«Образы Второй Мировой войны в современной культуре славянских и балканских стран»

Диакон Владимир Василик о семинаре, прошедшем в стенах Санкт-Петербургского университета

20 октября в Институте истории СПБГУ состоялся семинар «Образы Второй Мировой войны в современной культуре славянских и балканских стран». В мероприятии приняли участие курсанты, бакалавры, магистранты, аспиранты, преподаватели, научные сотрудники Института истории СПБГУ, факультета социологии СПБГУ, ЛГУ им. Пушкина, РНБ, АСК РФ, а также ветераны Великой Отечественной войны.

Мы попросили прокомментировать мероприятие его организатора, постоянного автора «Русской народной линии» кандидата филологических наук, доцента Института истории СПБГУ диакона Владимира Василика.

«Семинар прошел на подъеме. Присутствовало около 70 человек, что не очень типично для университетских мероприятий в последние годы, к сожалению. Были прочитаны серьезные, концептуальные доклады, вызвавшие бурные обсуждения. Прежде всего следует выделить доклад "патриарха" "Русской народной линии" Михаила Ивановича Фролова, который охарактеризовал немецкую историографию и мемуарную литературу, посвященную Сталинграду, выделил в ней т.н. "концепцию поворотных битв", согласно которой битва под Сталинградом сравнивается с битвой при Эль-Аламейне, со сражением при атолле Мидуэй и прочими малозначительными эпизодами Второй мировой войны, которым придается неоправданно большое значение с целью повысить престиж союзников и показать их равную, если не большую роль по сравнению с Советским Союзом в борьбе с фашистской Германией. Особо Михаил Иванович остановился на тех фальсификациях истории, которые в последнее время осуществляются в Прибалтике, объяснив это тем, что на стороне Гитлера воевало больше прибалтов (400 тысяч чел.), чем на стороне СССР (300 тысяч чел.).

Весьма интересным и концептуальным был доклад заведующего кафедрой истории славянских и балканских стран, д.и.н., профессора Александра Ильича Филюшкина, который рассказал об исторической памяти Прибалтики, которая укладывается в "концепцию двух тоталитаризмов, двух оккупаций" и даже показал весьма циничную иллюстрацию этой концепции - игральные карты, сделанные из немецких и советских плакатов. Показал лживые эстонские книжки "Сто великих битв", где 35 битв - это столкновение эстонских батальонов с советскими войсками, из которых эстонцы неизменно, выходят победителями. К примеру, якобы один эстонский батальон в 1944 году разогнал целую советскую дивизию!

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно, учитывая ту мощь, которую Красная армия набрала к 1944 году, когда равной ей военной машины в Европе и в мире не было. Такие проявления Александр Ильич связывает с комплексом неполноценности эстонцев, с отсутствием государственности, какой-либо серьезной военной истории и судорожными попытками создать свою идентичность.

То, что охарактеризовал Александр Ильич Филюшкин, являет холодный информационный цинизм. В Эстонии теперь бытует одна устоявшаяся точка зрения, альтернативы которой нет и быть не может. Все, что существует иное, заботливо блокируется и стирается. Памятные места Великой Отечественной войны, например, аэродром Сааремаа, откуда вылетали наши самолеты бомбить Берлин, полностью заброшен, а между тем, его мемориализация могла бы стать сильным ходом для тех же самых эстонцев и помогла бы стяжать настоящую, а не выдуманную, военную славу. Но все советское, в том числе, великое, в Эстонии попирается и истребляется.

Весьма интересен был доклад доктора исторических наук, доцента ВГУЮ РПА СПб Александра Владиславовича Кутузова, который показал, каким образом всеславянское движение вырастало в Первую и во Вторую Мировые войны. Как панславизм служил целям объединения всех здравых и прогрессивных сил на борьбу с фашизмом.

Доклад библиотекаря Отдела газет РНБ Константина Васильева был посвящен историческим миниатюрам, или, проще говоря, солдатикам. Очень интересный рассказ про то, что мемориализируется из Второй Мировой войны, что вспоминается. В основном, к сожалению, западная и центральная Европа вспоминают больше немцев и союзников, чем Красную армию, хотя кое где встречаются красноармейцы, а иногда даже четники.

Доклад вашего покорного слуги был посвящен исторической памяти Варшавского восстания, которая неоднозначна. С одной стороны - это беатифицированный католический святой Михаил Чарторыйский, расстрелянный немцами за то, что, будучи капелланом, ухаживал за ранеными и памятники "Юному повстанцу". С другой стороны - это стихотворение Юзефа Щипаньского "Красная зараза", исполненное ненависти к воину-освободителю. Это экспозиция музея Варшавского восстания, в котором на красную армию возводят клевету, будто бы она ничем не помогла восставшим, будто бы советские солдаты стояли и ничего не делали для поляков. Там присутствует та самая "концепция двух оккупаций" и выдаются фальсифицированные данные о немецких потерях, доводят их до астрономических пределов 17-20 тысяч, в то время как немцы потеряли всего 3 тысячи. Доходит до анекдотов: говорится, что повстанцы уничтожили 180 танков, в то время как танков в реальности было всего 2!

Столь же фальшиво оценивается деятельность Красной армии, которая на самом деле сделала все, чтобы прорвать немецкую оборону под Варшавой, неся огромные потери. Только одна армия Белорусского фронта в течении августа безвозвратно потеряла 25 тысяч человек. Под Радзымином, в крупнейшем танковом сражении 1944 года, мы потеряли 180 танков. Потери были огромные, Красная армия истекала кровью у Варшавы, пытаясь ее взять. К сожалению, не смогли.

Варшавское восстание было политической авантюрой, связанной с захватом власти и стремлением оттереть польский Комитет национального возрождения от власти и возродить Старую Польшу, что было нереально. Ради этого было брошено на убой 200 тысяч невинных варшавян, а свое преступление и свой грех руководители восстания и их идейные потомки пытаются переложить на Красную армию, что цинично и преступно.

Семинар прошел на высоком уровне, и, надеюсь, проведение подобных встреч, станет доброй традицией Института истории Санкт-Петербургского государственного университета».
 
1 
 
1 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Василик:
«Добрый воин Христов»
Известному борцу с наркоманией и алкоголизмом протоиерею Сергию Белькову исполняется 65 лет
16.11.2019
Акт вероотступничества Франциска
После поклонения папы Римского языческой богине Пачамаме никакие контакты с Ватиканом более невозможны
15.11.2019
«Печально, горестно и катастрофично»
Признание Александрийским Патриархатом украинских раскольников объясняется тем, что все Греческие Церкви повязаны друг с другом, для них Константинопольский Патриарх - этнарх
09.11.2019
«Печально, горестно и катастрофично»
Признание Александрийским Патриархатом украинских раскольников объясняется тем, что все Греческие Церкви повязаны друг с другом, для них Константинопольский Патриарх - этнарх
09.11.2019
Консервативный, честный, принципиальный
В Санкт-Петербурге состоялось отпевание почившего на 92-ом году жизни протоиерея Иоанна Белевцева
08.11.2019
Все статьи автора
Анна Бархатова:
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Ступеньки в прошлое
В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства
27.01.2018
Нужна политическая воля
По словам поэта Бориса Орлова, в 2017 году в области культуры произошёл перелом
09.01.2018
Все статьи автора
"70-летие Победы в Великой Отечественной войне"
«С какой целью Новосибирск разработал собственный брендбук празднования Дня Победы?»
Новосибирский Координационный Совет в защиту общественной нравственности обратился к мэру города А.Е. Локтю в связи с размещением на улицах в качестве символов Победы красных маков и перевернутой звезды
07.05.2019
Так был ли подвиг?..
О «разоблачении советского мифа» о 28 героях-панфиловцах
06.05.2019
Все статьи темы