отношении поста. Когда для церковного человека было немыслимо есть рыбу вне тех дней, когда положено по уставу. Понятно, что в наше время очень трудно различать варёную пищу и сухоедение. Тем более, что некоторые продукты не ясно, к чему относятся. Есть люди, которым трудно жить без растительного масла. Надо четко хранить понимание, что в Великий пост не разрешается рыба. Мне трудно представить церковного прихожанина, кроме тяжелобольных, чтобы человек не пришел на покаянный канон Андрея Критского. Есть такие Богослужения Великого поста, не посетить которых является тем же, что и не отпраздновать свой день рождения, забыть про День победы или не чисть зубы. Есть совершенно очевидные церковные установления, вне которых человек выпадает из Церкви. Понятно, что наши предки постились больше нас, усерднее молились. Я застал то время, когда церковные люди обязательно посещали все чтения канона Андрея Критского. Кто не мог позволить себе из-за занятости на работе, обязательно приходили утром в первый день Великого поста на уставное Богослужение. Кто имел возможность, причащался на Литургии Преждеосвященных Даров, приходил в субботу и в воскресенье, был на Пассии, как бы мы ни относились к истории данного Богослужения, его западным корням, но, тем не менее, церковные люди ее посещали.

Необходимо быть на таких Богослужениях, как Стояние Марии Египетской, мученики Севастийские, похвала Пресвятой Богородицы. По крайней мере, начиная с вечера среды Страстной седмицы до Пасхи. Во времена студенчества я пропускал занятия ради этих дней. Кто не мог прийти – тот скорбел. Пропуск этих Богослужений церковный человек воспринимал как трагедию. И не искал повода не пойти.

В последнее время я наблюдал, что многим людям, которые рьяно причащаются, не интересен канон Андрея Критского. Это очень нехорошая тенденция – выхолащивается смысл поста. Я упомянул про искажение традиций поста. Но в дореволюционные времена многие пост воспринимали как диету, народную традицию. Была постная кухня, которая не уступала скоромной пищи в калорийности. В любом случае лучше вкушать соевые котлетки или устрицы, чем скоромную пищу. В период поста человек должен идти путем покаяния и изменения. Святая Четыредесятница отличается от других постов. В Великом посте присутствует совершенно иной символический смысл и Богослужения. Это уникальная возможность найти в миру внутреннее уединение. Верующий церковный человек должен стараться войти в келью своей души, но не для того, чтобы вкусить постной пищи, а для уединения с самим собой и встречи со Христом.

Часто для воцерковляющихся людей срок поста является самоцелью, неким средством самоидентификации. Это несовершенная мотивация, но она похвальна, ибо без понуждения себя ничего невозможно сотворить. Жаль, если человек лишь формально соблюдает пост – не вкушает скоромную пищу, но при этом совершенно не меняет свою внутреннюю жизнь. Проблема в том, что с каждым годом нам труднее отойти от мирской суеты. Видимо, людям необходимо каким-то образом объединять свои усилия в рамках церковных общин и организаций: делать добрые дела, поддерживать друг друга в посте. Пост не должен быть делом одного человека.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Серапион (Митько)
Место человека займёт трансчеловек?
О фантастических планах кадрового агентства будущего Сбера и «Ленты.ру»
20.10.2021
Стоит ли пугаться человекоподобных роботов?
Создан человекоподобный робот-компаньон с внешностью Эйнштейна
14.10.2019
Угроза не в роботах, а в самом человечестве
О последствиях все большей роботизации и использовании новейших технологий в Церкви
08.04.2019
Слишком большая честь приписывать хулиганкам серьезные идеи
О выходке «феминисток» в петербургском метро и предложении Виталия Милонова ввести уголовную ответственность за пропаганду феминизма
28.09.2018
«Если Запад продолжит идти этим путем, то его ждет катастрофа»
В Британии создан репрессивный аппарат, запрещающий называть учениц девочками
10.01.2018
Все статьи Игумен Серапион (Митько)
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28