Восторгов или Пуришкевич?

Священник Александр Шумский о подлинном и фальшивом патриотизме

В четверг 1 октября 2015 года в Москве в Союзе писателей России состоялось представление книги «Правая Россия».

С этой замечательной книгой я познакомился заранее. За месяц до презентации мне подарил ее главный составитель Анатолий Дмитриевич Степанов.

Обращает на себя внимание подзаголовок книги «Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века». В этом подзаголовке обозначена главная идея книги – показать, прежде всего, судьбы и поступки наиболее выдающихся людей, принадлежавших к группе православных традиционалистов, которых принято называть черносотенцами. Идея верная, потому что именно через поступки людей, через описание их жизни суть дела, зачастую, раскрывается глубже, чем при чтении тех или иных авторских текстов. Можно написать очень хороший правильный текст - статью или книгу, но в нужный момент струсить и не совершить правильного поступка, и в один миг все потерять и все погубить. Или, что еще хуже, совершить неправильный поступок и тоже все потерять и все погубить.

И сегодня, накануне судьбоносных всемирных катастрофических перемен, следует особенно глубоко задуматься о значении поступка, который каждому из нас вскоре придется совершить. И, главное, задуматься об ответственности, которая при этом ляжет на нас.

Из всех героев книги «Правая Россия» я выделил бы двоих, которые, по моему мнению, ярче остальных представляют трагическую оппозицию, сложившуюся в черносотенном движении перед Февральской революцией 1917 года. И глубоко символично, что один из этой оппозиции был священником, а второй – политиком. Первый совершил высокий поступок, до конца оставшись верноподданным, а второй совершил чудовищный поступок, предав Царя и Отечество. Первый олицетворяет собой все высокое и светлое в правом движении, второй – все низкое и темное. Речь, как догадывается читатель, идет о священномученике протоиерее Иоанне Восторгове и правом политике Владимире Пуришкевиче.

Протоиерей Иоанн Восторгов увенчал свою жизнь высочайшим жертвенным подвигом, приняв мученическую смерть, а политик Владимир Пуришкевич запятнал себя человекоубийством и бесславно скончался от сыпного тифа. Протоиерей Иоанн Восторгов олицетворяет собой подлинный патриотизм, политик Владимир Пуришкевич – фальшивый! По большому счету, Пуришкевича не следовало бы отпевать. Ведь он не только не принес покаяния перед смертью, но, более того, если бы не тиф, попытался бы совершить еще одно убийство, вслед за убийством Григория Распутина. Бесноватый Пуришкевич опозорил черносотенное движение, ангельский Восторгов спас его честь.

Но, как говорит Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, - и нет ничего нового под солнцем». И ныне в России начала ХХI века мы обнаруживаем очень много совпадений – и духовно-нравственных, и политических, и идеологических, и типологических, и ситуационных – с Россией начала ХХ столетия.

И сегодня в нашем правом движении, в черносотенстве ХХI века, есть люди, мыслящие в духе протоиерея Иоанна Восторгова и люди, мыслящие в духе Владимира Пуришкевича. Мне трудно сказать, кого в современном правом движении больше. Я надеюсь, что сторонников Иоанна Восторгова. Но объективное соотношение тех и других может показать только время, только грядущие события.

Тем не менее, основания для тревоги есть, что подтверждается и недавней презентацией книги «Правая Россиия».

После докладов составителей и авторов книги Анатолия Степанова и Андрея Иванова началось обсуждение. В частности, предоставили слово и мне. Позволю себе целиком привести свою небольшую речь: «Дорогие братья и сестры! Мы сегодня обсуждаем замечательную, изумительную книгу «Правая Россия», книгу очень нужную и своевременную. Книга эта, по слову Михаила Бахтина, незавершенная, имеющая проекцию в наше ближайшее будущее. Мы – наследники православных традиционалистов начала прошлого века. Мы тоже считаем себя черносотенцами. И нам сейчас очень важно глубоко осмыслить жизнь и деятельность черносотенцев начала ХХ века. Самое главное – не повторить их роковых ошибок. К сожалению, значительная часть правых того времени не только не поддержала верховную императорскую власть в самую страшную и роковую для нее минуту, но, напротив, выступила против Царя, фактически соединившись с левым революционным движением. И вместе с левыми эта часть правых опрокинула Российскую Империю.

Но ведь и сегодняшняя ситуация очень похожа на ту, которая сложилась сто лет назад. У нас есть лидер страны Президент Владимир Путин, который по многим признакам очень напоминает Царя. Психологически он так и воспринимается многими, и не только в России. Либералы его ненавидят. Это понятно. Но ведь и немало патриотов, считающих себя черносотенцами, также ненавидят Владимира Путина. И многие обвинения, выдвигаемые нынешними черносотенцами против нашего Президента, весьма схожи с теми, которые предъявляли Царю Николаю Второму патриоты того времени.

Вот совсем свежие примеры. Владимир Путин произнес потрясающую речь в США в ООН. Но некоторые патриоты не видят в ней ничего особенного и не принимают ее. Россия начала оказывать военную помощь Сирии. И что же мы слышим от некоторых наших черносотенцев: «Зачем Путин влез в Сирию? Нас туда специально затягивают американцы. Надо было освобождать Донецк и Новороссию, идти на Киев, а не лезть в Сирию!».

Интересно, что эти черносотенцы формально осуждают Пуришкевича и его сторонников за выступление против Царя. Но при этом не видят, что в отношении Путина они совершают ту же саму роковую ошибку. Совсем не хотят думать. Если мы еще раз наступим на те же грабли, то московский майдан нам обеспечен, тем более, что до 2017 года осталось совсем немного».

После всех выступлений, как полагается, начался фуршет. И вот тут произошло самое интересное. Получился невольный и показательный эксперимент. Сначала ко мне подошла немолодая дама и, взяв благословение, изрекла: «Ваш Путин ФСБешник». Я ей ответил: «Мать, ступай с миром!». Но она продолжила: «А ваш Патриарх – кардинал!». Тут я вынужден был ей сказать: «Пошла вон отсюда!». Шипя что-то про себя, она ретировалась. Но на этом дело не закончилось. Подошел благообразный седобородый дядя и заявил: «А чем вам так понравилась речь Путина в ООН?». Я ответил: «А вы лучшую речь российских лидеров когда-нибудь слышали? Так выступал лишь Сталин после Великой Победы, но вы его, в силу возраста, слышать не могли». Он мне сказал: «А я с вами не согласен». Что можно было ответить на такую тупость? Еще Царь Соломон предупреждал о бессмысленности спора с глупцом. Поэтому я промолчал и отвернулся. Но не тут-то было. Сбоку стоял и слушал нас краснолицый парень, лет тридцати пяти. Глядя исподлобья, он отчеканил: «Ничего хорошего ваш Путин не сделал и не сказал, что вы так перед ним пресмыкаетесь?» «И даже воссоединение Крыма с Россией для вас не показатель?» - спросил я. «Нет, - ответил он, - Крым просто счастливая случайность. Путину просто повезло». На этом наш разговор и закончился. Скажи, читатель, можно ли хоть какими-нибудь доводами убедить этих...?

Удостоверившись в бесполезности подобных разговоров, я предложил поднять бокалы за нашего национального лидера Владимира Путина и пропел ему «Многая лета». Могу засвидетельствовать, что примерно одна треть присутствовавших на фуршете отказалась выпить за здоровье нашего Президента.

Но и на этом дело не закончилось. Когда мы с моим другом профессором Владимиром Николаевичем Воропаевым, крупнейшим специалистом по Гоголю, после окончания вечера ехали в троллейбусе к метро и мирно беседовали о Николае Васильевиче, из глубины троллейбусного салона раздался истеричный женский голос: «Ну ты, ФСБешник! Какие там у тебя пагоны!? Путинист несчастный, КГБешник!». И все в таком же духе. То ли это была та самая тетка, которая приставала ко мне на фуршете, то ли другая, я так и не понял. Владимир Николаевич Воропаев остроумно заметил: «Смотри отец, как начнешь о Гоголе говорить, тут же нечисть появляется». «Да, - ответил я, - не выносит нечисть имен праведников».

Вот такая история приключилась на презентации книги «Правая Россия». Есть над чем нам глубоко задуматься.

