На очередном заседании киноклуба Президентской библиотеки состоялась творческая встреча с режиссером Валентиной Гуркаленко

22.02.2016 28
На очередном заседании киноклуба Президентской библиотеки состоялась творческая встреча с режиссером Валентиной Гуркаленко, показ и обсуждение ее документального фильма «Весело на душе. Валерий Гаврилин», сообщает пресс-служба библиотеки.

Жанр ленты обозначен как «фильм-оратория», поскольку опирается на записанные в Санкт-Петербургской капелле знаменитые «Перезвоны» Валерия Гаврилина. На титульном листе партитуры – по-мужски сдержанное посвящение: «По прочтении В. Шукшина». Ну а поскольку молодость этих двоих выпала на время оттепели и страну затопило вышелушенное из официоза слово, то обойтись в этой картине без поэзии было невозможно. Евтушенко писал про Братскую ГЭС, Вознесенский конструировал новый поэтический язык для московской богемы, Ахмадулина плела все более изысканное поэтическое кружево… А где-то на Вологодчине, в Никольском детдоме, записывал в тетрадку свои первые стихи Николай Рубцов.

«Троих моих героев объединяет место действия – Русский Север, а также общность судьбы простых деревенских, но таких одаренных русских мужиков. Все они сироты, их отцы были фронтовиками. А Рубцов еще семилеткой лишился и матери. Но каждый из этих троих проторил дорогу в большой город – в консерваторию, институт кинематографии, литинститут. Мыкались по съемным углам, недоедали, кем только ни подрабатывали на кусок хлеба! Родина была для них скорее мачехой, но все они совершили своего рода духовный подвиг: не копя обиды, воспели свою любимую Россию – и как!» – отметила перед началом просмотра фильма режиссер Гуркаленко.

Таково обоснование соединения в киносюжете судеб трех талантливых русских самородков из деревень Вологодчины и Алтая в фильме Валентины Гуркаленко. Он лишен фабулы в привычном понимании этого слова, следуя логике избранного музыкального жанра. В нем нет красивостей – эдаких лубочных пейзажей со стогами сена на фоне осеннего леса, возвышенной встречи с музой задумчиво перебирающего клавиши композитора, эффектной команды «Мотор!» на съемочной площадке режиссера Шукшина.

А есть редеющий осенний тростник в волнующейся воде, полусгнившие сходни к реке, поленницы дров под сводами почти дотла разрушенного храма… Органичен всему этому долгий проход Шукшина по деревянному настилу над водой из островной тюрьмы на волю – начало его фильма «Калина красная». Врезается в память образ невоплощенного им Стеньки Разина на кинопробах – после двух лет нелегких подготовительных работ картину закрывают. И он едет на Алтай снимать «Печки-лавочки», по отзывам кремлевских киноведов, «слабую вещь»…

«Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы, / Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом», – предчувствовал совсем молодой еще Рубцов.

И оттого далеким белым призраком проходит по картине образ обветшавшего храма, окруженного водой и отраженного в стихотворении, прочитанном самим Рубцовым: «И храм старины, удивительный, белоколонный, / Пропал, как виденье, меж этих померкших полей…».

За свою долгую плодотворную жизнь в кино художественный руководитель киностудии «Леннаучфильм», заслуженный деятель искусств России Валентина Гуркаленко сняла более 50 фильмов, создав впечатляющую киногалерею портретов выдающихся ученых, писателей, художников, полководцев. Вот и картина о великом русском композиторе и его товарищах по творчеству продолжила эту шеренгу парадоксальным «Весело на душе» при визуальном ряде противоположного толка. Он прочитывается как хорошие белые стихи и наводит на непраздные раздумья о Родине малой и большой, о непоказной и требовательной любви к ней, во имя которой, как свечки, догорели прежде времени жизни Рубцова, Шукшина, Гаврилина.

Однако и в развитии главной темы гаврилинских «Перезвонов», и в хитром прищуре глаз Шукшина, и в преодолевающем житейские невзгоды оптимизме Рубцова благодарная читательская душа все же находит точку опоры.

Тот же Рубцов увидел Россию в образе мчащегося на всех парах поезда и пророчески изрек: «И ничего с ним не случится – / Ведь столько в поезде народу!..»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий