Материалы о собирателе земель русских князе Дмитрии Донском представлены в электронном фонде Президентской библиотеки

08.10.2015 7
В канун 665-й годовщины со дня рождения Дмитрия Донского (1350–1389), отмечаемой 12 октября, появилась возможность проследить героический земной путь князя Донского по электронным копиям раритетных книг из фонда Президентской библиотеки, сообщает пресс-служба библиотеки.

12 октября 1350 года в Москве в семье князя Ивана Красного, внука Ивана Калиты, родился сын Дмитрий, будущий московский и владимирский великий князь. С подробной личностной характеристикой Дмитрия Ивановича можно познакомиться в электронной копии книги Ф.Г.Покровского 1823 года «Дмитрий Иоаннович Донской, великий князь Московский»:

«К удивлению современников, от самого отрочества Дмитрий возлюбил добродетель и строгую жизнь. Природа украсила его всеми телесными и душевными качествами. Величественный рост, крепкое сложение тела, острый и проницательный взор, приятный и выразительный голос составляли малейшую часть его телесных дарований; Дмитрий рождён для Престола». 

Однако у московского престола имелись враги не только внешние – поляки, литовцы, татаро-монголы, – но и внутренние. Не успели московские войска отразить нападение литовского князя Ольгерда, как началось противостояние с тверским князем Михаилом, который отправился в Орду просить для себя ярлык на великое княжение. Правивший в то время хан Мамай недолюбливал твёрдого в своём праве уклоняться от дани Дмитрия и с лёгкостью отдал ярлык князю Михаилу. Узнав об этом, Донской решил не повиноваться Орде и перекрыл путь Михаилу во Владимир. В этом же году князь Дмитрий отправился в Орду лично; поездка оказалась успешной, и московский князь вернулся с ярлыком.

Силой подкреплённого «ордынским мандатом» авторитета Дмитрий принудил тверского князя к признанию своего старшинства и к союзу в борьбе с Золотой Ордой. В 1376 году Московское княжество утвердило своё влияние в Волжско-Камской Булгарии, а в 1378-м рать князя Дмитрия разбила под Скорнищевом рязанского князя Олега.

Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, князь Дмитрий начал думать о том, как собрать большую рать, способную победить татаро-монгольское иго, которое к тому времени стало невыносимым. В электронной копии книги А.В.Казадаева 1827 года «Историческое похвальное слово Димитрию Донскому» делается акцент на твёрдой решимости молодого князя изгнать татаро-монголов за пределы Русского государства: «Свирепые потомки Чингисхана, потряся Азию, разделились на огромные ветви и лили кровь соотечественников, и терзали Россию. Вот поприще, на которое слабыми стопами восходит действовать юный Дмитрий Иоаннович IV, приемля в нежную длань свою колеблющуюся Державу Великого Княжества Московского! Но как младой орёл, ощутив силы крыл, вознесся он над Отчизной, оградив её от беды вековечной…»

Дмитрий Иванович первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар. В 1378 году на реке Воже было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 году московский князь во главе объединённых русских сил выступил навстречу полчищам татарского темника Мамая, двигавшимся на Русь. И тут нельзя преуменьшить роль преподобного Сергия Радонежского, ставшего духовной опорой князя-государственника и его воинства. В электронной копии книги И.В.Морева 1893 года «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» говорится: «Великую услугу оказал Сергий самодержавию русских государей, содействуя единению русских земель в руках московского князя. Так, он дважды путешествовал в родной свой город Ростов, чтобы уговорить ростовского князя к миру и подчинению великокняжескому московскому престолу». Именно к Сергию Радонежскому за благословением перед Куликовской битвой пришёл Дмитрий Иванович, и это благословение – самое значимое для Руси деяние святого: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» – говорил он великому князю, напутствуя молитвами в поход».

Про Куликовскую битву написано немало, но принципиально важным для русской ставки было определиться: на этом берегу Дона принимать бой или все же переправиться и стоять насмерть почти у самой кромки воды? В историческом очерке Д.И.Иловайского 1880 года «Куликовская победа Димитрия Ивановича Донского» повествуется, что для князя Дмитрия не было вопроса: переходить Дон для решающего сражения с ордынцами или нет, – отступать под натиском свирепого врага он не собирался: «7 сентября, в пятницу, накануне праздника Рождества Богородицы, русское войско придвинулось к самому Дону. Великий князь велел нарубить дерев и хворосту в соседних дубравах и наводить мосты для пехоты, а для конницы искать бродов, что не представляло больших трудностей, так как Дон в тех местах ещё близок к своим верховьям и не отличается ни шириною, ни глубиною своего течения».

В Куликовской битве 1380 года, завершившейся разгромом Орды, Дмитрий Иванович проявил выдающийся полководческий талант. За эту победу он был прозван Донским.

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать признанным собирателем русских земель, смог существенно расширить границы Московского княжества. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался вместе с тем признания независимости русской православной церкви от Константинополя. Электронная копия книги Ф.Г.Покровского 1823 года «Димитрий Иоаннович Донской, великий князь Московский: историческое повествование, сочиненное Феофилактом Покровским» представляет собой довольно полную картину жизни и военных подвигов князя Донского.

Персоналия, посвящённая Дмитрию Донскому, год от года становится обширнее в фонде Президентской библиотеки, насчитывающем сейчас порядка 400 тысяч единиц хранения.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий