Предложение продлить амнистию капиталов на полгода и внести в этот механизм некоторые коррективы президент озвучил в декабре в Послании Федеральному Собранию.
По словам Главы государства, предложенная в прошлом году процедура оказалась сложной, а гарантии декларирующим свои активы и счета недостаточными, поэтому бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью.
О причинах провала кампании по амнистии капитала рассуждает в интервью «Русской народной линии» заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
С точки зрения тех отраслей бизнеса, с кем мы сотрудничаем, в частности, IT-бизнеса, процесс замедлился по нескольким причинам. Первая причина — это то, что из-за сложной международной политической обстановки и санкций сегодня некоторые кампании, которые работают на зарубежных рынках, особенно в области оффшорного программирования, регистрируют юридические лица на Западе и вынуждены там держать часть своих капиталов, может быть, не личных, но капиталов компаний - просто для продолжения своей операционной деятельности.
Вторая причина в получении денег. Благодаря той экономической политике, которую проводит наш Центральный банк, сейчас из-за высокой учётной ставки бизнес вынужден кредитоваться, где-то находить коммерческие кредиты вне Российской Федерации, потому что там более льготные условия. В силу санкций и неблагоприятной политической обстановки для некоторых российских компаний такое кредитование закрыто или затруднено, и это вынуждает бизнесменов в оффшорах создавать юрлица и, так сказать, оперировать оттуда.
Финансовая политика нашего Центрального банка, неблагоприятно влияющая на развитие отечественной экономики, связана с тем, что ЦБ продолжает действовать по сложившимся схемам и установкам, которые были организованы в предшествующие периоды. Но из-за изменений в геополитической ситуации, я думаю, эти проблемы тоже будут решены, и над этим и Президент, и Правительство РФ сейчас работают. Так мне представляется. Но быстро это не может быть сделано.
Третья причина связана с тем, что люди еще на что-то рассчитывают на Западе. У многих из них там дети, семьи. Эти вещи тоже нельзя со счетов сбрасывать. Но наши геополитические «друзья-партнеры» в силу усиливающегося финансово-экономического кризиса будут накладывать лапу на эти деньги. Путин сказал, что, мол, намучаетесь по судам бегать, выбивать свои деньги назад. Первым звоночком был кризис на Кипре, когда пострадали банковские вклады россиян. Есть и другие прецеденты, когда требуют доказательства, что ваш капитал законный, причем требуют на пустом месте. Человек купил себе недвижимость или другие активы, и вдруг его заставляют приносить кучу документов и доказывать, что это деньги не коррупционные, что они законно заработаны в России. Но эти механизмы еще не полностью запущены в действие, потому что есть инерция, к тому же Запад видит, что как только, например, в Великобритании начали заставлять русских бизнесменов доказывать чистоту происхождения своих денег, то тут же начался отток капитала. Британской финансовой системе не выгодно, если все русские вдруг выведут назад, в Россию, свои капиталы, и они этот процесс приостановили. Но в силу глобального финансово-экономического кризиса этот процесс неизбежен. То есть органы финансового контроля, которые создаются и вводятся в действие на Западе, соответствующие гласные и негласные постановления и распоряжения приведут к тому, что, действительно, будет выгодно нашим олигархам, нашим бизнесменам вывести все деньги назад, в Россию.
Первая стадия кампании по амнистии капитала не дала результата. Естественно, здесь еще есть элемент недоверия бизнеса к политике нашего правительства, потому что некоторые действия экономического блока правительства имеют противоречивый характер. С одной стороны, они хотят выполнять указания В.В. Путина, а, с другой стороны, должны выполнять указания МВФ и других международных структур.
Процесс восстановления экономического суверенитета идет постепенно. Вот, например, если раньше Банк России переводил в бюджет 75 процентов прибыли, то по итогам 2015 года он перечислит в бюджет уже 90 процентов своей прибыли. Процесс идет, но его сдерживает то, что мы на государственном уровне подписали определенные документы, когда вступали в глобальную финансово-экономическую систему. Некоторые нормы и положения нужно менять на уровне Конституции, где записан приоритет международного права над российским. 26 ноября 2015 года Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству сделал шаг в этом направлении и рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона о приоритете Конституционного суда РФ над решениями международных судов. Но на сегодняшний день существуют тысячи международных законов, которые мы должны исполнять. Центробанк России, например, осуществляет эмиссию денег и проводит свою политику независимо от государства, что прописано в Конституции Российской Федерации. При этом ЦБ РФ обязан выполнять инструкции МВФ.
У Президента тоже нет полноты полномочий, в частности, в финансово-экономической сфере. Вот из-за этого получается такой медленный процесс восстановления экономики. Естественно, что бизнес это видит, и бизнес выжидает, кто все-таки победит. Глобальный финансово-экономический кризис вызвал необходимость структурной перестройки мировой экономики и глобальной финансовой системы. В процессе этой перестройки у России появляются хорошие шансы вырваться вперед и построить современную экономику. Так уже не раз случалось в нашей истории, и на этом этапе мы тоже обязательно добьемся успеха.