itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Смысловые и духовные корни Русского мира

Филипп Лебедь о заседании Изборского клуба в Москве, на котором рассматривали русский вопрос

Новости Москвы 
0
729
Время на чтение 6 минут
Что такое «Русский мир»: территориально-лингвистическое понятие, ограниченное областью распространения русского языка, совокупность духовно-нравственных качеств, определяющих человека русской культуры, политическая, этническая или цивилизационная конструкция? За четверть века этот термин успел вырасти от употребляемого в узких патриотических кругах до звучащего из уст первых лиц государства. Из энциклопедического явления он превратился в фактор, влияющий на внешнеполитическую линию страны. В то же время отсутствие единства в коннотации Русского мира порождает не только семантическую вариативность, но и разнонаправленность применения его потенциала. Это чревато распылением и растратой его реальной силы на практике. Постоянные члены и гости Изборского клуба попытались найти точку пересечения многочисленных трактовок для наиболее эффективного воплощения идей Русского мира. А это поле охватывает внутреннюю и внешнюю политику, культуру и образование, религию и науку – словом, самый широкий спектр применения.

Председатель Изборского клуба Александр Проханов определяет Русский мир как многоликую и мистическую сущность, проецирующуюся в разных местах и этносах, но зародившуюся очень давно и, вероятно, связанную с Крещением Руси равноапостольным князем Владимиром.

Исполнительный секретарь клуба Виталий Аверьянов согласился с тем, что это явление нельзя свести узко к этническому и религиозному фактору, равно как к государству и даже культуре, хотя очевидно, что оно восходит к понятию «Святая Русь». Он видит его как поле тяготения русской цивилизации, но привносящей и представителей других цивилизаций; оно влияет не только на русских, но и всех, кто ассоциирует себя с Россией в той или иной степени. Фактором интеграции в Русский мир для разных категорий людей является осознание некоего общего дела и готовность к служению ради правды. Именно этот духовный ориентир выступает своего рода визитной карточкой, как пресловутая американская мечта – у наших «заокеанских партнёров». Виталий Владимирович отметил, что сегодня можно выделить два главных подхода к определению Русского мира: на этнокультурной и на языковой основой. Последний продвигается на официальном уровне больше, хотя является ущербным, ибо нельзя на лингвистическом поле компенсировать всё то, что было утрачено на поле русской цивилизации. Именно в последние пару лет фактор Русского мира обрёл новое значение благодаря волеизлиянию людей, заявивших о своей русской идентичности, что привело к возникновению нового субъекта.

Лидер Международного Евразийского движения, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Дугин сказал о необходимости выработать собственную методологию для изучения вопроса, поскольку простые линейные схемы не работают. Сам философ подходит с неожиданной стороны, находя почву для понимания русского через исследование далёких экзотических цивилизаций. Обращаясь к учению французского ориенталиста Анри Корбена об «историале», он настаивает: история – это не перечень фактов, а интерпретация фактов, поскольку каждый народ воспринимает собственную историю по-особому, из собственной точки во времени и пространстве. Также требуется деликатное обращение с прошлым и определённое примирение в его отношении, без которого возникает высокая степень схоластики, что ведёт от базовой русской идеи к разделению. Таким свободным от идеологического раскола моментом А.Г.Дугин назвал конец 80-х годов, когда распадались советские догматы, и просыпалась русскость, пусть и в утробном состоянии – «с язычеством и маразмом» – но именно с такой точки оптимально выстраивать феноменологию русского.

Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа» Александр Нотин видит фундаментом Русского мира концепцию «Москва – третий Рим», включающую в себя византизм, эсхатологизм, антагонизм по отношению к гедонизму и нигилизму. Вечное балансирование между войной и миром, процветанием и бедностью, по его мнению, соответствует замыслу свыше, согласно которому Россия – последний оплот христианства и мировой удерживающий против сил зла.

Директор Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский Вестник» Олег Платонов выразил уверенность, что Русский мир – это упрощённая форма такого сложно-структурированного понятия, как русская цивилизация. Это форма человеческой организации пространства и времени, наделённая качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы русского народа. Это, прежде всего, духовное явление, поэтому Русский мир имеет свой космос и свою метафизику бытия, в основе которых – Бог. Добро, правда и справедливость служат ключом к пониманию Русского мира и формируют такой идеал, как Святая Русь. Эта парадигма развития русского народа выразилась в проходящей через всю историю его борьбе с силами мирового зла – не просто геополитическими противниками, а теми государствами и правителями, что играли деструктивную роль в истории и угнетали другие народы. Олег Анатольевич убеждён, что Русский мир и поныне базируется на неразрывности веры и жизни, стремлении к правде и справедливости, объединении в служении общим идеалам, единодержавии и патриотизме.