P.S. Сегодня одного лидера, подобного Пуришкевичу, в правых рядах нет, но маленьких пуришкевичей предостаточно. Стоит ли на них тратить силы? Убедить их в том, что они заблуждаются, совершенно невозможно, а нагадить эти ребята при совместной деятельности могут больше лошади. Так не лучше ли от них совсем отмеживаться?! Пойдем к нашей победе, обращаясь с молитвами к священномученику Иоанну Восторгову. Пуришкевич и Восторгов несовместимы!

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Re: Восторгов или Пуришкевич?

Соглашусь по принципу с 6. Tatiana Soboleva. "А почему нельзя было просто ответить человеку на вопрос?" Даже, если человек, по мысли священника, не прав или даже!!!, если возгордился. Это же не является основанием к прекращению разговора, к вразумлению заблудшего, если угодно. Нечто же можно спорить с утверждениями о. Александра о "роли" Пуришкевича? Или о том, что и сейчас есть маленькие "пуришкевичи"? Правда, не бесспорно звучит в материале: "Значительная часть правых того времени не только не поддержала верховную императорскую власть в самую страшную и роковую для нее минуту, но, напротив, выступила против Царя". Думается, что "значительная часть правых" звучит излишне громко. Мизерная часть. В подтверждение - сама книга "Правая Россия". И то, та часть, которую и называть-то "правыми" после этого не очень-то уместно. Но сейчас не об этом. К сожалению, уважаемый о. Александр, как и по многим иным вопросам, здесь путает одно с другим. По всем упомянутым конкретным персонажам говорить не готов. Но имел возможность более широко общаться с "благообразным седобородым дядей". Ни как он не тянет на "этих...", как выразился о. Александр. В частности по вопросам действий в Сирии у него никаких вопросов кроме поддержки. Ну и по Украине, разумеется, тоже. Ну а если не восторгается речью В.В. Путина, а сожалеет о несказанном им? То, что? Переводить его в ранг врага? Мягко выражаясь, не мудро, дорогой отец Александр. А я вот считаю, что на такого рода людей можно полагаться в большей степени, чем на восторженных "нью-комсомольцев", которые, как известно, на словах поддержат любую "политику партии и народа". А дела коснется - так переметнутся, как в 91 или 93-м. Одно из значений презентации великолепной книги я бы видел в консолидации, а не наоборот.

Калужанин / 08.10.2015

7. Ответ на 6., Tatiana Soboleva:

«....В.В. Путин предельно вежлив и деликатен. Он не позволяет себе грубости и хамства не только в отношениях с оппонентами, но даже и с откровенными врагами.

Что верно, то верно. Не отнять. И жаль, что СМИ всегда "забывают" отметить, что вот, например, конкретный случай вежливости в отношениях С ВРАГОМ.

Лебядкин / 08.10.2015

6. Re: Восторгов или Пуришкевич?

«А ЧЕМ ВАМ ТАК ПОНРАВИЛАСЬ РЕЧЬ ПУТИНА В ООН?». Я ответил: «А вы лучшую речь российских лидеров когда-нибудь слышали?

А почему нельзя было просто ответить человеку на вопрос, а не уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом?

Он мне сказал: «А Я С ВАМИ НЕ СОГЛАСЕН. Что можно было ответить на такую тупость?

О как! Вежливо и корректно сказать о. Александру: "Я с вами не согласен" - значит оказаться тупым... За что ж Вы так людей-то обижаете? Между прочим, В.В. Путин предельно вежлив и деликатен. Он не позволяет себе грубости и хамства не только в отношениях с оппонентами, но даже и с откровенными врагами.

Tatiana Soboleva / 07.10.2015

5. Re: Восторгов или Пуришкевич?

В свете вышенаписанного хотелось бы привести слова священномученика Иоанна Восторгова: " Настойчиво, властно просится в душу потребность обратить теперь слово и мысль от народа, присудившего Христа на смерть, к нашему родному народу в переживаемые им ныне важные дни. Дни не только важные, но страшные, роковые, решающие судьбу Родины. Кому теперь вручит народ наш свою жизнь: ВЕРУЮЩИМ или НЕВЕРУЮЩИМ? Устами своих избранников будет ли он взывать: «Осанна!»,— или будет вопить: «Распни Его!»? Сохранит ли он при новом строе своей государственной жизни прежнее стремление: посреди своего царства земного, человеческого, искать осуществления задач, целей и законов Царства Небесного и Божиего, все рассматривать при свете Высшей правды, под руководством Церкви Православной,— или станет помышлять лишь о хлебе едином, останется только при земных интересах? Пребудет ли он верным Иисусу, или опять суждено исполниться скорбному слову Христову: Меня единого оставите (Ин. 16, 32)? Вопросы страшные. Родина наша вступает на новый путь жизни, пред нами впереди — новая Россия... Прости, прости, старая, тысячелетняя Россия! На наших глазах су­дили, осудили тебя и приговорили к смерти... Грозные и беспощадные судьи заплевали твое лицо и не нашли в тебе ничего доброго. Суд был строгий, неумолимый и беспощадный. Все слилось в один вопль: «Возьми, распни!» Знаем мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь Святою, а народ свой — богоносцем, пусть не в осуществлении, но в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и воспитала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою. С сей верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила великую страну. За все это тебе земной благодарный поклон. Будущая, новая жизнь России неизвестна. Но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, СО ХРИСТОМ ли ОСТАНЕТСЯ народ наш, или ОТКАЖЕТСЯ от Него, пойдет ли за Ним, или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ, а семя свято, люди верующие и благочестивые, те, что не прекло­няют колена пред современным Ваалом, как во дни Илии (ср.: З Цар. 19, 18; Рим. 11, 4); уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви — вот что сохранит и укрепит всякое общество и го­сударство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить и на земле.

Tatiana Soboleva / 07.10.2015

4. Отличное описание с натуры февралистского б(Б)олота

Готовый материал для либералистического Февраля. Только все эти господа забывают, что Россия- это им не европы, у нас вслед за Февралём приходит холодный Октябрь и вышвыривает февралистов пинком под зад из России-матушки. Но историю новофевралисты не учат, так что потом как и их предшественники вновь будут за бугром рвать свои волосы на всех местах и пускать пьяные слёзы "по России, которую мы потеряли" (sic!) (?!)

Русский Сталинист / 07.10.2015

3. монархисту

Уважаемый, вы готовы отвечать за свои слова? За оскорбление и клевету? Вы можете чем-то подтвердить ваши словесные помои? А если не можете, то кто вы после этого? Впрочем, отвечать придётся в любом случае. Опомнитесь, пока не поздно. Я прощаю вам.

Берест / 07.10.2015

2. Восторгов и Пуришкевич

Да,так оно и есть,ув.А.Шумский. О,вот и "пуришкевичи-шендеровичи" появились в обличье "береста",смесь "русских патриотов" с либерастической нЕчистью... Про погоны забыл взвизгнуть,"гражданин" "берест".

monarhist / 07.10.2015

1. на голубом глазу.

Печально, если лучшие представители патриотов в лице автора, ради красного словца, так унижают себя откровенной ложью: имеется в виду его разговор с "благообразным глупцом". То ли количество выпитого так повлияло, то ли раж красноречия одолел, Бог вам судья. И целованию вашему троекратному перед началом разговора с "глупцом" (кстати, не обидевшем вас ни единым словом) получается грош цена.

Берест / 07.10.2015
Александр Шумский:
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы
Ответ на статью «Солженицын – предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?»
16.11.2018
Все статьи автора
"Война в Сирии и Ираке"
Все статьи темы
"«Правая Россия»: биографии деятелей монархического движения начала ХХ века"
Где можно приобрести наши книги?
«Русская народная линия» участвует в Троицкой православной выставке
06.02.2018
Николай Алексеевич Маклаков: последняя надежда Императора Николая II
Судьба сановника как зеркало революционной трагедии начала ХХ века
15.10.2017
«Россия, которую мы потеряли»
Рецензия на книгу «Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века» (сост.: А.Д.Степанов А.А.Иванов. СПб., 2015)
09.08.2016
Избавить от забвения великих русских подвижников!
Сергей Бабурин о книге «Правая Россия», посвященной жизни и деятельности русских монархистов начала ХХ века
13.11.2015
«Русская консервативная мысль и современная Россия»
Олег Самылов о круглом столе в Университете путей сообщения Императора Александра I
12.11.2015
Все статьи темы