itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Накануне великой катастрофы

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Пастырская проповедь 
0
2180
Время на чтение 5 минут
Этот праздник связан и с судьбой святого царя-страстотерпца и его семьи и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Светлый луч Промысла Божия из семнадцатого века достигает знаменательного семнадцатого года.

Икона «Всех скорбящих Радосте» обращена ко всему скорбному крестному пути России. Празднование ее совершается в особенный день — 6 ноября по новому стилю, в канун октябрьского переворота, крушения православной монархии и убиения последнего русского царя. «Радуйся, в скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая», — молимся мы. Накануне великой катастрофы Матерь Божия являет Свой чудотворный образ. Прежде чем миллионы людей погрузятся в страшную скорбь, Церкви будет дано узнать, что эти страдания они разделят вместе со всеми святыми, от века просиявшими, вместе с Божией Матерью, с Господом. Эти скорби могут быть утешены только тем утешением, которое дается Самим Утешителем, Христом и Пречистой Его Материю. Их может утешить только Тот, Кто взял на Себя все скорби людей, и «вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест» (Евр. 12, 2). И душа Его была «прискорбна до смерти» из-за того, что совершается в мире. Их может утешить только Та, Которая приняла скорбь Своего Божественного Сына как Свою собственную скорбь, когда оружие скорби прошло Ее Пречистую душу, и Она стала духовной Матерью всех нас. Божия Матерь потому Радость всех скорбящих, что Она более всех возлюбила Господа. Всею мыслию, всем сердцем Своим, всею крепостию Своею. Ее ходатайство за нас, как и ходатайство всех святых, научившихся от Нее, отличается этой непостижимой любовью ко Господу и к другим людям.

Наше размышление сегодня — о непостижимой тайне Промысла Божия. Эта тайна есть Крест Христов. У Креста Христова — Божия Матерь и возлюбленный ученик, и все святые. А когда открылись небывалые в истории гонения на Церковь, мы увидели на этом месте, как было показано в видении в 1930 году художнику Володченко в Харбине, святых царя-страстотерпца Николая и патриарха Тихона с бесчисленным сонмом стоящих за ними новых мучеников и исповедников Российских.

Христос — Альфа и Омега, начало и конец всего, Сын Человеческий, осуществляющий в Себе Новый Завет Бога с человечеством, Господь, превосходящий в Своем Кресте и Воскресении абсолютное противостояние жизни и смерти. «Ты Царь?» — спрашивает Пилат. «Царство Мое не от мира сего», — отвечает Христос. «Итак, Ты Царь?» — повторяет свой вопрос Пилат. Господь отвечает: «Ты говоришь, что Я Царь» (Ин. 18, 33, 37). Вся тайна Воплощения Превечного Слова Божия и Промысла Божия отражена здесь. Христос одновременно Тот, Кто сошел с небес, и Тот, Кто восходит на небо от нашей земли. И в этом двойном измерении — слава Божия. Все христиане так или иначе участвуют в этом разговоре, ибо все мы призваны быть царями — теми, кому принадлежит Царство Божие. Тем более понятны должны быть для нас вопросы Пилата (власти временного правительства), обращенные к нашему святому земному царю, который, будучи принуждаем к служению исключительно миру сему, вынужден был отречься от земного царства.

Христианская вера заключается именно в пересечении этих двух измерений Креста — в том, что есть его безмерное богатство и одновременно безмерная скорбь. Неудивительно, что эта вера так часто искажается. Одни вдохновляются воображательной вертикальностью, другие — плоским реализмом горизонтальности. В одном случае Христос — мифический и пантеистический, в другом — глава политического движения, дающий оправдание большевистской революции (Блок с его поэмой «Двенадцать», обновленцы). Иногда две крайности сочетаются, и мы получаем теократическую мечту. Ибо в последние времена люди будут более царелюбивы, чем боголюбивы.

Но и любовь к скорбям может быть искаженной. Известна мысль Достоевского о «жажде страдания как самой главной, самой коренной потребности русского народа», о спасительности страданий самих по себе. Если речь идет о невозможности русского человека удовлетвориться ничем земным, это понятно. Когда отсутствие смысла заставляет страдать, не все безнадежно. Но речь всегда должна идти о Христе и о Кресте. Иначе эти слова окажутся созвучными словам того же писателя о любви русского человека заглядывать в бездну. Мы знаем, каким провалом в бездну это заглядывание закончилось. Каким торжеством земного и одновременно почти полным уничтожением земного. Постараемся увидеть русскую историю со всеми ее ужасами и падениями как поиск потерянного смысла. Не страдания сами по себе придают смысл жизни, но высшая жизнь, которая придает смысл жизни, и, в конце концов, страданиям. Жизнь не имела бы смысла, если бы существовали непреодолимые как смерть страдания. Но оттого что такие страдания непереносимы и их невозможно преодолеть собственными силами, жизнь должна иметь больший смысл.

Сами по себе страдания не имеют смысла. Но тот, кто страдает, обретает смысл терпением страданий — по дару Христа и Его Креста. Если страдания не придают смысла жизни, живой человек пытается придать смысл самому факту страдания. Отсюда двойная ошибка. Придавая смысл страданию самому по себе, забывают живого человека. Ставя под сомнение смысл жизни, ради того чтобы избежать страданий, равным образом забывают этого живого человека. Наш естественный протест против страданий является признаком того, что мы люди. И это более всего проявляется в нашей способности к состраданию и научении ему от Божией Матери, от Самого Христа и от Его Креста, которым «прииде радость всему миру».

Подвиг святого царя-страстотерпца Николая и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской призывает нас к бесконечному доверию Промыслу Божию. Единственная возможность для верующего человека удержаться на пересечении двух измерений Тайны — идти и без конца возвращаться (в случае искушений и отступлений) на путь Христов: от дорог Палестины до Пятидесятницы, проходя через преторию, Гефсиманию и Голгофу — к стоянию у Креста вместе с Божией Материю, Радостью всех скорбящих. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Господь (Лк. 9, 23). Вне этого скорбного пути, смиренно нами приемлемого, все — только религиозная мечта или идеология. Новые скорби, которые мы переживаем сегодня, уже не просто безбожие, а открытый вызов всем нормам человеческого достоинства, явный сатанизм, предваряющий последнюю схватку зверя с Церковью. Воздадим благодарение Божией Матери за благодать исповедовать, что Господь — наш Царь. Но не забудем, что это Он царствует, а не мы. И прежде всего не забудем, что Он царствует, как Он желает, а не как желаем мы. Иными словами, Он царствует по дару крестной любви.

Чтобы мы стали царями, принадлежащими Его Царству, мы должны стать рабами Его, отвергнуться себя, своего царства, ради Царства Божия. Если это так, Христос царствует над нами, над миром. Если этого нет — мы должны молиться Божией Матери, чтобы и нам, как святому царю-страстотерпцу и всем новым мученикам и исповедникам Российским, было дано предельно просто и конкретно ходить путями заповедей Божиих и целовать как Крест Христов скорби, которые Он нам посылает. «Да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое», — молимся мы. Господи, пусть приход Твоего Царства не замедлится из-за таких учеников, какими мы порой являемся.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. мнение

"Мнение автора может не совпадать с позицией редакции." это нормально для любого сми, ненормально, когда мнения автора поддаются жесткой цензуре, и удаляются при малейшем отступлении мнения от разрешенного , от официально-негласно разрешенного. Это выхолащивает дискуссии, и лишает смысла полемическую площадку. При том, подчеркиваю, что то или иное удаленное мнение ну уж никак не нарушает правила озвученные на сайте.
veselovsky / 11.11.2015, 14:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40