«Я воюю с войной»

Геннадий Сазонов об открывшейся в Вологде выставке «В.В.Верещагин и батальный жанр в русском искусстве ХVIII века - начала ХХ века»

В «Доме Шаламова» на Соборной горке Вологды, рядом с Софийским собором, в филиале областной картинной галереи, открылась необычная выставка «В.В.Верещагин и батальный жанр в русском искусстве ХVIII века - начала ХХ века».

Необычность её в том, что впервые представлены малоизвестные произведения художника из фондов музея г. Череповца, а также работы великого баталиста из собраний Ярославля, Костромы, Рыбинска, Иванова, Переяславля-Залесского.

Кто не знает художника Василия Верещагина?

Его имя известно не только у нас в стране, но и в Европе, Азии и Америке.
 
Поэтому с особым трепетом переступаешь порог выставочного зала в доме Шаламова. Того самого дома, где жил священник Тихон Шаламов, в семье которого и родился будущий известный писатель Варлам.
 
Открывает экспозицию большое полотно «Письмо на Родину», присланное из художественного музея Ярославля. Эта работа художника из «филиппинской серии», она отражает события Испано-Американской войны 1898 года. Раненый солдат с повязкой на голове лежит на койке в лазарете, а рядом с ним сидит  медсестра, которая записывает слова раненого, готовит письмо солдата домой, родным, потому что сам он писать не может. 

Как и большинство произведений Василия Васильевича, эта картина не оставляет равнодушным зрителя - пробуждает чувство участия, сострадания.
 
Кстати, именно Ярославскому художественному музею принадлежит инициатива проекта «Ваши любимые художники», в рамках её и проходит данная выставка. Ярославцы же привезли картины из музеев соседних областей, а Вологда и Череповец  дополнили коллекцию работами из своих фондов.

Художник Василий Верещагин был яркой, необычной личностью, необычно складывались его судьба и творчество.
 
Самый способный ученик Морского корпуса в Петербурге, 18-летний Василий Верещагин, произведённый в гардамарины флота,  вопреки решению военного ведомства  и воле родителей, оставил службу и вскоре поступил в Академию художеств, там же, в городе на Неве.

Размеренная жизнь в Академии, тишина её мастерских недолго удерживали юношу - его натура жаждала действий и приключений. Через три года он покинул любимое заведение. Ушёл из него, как оказалось, навсегда. И пустился в долгие путешествия по всему свету.

Впечатления от многочисленных поездок  оставили  свой  след на его полотнах. И на выставке мы видим азиатских дервишей - странствующих мусульман-монахов, дворец Кокандского хана, мечеть в Туркестане (из музеев г. Иванова и г. Рыбинска), а также портреты «незамечательных людей».

При всём интересе к разнообразию окружающего мира, Василия  Верещагина отличала  особенность - приверженность военной теме, а точнее сказать - антивоенной. «Ужасы войны, зверства и даже остервенение в минуты боя, невыносимые страдания невинных, посланных на убой жертв, доброту  и наивность… геройство и простота души, - говорил о нём Владимир Стасов, - всё это написанное с огнем и мастерством неподражаемым, с энтузамзмом, идущим из глубины души, потрясенной до самых корней, вот что создавало картины, каких ёще никога никто не писал в Европе».

Приведу и отзыв изестного мастера живописи Михаила Нестерова: «Василий Васильевич Верещагин, знаменитый наш баталист, герой Ташкента, сподвижник Скобелева! Это имя тогда имело яркий ореол… Оно сияло - оно было равно Репину, Виктору Васнецову, Сурикову. Я любил его картины. Личность В.В.Верещагина не имела в русском искусстве предшественников».

Путь к веришинам мастерства, к признанию был для молодого художника трудным, сложным, отмеченным повседневным упорным трудом. С карандашом и кистью Василий, казалось,  не расставался ни на минуту.
 
На Родине старались не замечать его работ, лишь шумные, «скандальные» выставки за границей, в частности, в Париже, заставили и русских знатаков искусства заговорить о баталисте.    

Начало своей сквозной темы художник обозначил семью крупными полотнами, объединенными в цикл «Варвары». К одной из картин Василий Васильевич сделал приписку - «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Ей, этой картине с припиской, суждено было прозвучать на весь мир. Это - знаменитое полотно «Апофеоз войны»: гора черепов человеческих, над которой празднуют победу вороны, вокруг - голая пустыня, а вдали - останки  какой-то цивилизации;  судя по всему, эта цивилизация истреблёна только что отшумевшей войной.

Апофеоз - иностранное слово, в переводе  означает: возвеличивание, прославление, торжественная массовая сцена.

Да, уж какое там торжество! Какое там прославление!

Скорее - ирония, скорее - злая сатира.

Не зря правительства Англии и Северо-Американских Штатов, где  позже художник устраивал выставки, запрещали веннослужащим посещать их, дабы уберечь офицеров и солдат от антимилитаристского духа  русского «смутьяна» Верещагина.

И, похоже, уберегли!

Сколько крови людской пролили англосаксы вкупе с американцами  в ХХ веке и в начале ХХI века!  Везде, где они появлялись или появляются, сеется смерть, горе, несчастье «во имя обогащения кучки богатых».   

Горы трупов, разрушенные храмы, заражение земли радиадией - таков след «цивилизованной» страны США в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии.

Политики в современной России ласково называют их: «партнёры». 
     
Партнеры по убийству что ли?

«Великие завоеватели» из Вашингтона до сих пор так и не расслышали предостережение выдающегося русского баталиста.

Между тем, в «Апофеозе войны», в других военных полотнах Василия Верещагина  отображена горькая истина. Та неудобная правда, которую художник познал сам - ведь он был в числе тех, кто оборонял Самарканд, ходил врукопашную против воинов шахрисабского ханства, за мужество удостоился Георгиевского креста четвертой степени.

Несмотря на то, что художник переносил на полотно только то, что сам видел и испытал, некоторые органы печати, близкие к царскому двору, клеймили Василия Верещагина за отсуствие … патриотизма. Император Александр II и некоторые сановники из его окружения крайне грубо отзывались о художнике, именовали его «помешанным», «дураком». Будучи личностью с развитым чувством собственного достоинства, Василий Верещагин платил правителям страны тою же самой монетой в своих отзывах о них.

А, с другой стороны, партриотические издания приклеивали художнику ярлык безудержного «демократа». Более того, дело доходило до абсурда: в газетах появлялись пасквили, будто картины писал за Верещагина кто-то другой, а не он сам. Хотя и офицеры русской армии, и рядовые солдаты искренне удивлялись тому, как под горохот пушек, под свист пуль художник с натуры делал наброски своих будущих полотен.
 
Воистину в России русскому человеку трудно  быть русским - обязательно приклеют какой-нибудь ярлык: либо от «левых», либо от «правых».

Иногда, чтобы как-то отдохнуть от «общественного признания», Василий Васильевич уезжал в родные места - в «страну Вологодскую», бродил по окрестностям, рисовал с натуры. Эту сторону его жизни также отражает выставка в Шаламовском доме целым рядом картин с вологодскими сюжетами. «Род мой из  Вологды, - писал художник в воспоминаниях. - Тем с большей симпатией я даю несколько набросков этого городка, потонувшего в берёзках - одного из представителей  старой «деревянной» России, с каждым годом уступающей место каменной…»

Теперь это место уступлено полностью. От искусства деревянной Вологды практически ничего не осталось, всё уничтожено.

Став художником, известным практически всему миру, Верещагин заботился о том, чтобы в России  как можно больше простых людей увидело его работы - устанавливал минимальную плату. Хотя вся эта деятельность требовала от него огромных расходов. Перевозка картин, наем помещения, устройство экспозиций - за всё приходилось платить  самому, влезать в долги, продавать уникальные полотна за гроши; и поныне намало их в частных зарубежных коллекциях, выкупить, вернуть в Россиию пока не удаётся. Это же не «черный квадрат», за который нынешние правители нашей страны  могут отдать полцарства.

