Президентская библиотека раскрывает литературный талант Ломоносова

17.11.2015 4
К дню рождения Михаила Ломоносова, который отмечается 19 ноября, Президентская библиотека представила электронную подборку книг, в которой великий учёный предстает и как талантливый литератор, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба библиотеки.

О недюжинных дарованиях и способностях простого юноши, сына рыбака, ушедшего за обозом в Москву с двумя книгами под мышкой, известно многим. Его тяга к знаниям, стремление получить образование, постичь разные науки переросли в истинное служение Отечеству и народу. Своим трудом он смог снискать покровительство графа Шувалова, императрицы Елизаветы, заслужить уважение отдельных европейских учёных и целых организаций, первым из русских стал членом Санкт-Петербургской, Стокгольмской и Болонской академий наук. Жизненный путь и достижения Ломоносова подробно описаны в книге Б.Н.Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание».

Однако особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Ломоносов выбрал это поприще как средство для достижения собственной цели – развития науки, просвещения и экономического благосостояния народа и, как следствие, государства. Более того, он отчётливо понимал, в какой форме и кому должно быть адресовано его творчество. Как отмечает в своей книге «Корифеи русского слова» Н.Г.Прилуко-Прилуцкий, Ломоносов, «не будучи поэтом, берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждение которых он должен был действовать. <…> Он взял оду, потому что она была выработана в европейской литературе и из всех стихотворных форм оказалась для него самою удобною. Здесь он мог идеально представлять те лица, в руках которых была власть и от воли которых много зависела участь народа и судьба науки». Заботы о процветании государства, просвещении народа Ломоносов заведомо ставит в заслуги правителям. Так, в «Оде на прибытие Её Величества Великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации» он прославляет качества Елизаветы:

Тобой поставлю суд правдивый,

Тобой сотру сердца кичливы,

Тобой я буду злость казнить,

Тобой заслугам мзду дарить.

Другой пример – ода, посвящённая Петру III:

Премудрость сядет в суд с тобою,

Изгонит лесть и кровь с хулою,

И мужество твои чресла

Скрепит для общей нашей чести.

Кроме того, в этих строках уже заметны новшества, которые внёс Ломоносов в поэзию. Он отходит от так называемого силлабического стихосложения с чётким порядком и количеством слогов, пришедшего ещё из Средневековья. Вместо него он обращается к тоническому стихотворению, более насыщенному интонациями. В своём споре с Василием Тредиаковским он всё-таки доказывает возможность совмещения мужских и женских рифм и показывает преимущество «брака стихов», который Тредиаковский ранее отрицал.

В другой книге, «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М.В.Ломоносова Императорским московским университетом», приводится статья профессора Р.Ф.Брандта «Ломоносов как филолог и поэт». Автор подробно пишет о стихотворных формах Ломоносова. К духовным или похвальным одам он добавляет заказные «надписи» или краткие похвальные стихотворения на придворные торжества и события государственной важности. В статье упоминаются две его трагедии «Тамира и Селим» о смерти хана Мамая и «Демофонт» о Троянской войне, неоконченная героическая поэма «Пётр Великий», сборник «Собрание разных сочинений в стихах и прозе господина советника и профессора Ломоносова на русском языке».

Интересны факты, связанные с взаимоотношением приверженца науки Ломоносова и Святейшего Синода. И в этом случае Ломоносов прибегает к литературе. Две его оды «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божьем величестве» – своеобразный способ примирения веры и науки, борьбы с врагами просвещения.

В ироничных стихах «Гимн бороде» он боролся с защитниками старины, в послании «Письмо о пользе стекла» он отстаивал необходимость строительства стекольного завода, научного прогресса, развития новых ремёсел и возможность научного объяснения многих процессов в противовес религиозному. Находясь в Германии, Ломоносов написал в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства», отрывок которого можно найти в читальном зале Президентской библиотеки в книге В.Л.Ченокала «М.В.Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах». В этой же книге приведены слова В.Г.Белинского, который называл Ломоносова Петром Великим русской литературы, а его «Оду на взятие Хотина» предлагал считать началом русской литературы.

Говоря о заслугах Ломоносова, необходимо упомянуть его инициативу по созданию университета в Москве, куда по идее учёного должны были допускать и знать, и простых людей. Сегодня на юридическом факультете Московского государственного университета открыт электронный читальный зал Президентской библиотеки. Открывая бесплатный доступ к своим цифровым ресурсам на базе учреждений науки и культуры, представляя на портале тематические подборки и коллекции, реализуя образовательные проекты, Президентская библиотека стремится продолжать деяния наших предшественников и сохраняет лучшие отечественные традиции в деле просвещения граждан.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий