В храмах Петербурга можно поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Призри на смирение»

26.10.2015 369
С понедельника, 26 октября, доступна для поклонения в храмах Санкт-Петербурга чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» из Свято-Введенского мужского монастыря (Киев), сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. 

Впервые она явилась в 1420 году на Каменном озере, но нет указаний на обстоятельства чудесного явления. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия» (голода), которое разразилось над Псковской землей в 1420 году.

В Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: «В лето 6934 (1426 г.) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца септевріа въ 16 день; сіе убо знаменіе прояви на-хоженіе поганого князя Витовта и многое пролитіе христіаньскыхъ кровей».

Здесь же встречается и более полное указание на произошедшее от иконы знамение: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знаменіе от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы Евфиміи».

Это знамение предшествовало ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве: в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в этом же году литовский князь Витовт рассторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости. 

Как известно из летописных источников, икона Божией Матери «Призри на смирение» была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения празднование в честь иконы было установлено 16 (29) сентября.

В XIX веке были составлены подробные описания ризницы Троицкого собора и ценностей, которые в то время находились в нем. Поскольку упоминаний о древней иконе «Призри на смирение» уже не встречается, можно предположить, что псковский чудотворный образ погиб во время одного из стихийных бедствий, постигших собор, и по этой причине не дошел до наших дней. Авторы многочисленных книг, составленных в XIX-XX вв. и посвященных описанию чудотворных икон Пресвятой Богородицы, не дают сколько-нибудь полного повествования об этом образе и указывают только на факт явления в XV в. псковской иконы «Призри на смирение» и установления празднования в честь этого события. 

В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Списков иконы «Призри на смирение» известно не много. Один список XVII века находится в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, а второй - в главном храме Киевского Свято-Введенского мужского монастыря. Предположительно, эта икона была написана в конце XIX века. 

Икона «Призри на смирение» XIX века была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

Схимонахиня Феодора (в миру - Феодосия Дмитриевна Тоцкая) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В возрасте 12 лет девочка пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Елевферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания. 

В 1920-е священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 1930-е, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до ареста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

После закрытия Введенского монастыря матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработницей, а когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году, монастырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери. 

В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. Монахиня Феофания со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист Благовещению Пресвятой Богородицы, а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. 

В последний год пребывания иконы в монастыре произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен. 

Незадолго до кончины схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыре, но Михаил в память об убитом отце пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде и отсутствовала тридцать долгих лет. 

Для иконы размером 110х72 см изготовили специальный киот, и она была установлена в храме слева от иконостаса.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница). Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. 

Летом 1993 года настоятель Введенской общины игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. 

Однако 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и посетители, имеющие к Церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

Некоторые киевские ученые были убеждены, что это очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также самой чудотворной иконы, чтобы разоблачить обман. Его блаженство Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, дал  благословение на проведение исследований. Было поставлено одно условие: икона и стекло с отпечатком не должны быть вынесены из храма.

В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. В храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много гипотез, однако было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. Установлено, что отпечаток изображения на стекле - органического происхождения и является нерукотворным отражением лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом - позитивом. Ответы на многие вопросы так и не были найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. 

22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16 (29) сентября. Каждый год 19 июля/1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в обители также отмечается день явления чуда.

Икона с 26 октября по 15 ноября будет находиться в следующих храмах:
 
26-30 октября - Александро-Невская лавра;    
31 октября - 1 ноября - храм святых апостолов Петра и Павла в Парголово;    
2-3 ноября - Спасо-Преображенский собор;
4-6 ноября - Свято-Троицкий Измайловский собор;
7 ноября - храм Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте;      
8 ноября - Сампсониевский собор;  
9-11 ноября - Казанский кафедральный собор;
12-13 ноября - храм великомученика Георгия Победоносца в Купчино;        
14 ноября - 15 ноября - Воскресенский Новодевичий монастырь.    

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий