«За годы "суверенитета" Татарстана подросло поколение откровенных русофобов и христианоненавистников»

Раис Сулейманов о начавшейся в республике кампании против возрождения собора Казанской иконы Божьей Матери

Новости Москвы 
0
1300
Время на чтение 6 минут
1
4 ноября, в День народного единства, президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о строительстве в Болгаре исламской академии и собора Казанской иконы Божьей Матери в Казани. В случае последнего речь идет скорее о возрождении храма, поскольку собор был на территории Казанского Богородицкого монастыря до его разрушения в 1932 году.

Построенный в 1798-1808 гг. в стиле классицизма по проекту знаменитого русского архитектора Ивана Старова собор Казанской иконы Божьей Матери был украшением и архитектурной жемчужиной города. Самое главная его ценность была в том, что он располагался на месте обретения Казанской иконы Божьей Матери в 1579 году, ставшей одной из самых почитаемых в истории православия. Икона Казанской Божьей Матери также располагалась в этом соборе, носившим ее имя. После закрытия монастыря, где собор и располагался, на его территории построили жилые дома, братские корпуса передали под цеха для табачной фабрики, а в сохранившемся здании Крестоводвиженской церкви разместился филологический факультет Казанского педагогического института. В 1990-е годы то, что осталось от монастыря, вернули местной епархии РПЦ. Она возродила Казанский Богородицкий монастырь, однако функционировать могли только две сохранившиеся Софийская и Крестовоздвиженская церкви. На месте расположения знаменитого собора был только пустырь. Тем не менее, надежду на его возрождение православные Татарстана не теряли, хотя очевидно, что этого без поддержки государственных органов не осуществить, поскольку масштаб строительства собора Казанской иконы Божьей Матери и сопутствующих его затрат равносилен строительству Храма Христа Спасителя в Москве.

И вот 4 ноября этого года президент Татарстана Рустам Минниханов издает указ о строительстве этого собора и исламской академии в Болгаре. Символично, что данное решение было принято в День народного единства, что должно было подчеркивать одинаковое внимание местных властей к религиозным нуждам двух основных конфессий республики. Однако очень позитивная инициатива главы Татарстана вызвало резкий протест у татарских национал-сепаратистов и ваххабитов, которые создал в популярной социальной сети «В контакте» соответствующую группу под названием «Мы против строительства собора в центре Казани!» В группе, которая была создана 6 ноября, т.е. через два дня после подписания указа Миннихановым, уже насчитывается более 3,5 тысяч участников. «В центре столицы Татарстана собираются возродить собор казанской иконы Божией Матери, взорванный большевиками в 20-м веке, который будет ВДВОЕ шире мечети "Кул Шариф" и будет иметь огромную православную часовню, строительство храма направлено на то, чтобы превратить Казань в место паломничества христиан со всей страны и зарубежья, искоренение Татарского духа Казани и полной ассимиляции татарского народа, мусульманского населения республики! Почему-то власти решают возрождать разрушенные христианские храмы, но никто однако не задумывается (если уж быть справедливым) о восстановлении сотен мечетей, разрушенных русскими по всей Казани! Храм будет построен на НАШИ деньги, его строительство оценивается более чем в МИЛЛИАРД рублей (что сопоставимо со строительством храма Христа спасителя в Москве), построен он будет в самом центре города рядом с Кремлём (где на ближайшем расстоянии НЕТ НИ ОДНОЙ МЕЧЕТИ)…» - говорится в обращении, опубликованном в группе (орфография сохранена).

На интернет-сервисе «Change.org», предназначенном для создания онлайн-петиций, опубликовано соответствующее по форме обращение на имя президента Татарстана Рустама Минниханова, государственного советника РТ Минтимера Шаймиева, премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова и мэра Казани Ильсура Метшина, которое уже стало собирать подписи разделяющих это требование. Причем организаторы этой компании выступают с определенной идеологической мотивировкой: «Неравнодушные люди, жители Казани, Татарстана, мусульмане всей России, остановим этот произвол, тем временем как в других российских городах проходят митинги против строительства мечетей, наши республики застраиваются церквями! Поступим по примеру тех же москвичей, которые не позволили строительство церкви в одной из парковых зон Москвы! Территория Татарстана составляет всего 0,4% от территории России, так почему же такие сооружения будут возводиться у нас?!», - говорится в заявлении группы. Автором петиции значится некто Динар Мухаметов (имя и фамилия могут быть выдуманы).

Появление подобного русофобского и антиправославного сообщества в популярной социальной сети "В контакте" вызвано желанием татарских национал-сепаратистов и солидарных с ними ваххабитов остановить процесс укрепления позиций православия в Татарстане. Приход нового татарстанского митрополита Феофана (Ашуркова) на казанскую кафедру в июле 2015 года, который поставил своей целью начать восстановление когда-то разрушенных и заброшенных православных храмов на территории региона и возродить Казанскую духовную академию, вызвал резкое неприятие среди сепаратистов и исламистов Татарстана. Последних устраивало положение православных в Татарстане как религиозного меньшинства, которое сложилось при прежнем митрополите Анастасии (Меткине) за постсоветский период (почти 1,5 тысячи мечетей и около 300 церквей). Даже когда президент Татарстана Рустам Минниханов пошел по пути сохранения паритетности в строительстве крупных религиозных объектов, и 4 ноября 2015 года в День народного единства подписал указ о строительстве исламской академии в Болгаре и собора Казанской иконы Божьей Матери в Казани (логика местных властей была следующая: раз мы строим исламскую академию в Болгаре, то давайте тогда возродим православный собор, который когда-то был в Казани), это вызвало в среде татарских националистов и ваххабитов резкое неприятие. Они против не только против уважительного отношения к православию, укрепления позиций православия в регионе. Также отмечу еще один важный момент, чтобы понять их позицию как противников строительства собора Казанской иконы Божьей Матери.

Казань до революции 1917 года была крупным паломническим центром Православия в России, и паломники приезжали со всей страны именно в Казанский Богородицкий монастырь, где его сердцевиной был собор Казанской иконы Божьей Матери. Список иконы Казанской Божьей Матери хранился всегда именно в этом соборе. Сегодня монастырь выглядит убого на фоне былого дореволюционного величия. Когда один из списков иконы вернули в 2004 году в Казань, то ее поместили в сохранившуюся на территории монастыря Крестоводвиженскую церковь, поскольку на месте разрушенного в 1932 году собора располагается пустырь. Стоявшие рядом с пустырем в запущенном состоянии монашеские братские корпусы (в советское время в них размещалась табачная фабрика) создают жуткую атмосферу запустения. Новый митрополит решил возродить былое величие этого монастыря как крупного паломнического центра. Отдадим должное местным властям, они проявили благоразумие и поддержали митрополита: и вот 4 ноября 2015 года в День народного единства президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о восстановлении собора Казанской иконы Божьей Матери на прежнем месте, что было встречено одобрительно православным населением Татарстана. Однако татарские националисты и исламские радикалы усмотрели в этом решении возможность возвращения былого величия Казани как крупного православного центра России, что в их политические планы никак не входит. Более того, в социальных сетях в Интернете появился комментарии, что, дескать, собор Казанской иконы Божьей Матери в случае его постройки затмит своим величием и масштабом соборную мечеть Кул Шариф, находящуюся в Казанском Кремле (Казанский Богородицкий монастырь и Казанский Кремль располагаются территориально близко). Получается, что их устраивало бы, чтобы православные церкви в столице Татарстана были бы меньше по размеру, чем мечети. Появление подобной группы "ВКонтакте" и то, что она быстро набрала столько участников (более 3,5 тысяч человек), свидетельствует о том, что пропагандируемый властями Татарстана имидж республики как центра толерантности далек от реальности: за годы "суверенитета" Татарстана подросло поколение откровенных русофобов и христианоненавистников, которые выступают против присутствия РПЦ в Поволжье. И, кстати, я обратил внимание на состав участников группы (можно посмотреть их аккаунты): там есть не только татары, но и жители Украины, которые вместе с сепаратистами Татарстана солидарны в их ненависти к России и Русской Православной Церкви.

Раис Сулейманов, религиовед, председатель Казанского отделения «Русского собрания»
1
Скриншот группы «Мы против строительства собора в центре Казани»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «За годы "суверенитета" Татарстана подросло поколение откровенных русофобов и христианоненавистников»

То же самое происходит и в Симбирске (Ульяновске), где инициативная группа православных христиан вот уже 15 лет борется за восстановление Свято- Троицкого кафедрального собора, который был в начале 20 века занесен, как охраняемый исторический памятник архитектуры и духовного наследия, но это не помешало местной большевитской власти взорвать его в 1936 году. http://kvv.mv.ru/simbirsk/p8.html В 2005 году благодаря усилиям митрополита Прокла рядом с Соборной площадью (ныне пл. Ленина) был выделен земельный участок под строительство Свято-Троицкого кафедрального собора на историческом месте некогда стоявшего Никольского собора. Но усилиями местных коммунистов, новым губернатором было вынесено Постановление о прекращении строительства, которое так и не было начато. После смерти Прокла, на Симбирскую кафедру был назначен митрополит Феофан, который сразу же решил взять под свой контроль восстановление утраченного собора, оттеснив от себя инициативную группу православной общественности, заявив, что благословение даст только в том случае, если на расчетном счете епархии будет находится сумма порядка 700 млн. руб. (стоимость ПСД). Такую же позицию занял и местный губернатор. Удивляет то, что власть постоянно кричит о примирении сторон, но когда русские православные выходят с инициативой о восстановлении разрушенных храмов, то тут же со стороны власти включаются рычаги по запрету. Если раньше храмы и соборы строились за счет народных пожертвований, то сегодня, чтобы построить храм, ему нужно придать статус коммерческого проекта. Именно так и поступил митрополит Феофан, заглушив своим волевым решение инициативу соборного принципа. Слава Богу, что через год его перевели в Казань, а пришедший на его место митрополит Анастасий, разобравшись с документами (разработанным проектом, ПСД, археологическими исследованиями и др. разрешительными документами и источниками финансирования), дал благословение на восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора на его историческом месте –Соборной площади, что напротив памятника Ленина. Сегодня Ульяновск остается «красным поясом», где влияние коммунистов достаточно сильно. За годы советской власти в Симбирске (Ульяновске) были разрушены все до одного 33 храма и собора и «красный петух» нанес непоправимый ущерб духовному и градостроительному облику старого города. Но с приходом на кафедру нового митрополита Анастасия, православные симбиряне надеются, что Свято-Троицкий кафедральный собор будет восстановлен. Тогда будет поставлена точка – ДА, ПРИМИРЕНИЕ СВЕРШИЛОСЬ! С НАМИ БОГ!
Валерий / 08.11.2015, 11:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11