Никто не сумел так выплеснуть на бумагу русскую душу, как Есенин

Православные священнослужители о великом русском поэте, 120-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни

02.10.2015 555
С 1 по 4 октября в Москве будет праздноваться 120-летие со дня рождения Сергея Есенина, сообщает Regions.ru

В необычайно ярком созвездии великих поэтов начала ХХ века Сергей Есенин выделяется необычайно широкой популярностью – пожалуй, изо всей этой плеяды только его славу можно назвать всенародной. На весь ХХ век столь же всенародно любим был разве что еще Владимир Высоцкий. Известно, что в сталинские годы, когда поэзия Есенина оказалась фактически под запретом, его стихи передавались изустно и расходились в списках – хотя это грозило нешуточными карами.

Как это часто бывает с широко популярными авторами, некоторые ценители и знатоки поэзии, напротив, склонны относиться к творчеству Есенина несколько пренебрежительно. Те же, кто Есенина любит, часто склонны идеализировать его фигуру, воспринимая его как своего рода воплощение лучших сторон русской души и закрывая глаза, в частности, на кощунственные и богоборческие мотивы в его поэзии. 

«Как вы относитесь к личности и творчеству Есенина? Какие произведения или строчки вам особенно нравятся?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что, действительно, Есенин - противоречивая личность. 

«С одной стороны, его бесшабашная натура близка русским людям, а стихи своей трепетностью, нежностью, красочностью рождают отклик во многих душах. С другой стороны, нельзя сказать, чтобы жизнь поэта была примером для православных верующих христиан, и кончина его тоже, как известно, трагична. К сожалению, мы не можем даже поминать Сергея Есенина, как поминают православных христиан, ибо человек, выбравший такой вариант ухода из жизни, конечно, далек от правильного понимания христианского пути, и вряд ли способен быть примером веры и благочестия. Многим верующим, которые любят его творчество, это причиняет душевные страдания - нельзя запретить себе любить, кого любишь, но как отделить творчество от жизни? Впрочем, жизнь многих наших поэтов, не исключая и "солнце русской поэзии" Александра Сергеевича Пушкина, к сожалению, не может считаться христианским примером. Тем не менее, к их творчеству мы в трудных обстоятельствах прибегаем как к своеобразной терапии. Для кого-то их стихи могут быть даже светским "аналогом" молитвы, благотворно действуя на душу. Звуки романса "Клен ты мой опавший" трогают, когда грустно, а настанет время смятения, можно вспомнить есенинского Хлопушу, в очередной раз поразившись, как прекрасно поэт понимал природу русского бунта и сопротивления несправедливости – зачастую безрассудного. Лирические же стихи Есенина всегда прекрасны. Так что христианин, конечно, может любить творчество поэта, не перенося эту свою любовь на его образ жизни», - заключил о. Михаил.
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, признался, что очень любит Есенина. 

«Мне кажется, никто не сумел так выплеснуть на бумагу русскую душу, как сделал это он. И сам поэт, и его творчество по сей день находят живой отклик в нашем народе - настолько понятно и близко все, о чем писал Есенин. Его произведения отражают реальность нашего бытия, русскую греховность, скорбь души русской. Вот, наверное, почему никогда не останется равнодушным к поэту и его стихам ни один человек, который хоть единожды взял в руки его произведения, или слышал их в многочисленных балладах и песнях. Есенинская поэзия находит отклик в душе человек любого возраста. Но, к сожалению, все дальше увлекают нас от лучшего, что есть у нас, какие-то новые наши образовательные программы и стандарты. А мне кажется, есть вечные ценности для русского народа, мимо которых мы не имеем права проходить и должны постоянно с ними соприкасаться. Уверен: стихи Сергея Есенина – глоток свежего воздуха для любого русского человека. Они нужны нам, чтобы мы легче дышали, и было понятнее жить», - заключил о. Алексий.
 
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил: «Бытует мнение, что Есенин - прежде всего романтик. Вначале сельский, а затем и городской. Наверное, и обвинения в мещанстве, которые ему предъявляли, не были лишены оснований. Однако мне в свое время было интересно открыть для себя Есенина именно как верующего человека». 

Если говорить о любимых стихах Есенина, то, признался о. Агафангел, еще в подростковом возрасте его поразила «Песнь о собаке», особенно последнее четверостишие: 

И глухо, как от подачки, 
Когда бросят ей камень в смех, 
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

«Меня в 15 лет этот образ просто изумил. Написать так мог только гениальный человек. Мне вообще в творчестве писателей, поэтов куда более интересна именно творческая составляющая, нежели идеологическая. Другое дело - отношение Есенина к христианству, Православию. Мне кажется, поэт все-таки был верующим, даже невзирая на его трагическую кончину (с которой до сих пор не все ясно). Конечно, его образ жизни был отнюдь не пуританским, и вера его не была догматически выверена, однако это был человек ищущий, существующий в традициях православной Руси. Для меня это главное. Я очень рад, что юбилей Сергея Есенина отметят широко. Быть может, еще кто-то из молодого поколения, для которых этот поэт - пока просто обязательное чтение в школе, увидит за несколькими страничками учебника человека страстного, мятущегося, верующего - и, несомненно, гениального», - заключил о. Агафангел.
 
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, напомнил, что есть такая сказка у Шарля Перро - про заколдованную принцессу, у которой при разговоре изо рта падали розы. 

«Конечно, ни один поэт не может писать всегда шедеврами. Поэт - это человек, которому дан от Бога безусловный талант, дар, это не бесцельный подарок, а инструмент. Человек должен использовать этот дар, служить с его помощью людям. То есть поэт стихами пробуждает в людях жажду неба, воспоминания о духовной родине, о Царстве Божьем, пытается вложить в стихотворения смысл, ради которого людям стоит жить. Именно этим и отличается поэтическая речь. Несомненно, у Сергея Есенина был такой дар, но он был человек - со своими грехами, немощами, слабостями, и не всегда справлялся со своим даром. Он страдал, грешил, болел от этого, мучился. Все это мы видим в его жизни. У меня есть любимые его стихотворения, которые давно стали песнями. Например, "Клен ты мой опавший" в исполнении прекрасной Гелены Великановой. Есть стихотворения, где видим кощунственную удаль человека, как в поэме "Инония". Я для себя это называю "глупым подростковым драйвом". Есть стихи горькие, где Есенин видит, что своей бесшабашностью и греховной разгульностью истратил силы тела, души и жизни, он жалеет, плачет перед Богом. В одном из стихотворений, где он оправдывается в своих грехах, есть замечательные слова, которые важны во все времена: "Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове". Кто может пожалеть собаку, лошадь - бессловесных тварей, которые ничего не значат в иерархии этого мира среди сильнейших, - тот может пожалеть и падшую человеческую душу, а жалость друг к другу соответствует заповеди Божьей», - заключил священник.
 
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, отметил, что богоборческие мотивы присутствуют в произведениях многих поэтов и писателей – например, Пушкина раннего периода. 

«Однако учитывая тогдашние настроения в обществе, они могли быть вызваны не самим Богом, а формализованным подходом, которым отличалась церковная жизнь в Синодальный период. Поэтому так называемые богоборческие мотивы в поэзии ХХ века особого удивления не вызывают. Важно понять, отражение ли это чувств самого поэта? Кстати, "Послание евангелисту Демьяну Бедному", авторство которого приписывают Есенину, вовсе нельзя назвать богоборческим. Скорее, наоборот. Вообще любой человек многогранен, а уж поэт особенно. Поэтому неправильно считать, что Церковь осуждает его за какие-то произведения. Другое дело, что Церковь печалит самоубийство поэта – хотя по поводу смерти Есенина тоже есть несколько версий. Лично мне творчество Сергея Есенина не близко, поэтому говорить о нем сложно. Из поэтов ХХ века я гораздо больше люблю Цветаеву», - заключил священник.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что Сергей Есенин, конечно, великий поэт, признанный всеми классик нашей литературы. 

«И, думаю, даже не имеет смысла подвергать сомнению или критике его творчество. Понятно, что его смерть вызывает некоторые тяжелые ассоциации и размышления, но ничего плохого об этом авторе сказать невозможно. Я особенно люблю его стихотворение, положенное на музыку "Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…". Его стихи проникновенные и романтические, что очень близко многим. Мне, по крайней мере, точно», - заключил о. Иоанн.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий