Этот праздник был установлен в нашей Церкви в честь явления Богоматери в Царьграде. В царствование Льва VI Философа, в 910 году, во время вторжения сарацын в пределы Византийской империи святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний, находясь 1 октября во Влахернском храме Константинополя, в котором некогда хранилась Риза Богородицы, во время Всенощного бдения видели на воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы. Она была окружена, как венцом, пророками, апостолами и Ангелами, сияла солнечным светом, молилась о грешном мире и покрывала христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу Небесную?» «Вижу и ужасаюсь!» - отвечал тот.
Видение было прославлено молящимися в храме и во всем Константинополе (Царьграде). Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацынов в их империю. Действительно, вскоре после знамения враги Церкви были побеждены и прогнаны.
С 1906 г. праздник Покрова стал еще и особенным праздником русских патриотов-монархистов. В самый разгар революции 1 октября 1906 г. в Киеве открылся 3-й Всероссийский монархический съезд. На Съезде присутствовало около 500 русских патриотов-черносотенцев, которые представляли 74 монархические организации от 60 губерний и городов Российской империи. Съезд замышлялся и прошел как грандиозная манифестация монархистов. На нем присутствовали все ведущие деятели Черной сотни.
В адрес Съезда пришли приветственные телеграммы от сщмч. митрополита Московского Владимира (Богоявленского), архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), сщмч. епископа Саратовского Гермогена (Долганова). Ободрительную телеграмму прислал св. прав. о. Иоанн Кронштадтский: «Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества». Проникновенная телеграмма пришла от епископа Вологодского Никона (Рождественского).
На монархическом форуме выступил с речью делегат от Чернигова наблюдатель церковных школ протоиерей Федор Васютинский. Он обратил внимание собравшихся в Киеве русских людей на то обстоятельство, что открытие Съезда состоялось именно в день Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка предложил отныне считать день Покрова праздником всех монархических союзов и устраивать в этот день годовые торжественные собрания по всей России с особыми молебнами. Делегаты с радостью приняли это предложение. В воодушевлении Съезд в едином порыве пропел «Взбранной Воеводе». В ответ на предложение протоиерея Васютинского лидер московских монархистов В.А.Грингмут высказал мысль соорудить особую монархическую икону Покрова Богородицы. После короткого обсуждения Съезд постановил: «День Покрова Пресвятой Богородицы признать днем праздника всех Монархических организаций; соорудить икону Покрова Пресвятой Богородицы, как покровительницы Монархических партий».
Икона была вскоре исполнена иконописцем В.П.Гурьяновым под руководством великого русского художника и участника монархического движения В.М.Васнецова. Монархический образ был освящен 26 апреля 1907 г. в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия 4-го Всероссийского монархического съезда. С тех пор ежегодно 1 октября монархисты отмечали день Покрова Пресвятой Богородицы не только как православный, но и как свой особенный праздник. Уже в 1907 г. монархический праздник отмечался очень широко. В Петербурге состоялись молебствия в Союзе Русского Народа и в помещении Русского Собрания, где служил лично митрополит Антоний (Вадковский). В Киеве прошел молебен и торжественное собрание монархистов. Только в Москве торжеств не было в связи с трауром по случаю смерти В.А.Грингмута, скончавшегося в самый канун Покрова.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы как свой особенный праздник отмечает также и русское казачество.
Тропарь Праздника (глас 4): Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // спасти души наша.
Кондак Праздника (глас 3): Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: // нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.