Сотрудники Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю столкнулись с серьезной проблемой. Преступники, распространяющие в крае синтетические наркотики, заметно «помолодели». Среди задержанных все чаще встречаются молодые люди от 16 до 20 лет. Примечательно, что многие из них из благополучных семей, пишет
«Московский комсомолец».
Кире Л. 18 лет исполнилось в сентябре. Она студентка престижного учебного заведения. Ее родители — приличные по современным меркам люди, а сама девушка всегда считалась прилежной ученицей. Никто и подумать не мог, но после занятий Кира делала «закладки» с синтетическими наркотиками.
«Я лишь хотела подработать, в Интернете наткнулась на рекламное объявление, написала, устроилась. Мне сказали, что все законно, хотя у меня сразу же появились сомнения...» — вспоминает Кира.
Девушка знала, что работа заключается в распространении так называемых «спайсов» (наркотическая курительная смесь. — РНЛ), но отказываться от прибыльного дела не стала, тем более что троюродная сестра уже была в незаконном бизнесе. Кстати, она тоже во всех отношениях положительный человек: занималась музыкой, хорошо училась. Закладывать «синтетику» стали вместе — вдвоем нескучно, да и работы можно выполнить в два раза больше.
«Нам скидывали примеры, где и как лучше раскладывать пакетики, — девушка заплакала. — Жалко родителей, я не думала, что все так закончится...».
Сейчас Кире и ее сестре грозит большой срок. Распространение наркотиков в составе группы, да еще в больших размерах девушкам может стоить 20 лет лишения свободы. Отягчает ситуацию использование в преступных целях Интернета.
Санкция ч. 2. ст. 228.1 в УК РФ предполагает более тяжелую ответственность при использовании телекоммуникационных сетей.
Таких историй, к сожалению, в региональном управлении ФСКН России по Алтайскому краю много. По статистике, за восемь месяцев этого года преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, совершили 46 несовершеннолетних. 80% из них сами употребляют запрещенные препараты. В этом году к уголовной ответственности привлечено шесть несовершеннолетних, в числе которых два школьника и один учащийся профессионального лицея. Также, по сравнению с прошлым годом, выросло количество изъятых сотрудниками регионального Наркоконтроля наркотических средств. Так, в прошлом году с января по октябрь оперативники выявили 37 416,8 грамма запрещенных смесей, тогда как в этом году за аналогичный период почти в полтора раза больше — 57 187 граммов.
«Сегодня с помощью всех и вся пора бить тревогу и говорить о том, что все больше подростков и молодых людей вовлечены в распространение синтетических наркотиков, потому что на той стороне тоже работают психологи. И мы говорим об этом, не замалчиваем проблему, чтобы молодежь знала о том, что бросить пакетик — уже очень серьезное преступление, — подчеркивает Константин Антохов, заместитель начальника Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю, полковник полиции. — У нас имеются неплохие показатели, связанные с изъятием наркотиков синтетического ряда. И мы задерживаем разных людей: тех, кто находится в тяжелой жизненной ситуации, и это потенциально наши "клиенты", и детей из очень хороших, благополучных семей. Вот что страшно. В связи с этим мы хотели бы предостеречь родителей от той опасности, которая со всей очевидностью обозначилась в последнее время: криминальные круги делают все возможное, чтобы вовлечь молодежь в преступную деятельность».
Дилеры знают, как заинтересовать. Как правило, с помощью сотовой связи или Интернета: на телефон или электронную почту людям приходят сообщения о быстром и хорошем заработке. В информации говорится о работе курьером, продавцом специй, билетов или лекарств. Часто такие записи публикуются на сайтах объявлений и знакомств. Естественно, их спустя несколько минут удаляют администраторы, но за это время определенное число людей успевает прочитать информацию.
Подростки проводят в Сети много часов, в большинстве своем быстро внушаемы, любопытны и неопытны, поэтому для наркодилеров они — благодатный материал. Как и в любом сетевом маркетинге, у дилеров есть особая бонусная система. Так, например, существуют сайты, посвященные «синтетике». На одном из таких подростки, описывая свои ощущения от употребления «спайсов», получают «пробники». Расчет прост: во-первых, подросток, попробовав наркотик, захочет еще, во-вторых, скорее всего, расскажет о новых ощущениях друзьям, они попробуют, а это расширит клиентскую базу. На подобных электронных ресурсах организуют тематические конкурсы. Подростки присылают интересные картинки — идеи для заставки телефона, а за это получают подарок — пакетик «спайса». Получается, что только благодаря таким акциям молодые люди могут длительное время бесплатно употреблять «пробники».