Главный редактор сайта «Русский Обозреватель» Егор Холмогоров видит в поддержанной на высоком уровне концепции Русского мира антикризисный проект, необходимый после периода распада начала 90-х годов, когда русские оказались расколоты, подверглись этноциду и перекодировке. В тот момент Русский мир был подан как общее пространство примирения. В последующие годы произошло переосмысление термина со сменой примирения на экспансию, и сегодня о нём можно говорить, как о проекции того пространства, относительно которого есть воля вернуть его в сферу национальных интересов. Также Е.С.Холмогоров предложил свою схоластическую рамочную конструкцию из десяти пунктов, оставляющих русскую цивилизацию. Они относятся и к духовным ориентирам, как Святая Русь, и к бытовому устройству, например, аграрная культура ржи, адаптация к пространству рек и речных бассейнов или заточенность под освоение экстремального севера.

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов связал сложность термина с разными трактовками самого слова «русский», под которым подразумевается либо великоросс, либо триединый народ из великороссов, малороссов и белорусов, либо имперское обозначение всех проживающих на территории исторической России вне зависимости от этнической принадлежности. И именно в имперском применении, по его мнению, наибольший потенциал, поскольку Русский мир – геополитический термин. Его смысловую задачу Анатолий Дмитриевич видит в единстве государственной власти, ибо, даже когда религии разъединяют, все сходятся «к Белому царю» в порыве служения. Отстаивая самобытность собственной модели, он призвал вводить табу на слепое копирование чужих схем нацбилдинга.

Заслуженный деятель науки РФ, специалист по статистическому моделированию Василий Симчера говорил о дуализме русской души, мечущейся между милосердием и жестокостью, а также пожурил русских идеологов за чрезмерное воспевание лучших народных качеств. Он отметил, что вместо вульгарных прокламаций следует без лишних слов демонстрировать на деле достойный пример, привлекательный для окружающих. Василий Михайлович рекомендовал построить столько же дорог, домов и удивительных вещей, что и американцы, и только потом пренебрежительно отзываться об их цивилизации эгоистов и эксплуататоров. Чтобы хвастаться превосходством над США, необходимо сначала достичь конкурентоспособности.

Также выступали историк и публицист Александр Елисеев, аналитик и социолог Сергей Баранов, общественный деятель Алексей Вайц, руководитель организации «Союз матерей Украины» Галина Запорожцева, эксперт в области этно-конфессиональных отношений Айказ Микаелян, руководитель проекта «Византийская лига» Сергей Егоров и другие. Одни участники заседания соглашались с предшествующими ораторами, другие дополняли или предлагали собственную версию. Разногласия в отборе критериев Русского мира или вопрос о месте веры в осмыслении цивилизационного пространства приводили к дискуссиям, и далеко не всегда консенсус был достигнут. Однако при всех разночтениях или даже отрицании с чьей-либо стороны очевидно, что в настоящее время обсуждаемое явление живёт и имеет простор для развития. Члены Изборского и их единомышленники надеются выявить образ Русского мира, способный помочь руководству страны ответить на вызовы времени и выйти из идеологического тупика.

Филипп Лебедь, журналист
На заседании Изборского клуба в Москве разбирались в определении и потенциале Русского мира
На заседании Изборского клуба в Москве разбирались в определении и потенциале Русского мира
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Смысловые и духовные корни Русского мира

Из классики : Ответ Гоголя Белинскому «…неотправленный ответ Гоголя (о котором упоминает в своем интервью И. П. Золотусский) почти не известен современному читателю. И не удивительно: это письмо впервые было опубликовано почти шестьдесят лет назад в полном собрании сочинений Гоголя и почти никогда не упоминалось ни в научной, ни в научно-популярной литературе…» …Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали, когда же стали ловить его, он и рассыпался. *** Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник восточной Церкви должен жизнью и делами проповедать? И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они — созданье нашей восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь. *** Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние? *** Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать, а еще напротив и настоятельно нам велит уступать: снимающему с тебя одежду отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти с тобой одно поприще, пройди два. Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его. *** Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние Богу. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях легкими журнальными статейками и романами тех французских романистов, которые так пристрастны, что не хотят видеть, как из Евангелия исходит истина, и не замечают того, как уродливо и пошло изображена у них жизнь…. Журнал: «Фома» № 4 (72) апрель 2009 http://foma.ru/otvet-gogolya-belinskomu.html
зиф / 03.03.2016, 17:25

1. Re: Смысловые и духовные корни Русского мира

Как всегда много путаницы. Во всяком случае у первых трех докладчиков. И у А.Д. Степанова. Понятие "русский" дано 18 ВРНС. Что еще нужно? А вот народ русский - великорусы, малорусы, белорусы. Таким образом, на территории России - русский народ и другие народы России. В личном плане любой не этнически русский может считаться русским, если внутренне соответствует этому. А Русский Мир - все пространство русское и русское зарубежье. Что же такое! настолько всё просто, а ученые мужи готовы воду толочь до бесконечности. Тема-то серьезная и верная, но всякого рода размышлизмами и оригинальничением можно только навредить. Нужно четкое принятие русского понимания (оно есть у славянофилов, Достоевского, Ильина) и следование ему, а не дебатирование. Потому, не известно чего больше - пользы или вреда от таких мероприятий.
А.В. Сошенко / 03.03.2016, 13:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06