Только в последние годы жизни Верещагин провёл более 60 (!) выставок на Родине, а также в столицах западных и восточных государств. 

Это - настоящее подвижничество!

Странным может показаться такой факт. Находясь в путешествии по Индии, Василий Васильевич получил известие о том, что Академия художеств России присвоила  ему звание профессора живописи.
 
Верещагин отказался от этого звания!

Но если знать жизнь и творчество великого баталиста, то ничего странного в его отказе нет. Он считал награды в искусстве ненужными, лишними, а также не хотел зависеть, быть обязанным императорскому учреждению, каковым и  являлась Академия художеств. 

В то же время в этом поступке можно увидеть и черту характера - сильную волю, склонность к максимализму. Некоторые называли его «американцем» за титаническую  работоспособность.

Исследователь его творчества А.Лебедев приводил любопытный эпизод. К Верещагину, когда он находился в Америке, пришли  два рэкитера и потребовали мзду за успех состоявшейся выставки. Получив отказ, они кинулись на хозяина с кулаками. В тот же миг один верзила был повержен точным ударом художника на пол, а другой, получив пинка под зад, полетел по лестнице из квартиры.

Таким был этот русский человек в острой бытовой ситуации!

Истоки личности и характера  Василия Васильевича Верещагина берут начало в небольшой деревушке Пертовка под Череповцом, в имении его отца, где жила многолюдная семья Верещагиных. Общение с простыми людьим Севера, сама природа  этого удивительного по красоте края, доброжелательная атмосфера семьи - всё оставило след в душе мальчика. Родововое гнездо, к сожалению, не удалось сохранить. В своё время Пертовка попала под затопление водами Рыбинского водохранилища. Правда, сам отчий дом художника перевезли в Череповец.  Но установить его помешала Великая Отечественная война. Лишь значительно позже его реконструировали. В настоящее время  в Череповце существует музейных косплекс «усадьба Верещагиных» и установлен памятник Василию Васильевичу.
 
Земной путь великого мастера кисти оборвался трагически.

Утром 31 марта 1904 году флагманский корабль «Петропавловск» русского флота подорвался на японских минах.

В числе тех, кто погибли при взрыве, были два великих сына России - адмирал флота  Сергей Осипович Макаров и художник Василий Васильевич Верещагин.

Наш долг - никогда не забывать о них.

Ныне, осматривая выставку, невольно вспоминаешь слова художника, которые он сказал Павлу  Михайловичу Третьякову, другу живописцев и собирателю картинной галереи: «Передо мною, как перед художником, война и я её бью, сколько у меня есть сил…».

Слова эти, а также «Апофеоз войны», надо бы всегда держать в уме тем, кто развязывает очередную мировую бойню «ради личного удовольствия».

Геннадий Сазонов, член Союза писателей России, Вологда-Череповец
 
1 
В.В.Верещагин. Апофеоз войны.
 
1 
В.В.Верещагин. Письмо на родину. 
  

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Геннадий Сазонов:
По разделу «самокритика»...
Возьмёт ли Федеральное собрание на вооружение опыт «золотого полковника» ФСБ?
07.11.2019
Постигая глубины русского классика
15 октября в Вологде начались VI Всероссийские Беловские чтения под девизом: «Белов. Вологда. Россия»
17.10.2019
Кого «гуру» пугает шоком?
О заявлении руководителя Сбербанка на Московском финансовом форуме
16.09.2019
«Небесный корень слова»
Вышел в свет августовский номер журнала «Берега» - №4 (34). 2019
12.09.2019
«Пронзительно родной...»
Воспоминания о Николае Михайловиче Коняеве. К 70-летию со дня рождения (25.08.1949 - 15.09.2018)
22.08.2019
Все статьи автора