«Я около года пользовался вот такими бесплатными "пробниками". Сайтов же много: то на одном заработал, то на другом, — рассказывает Сергей, пациент Алтайского краевого наркологического диспансера. — Первый раз попробовал в 14, а уже в 15 начал распространять среди знакомых. Так зарабатывал деньги на новую дозу».
Однако чаще всего вербуют с помощью рассылок. После того как сообщение приходит адресату, по ту сторону закона ждут: кто-то из оповещенных обязательно отзовется. Как только это происходит, человеку отправляют подробный прайс-лист с высокими расценками, то есть корыстно мотивируют. Потом объясняют обязанности — говорят, что нужно разносить специи, добавки, безопасные, но запрещенные в России. Иногда дилеры не скрывают рода деятельности, но даже если этого не происходит, большинство распространителей «спайсов» понимают, чем занимаются.
«Это же под покровом ночи нужно где-то что-то взять, тайно распечатать, расфасовать, потом разложить. Все всё понимают. И суды, видя, что человек соблюдает меры конспирации, понимают, что он осознанно шел на преступление. Любой в 18 лет осознает, что не платят за спасибо по пять тысяч рублей в день. Некоторые признаются, что знали, но думали, что не поймают», — продолжает Антохов.
Как только человек соглашается, его «трудоустраивают»: просят прислать фотографию с поднесенным к лицу паспортом, а также фото, где человек держит записку «Я работаю на такой-то магазин». Это гарантия наркодилера, что с его товаром не скроются. В случае чего, сотрудника или его родственников легко найдут по паспортным данным.
За работником закрепляется «оператор» — человек, связывающийся с ним с помощью Интернета и передающий необходимую информацию. От него закладчик узнает об очередной поставке, которую нужно расфасовать, а потом пакетики разложить по определенным местам. Часто их помещают в пустые пачки из-под сигарет в парке, электрические щитки в подъезде. О том, куда помещается доза, нужно отписаться оператору, а он затем передаст координаты покупателю.
Такие меры конспирации — попытка владельцев магазинов обезопасить себя, а для подростков... лишь игра. По мнению сотрудников Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю, молодых людей манит все неизведанное. Еще они склонны объединяться в группы. И вместе употреб-лять, а потом распространять «синтетику». На это и рассчитывают вербовщики.
Родители чаще всего перемен в поведении ребенка не замечают или не хотят замечать. Одна из таких мам — Галина К. Ее сын — отличник и спортсмен. После девятого класса из села уехал учиться в Барнаул, окончил первый курс, перешел на второй — и начались проблемы.
«Мне стали звонить из учебного заведения с жалобами на плохую посещаемость. Я, конечно, начала выяснять, в чем дело, приехала к сыну в город и обнаружила его в странном состоянии: глаза и губы красные, не понимает, где находится, бредит, — со слезами вспоминает Галина. — Были и первые «звоночки» — он частенько по телефону с нами невнятно говорил, но мы тогда не обратили внимания, да и он объяснял это тем, что только проснулся, устал».
Девять из десяти юных закладчиков при задержании думали, что ничего серьезного не совершают. По мнению специалистов Алтайского краевого наркодиспансера, во многом это объясняется тем, что среди подростков бытует миф, будто «спайсы» — не наркотики. Кроме того, большинство несовершеннолетних закладчиков не знали о том, что за распространение грозит серьезное наказание. При этом по закону нет никакой разницы — продавал человек «спайс» или героин. Преступления, связанные с оборотом наркотиков, оцениваются одинаково жестко. Если распространение совершалось в группе (двое и более человек), то наказание предусматривается от 10 лет лишения свободы, а если размер сбываемого наркотика вышел за определенные параметры, то до 20 лет.
Следует отметить, что сотрудники Регионального управления ФСКН по Алтайскому краю на постоянной основе ведут профилактическую работу в учебных коллективах, вузах, техникумах и школах. Но в первую очередь именно родители должны быть озабочены времяпрепровождением своего чада. Правоохранители советуют, что нужно насторожиться, если ребенок стал раздражительным, скрытным, проводит много времени в Интернете или завел новых друзей. Для тех, кого проблема уже коснулась, в Алтайском краевом наркодиспансере действует родительский клуб. Занятия в нем проходят каждый четверг в 16:00. Встречи бесплатные и анонимные. Все, кто не готов общаться лично, могут позвонить по телефону (3852) 63-28-95.