96 лет назад 27 августа 1919 Совнарком принял декрет о национализации всей кино- и фотопромышленности России. С 1979 года эта дата отмечалась как День советского кино, ныне — как День российского кино (любопытно, что профессиональным праздником стала именно годовщина полного подчинения кинематографа государству).
Как вы оцениваете современное российское кино? Почему, на ваш взгляд, оно проигрывает в сравнении с советским? Были ли за последние годы фильмы, которые вам понравились и запомнились? Какой фильм (советских времен или современных) ваш любимый? - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, сказал: «Дело в том, что большевизм-коммунизм, победивший нашу страну в ХХ веке, совсем иного духа, идеологии. И не удивительно, что День кино отмечается в годовщину полного его подчинения. Таковы и другие праздники Советской власти. Я совсем не киновед и не киноман, но фильмы смотрю, и много раз отмечал низкий уровень отечественного кино. Действительно, и художественный уровень низок, и нравственный. Как написано: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская"».
«Иногда даже не поймешь, что не так. Посмотрел римейк фильма "А зори здесь тихие...". Потом пересмотрел оригинал. И, хотя современный фильм почти дословно повторяет оригинал, всё же оригинал сильнее, - считает пастырь. - Именно так, по-другому не скажешь. Я заметил, что когда хвалят какой-либо новый фильм, говорят: "ну, как старое кино". Это, например, говорили о сериале "Ликвидация", о фильмах "Гагарин. Первый в космосе", "Легенда №17". Совершенно недопустимым "новшеством" современного отечественного кинематографа я считаю матерную брань. Наши мастера кино, снимая фильмы о войне, и о жизни простых людей, прекрасно обходились без этого "художественного приёма"».
«Главная беда, наверное, в том, что дух коммерции пришел в кинематограф, и теперь многие фильмы делают "на продажу" и, естественно, подстраиваются под вкусы потребителей, а не ставят задачей воспитание вкуса, - посетовал отец Игорь. - Таким образом кино не "возвышает" зрителя, но наоборот, само оказывается "ниже плинтуса" в культурном плане. Однако и сегодня снимаются вполне достойные фильмы. Повторюсь, я не кинокритик и поэтому не буду давать оценок конкретным фильмам. Могу сказать только, что есть современные фильмы, которые мне понравились. Есть и прекрасные актёры в современном кинематографе. Любимого фильма назвать не смогу. Как можно сравнить, например, "Кин-дза-дза" и "Сталкер"? Или "Андрей Рублёв" и "Здравствуйте, я ваша тётя"? И те и другие фильмы я очень люблю. А есть ещё прекрасные фильмы о войне. От всей души желаю российскому кинематографу здоровья! В первую очередь – духовного».
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «можно назвать много интересных, запоминающихся, любимых мною советских фильмов, один или два выделить сложно». «Что касается критики, думаю, она справедлива - недостаток современного кинематографа заключается как раз в потере нравственных ориентиров. Сейчас фильмы более реалистичные, красочные по оформлению. Современная техника, конечно, внесла в это коррективы. Но мы потеряли главное – нравственное начало, - пояснил пастырь. - Раньше и фильмы, и сказки заканчивались хорошо. Их создатели руководствовались девизом "Добро побеждает зло". Те, кто расставался, находили друг друга, получавший смертельную рану, выздоравливал. Человек всегда отходил от экрана с положительными эмоциями. Сейчас его часто ставят перед каким-то выбором, он сам должен что-то додумывать, а режиссерский замысел порой расходится с его ощущениями. Не всегда зрителю удается сделать однозначные выводы. Человек отходит от телевизора с тяжелым сердцем – да, режиссер показал интересный фильм, реалистичный, но эта реальность не приносит успокоения, не дает сил. Нет желания изменить что-то к лучшему. Наоборот, появляется удрученное состояние - особенно когда смотришь сериалы типа "Ментовских войн". Это заметили все поколения людей – и пожилые люди, и молодежь».
«Плохо, что советские фильмы почти исчезли с каналов, особенно сказки. Помню, во времена моего детства мы каждую пятницу ждали "В гостях у сказки" с незабываемой ведущей Валентиной Леонтьевой. Мне кажется, нам нужно вернуть нравственные ориентиры. Они, кстати, будут определять и сцены, которые снимают – иногда от некоторых хочется отвернуться. Да, они, быть может, правдивы, но человеку от этого не легче», - заключил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Я спросил как-то у одного своего друга сценариста, не надоело ли ему про бандитов писать? А он ответил, что ему ничего другого не заказывают. Бесконечно воспеваемый сегодня криминал - это просто беда».
«Современное кино – продюсерское. Продюсер вкладывает деньги и желает получить их с прибылью обратно. А советское кино полностью финансировалось государством. Нельзя сказать, что и тогда не было проблем, но, во всяком случае, государственное режиссерское кино - это совсем другое, нежели продюсерское, - подчеркнул он. - Режиссеры, которые хотят делать авторское кино, находят средства как могут. Поскольку все поставлено на продажу, отсюда и проблемы современного кинематографа. Хотя нельзя сказать, что совсем нет современных образцов».
«Из советского кино мне нравились в свое время фильмы Андрея Тарковского, один из любимых фильмов был "Сталкер". Из современных "Дурак" Юрия Быкова хороший социальный фильм, своего рода притча о социальном пророке, которого собственный же народ побивает камнями. Мне кажется, интересны продюсерские и режиссерские работы Карена Шахназарова. "Дорога на Берлин", где он выступает продюсером, может, не шедевр, но сделан по лучшим лекалам еще советского кино в хорошем смысле. То есть происходят попытки сделать неплохое кино, но кризисные явления налицо», - заключил священник.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «нужно быть профессионалом в области киноискусства, чтобы хорошо понимать происходящие в кинематографе процессы». «Возможно, упадок кинематографа случился потому, что кино поставили на коммерческие рельсы, - полагает он. - Ну и, конечно, произошла смена координат в нравственной жизни. Ориентиры сместились в сторону западных образцов. К сожалению, мы действительно не сумели сохранить должным образом традиции советского кинематографа. Новое поколение режиссеров, актеров, конечно, уступает гениям отечественного кино. Я, наверное, высказываю мнение большинства - не только люди старшего поколения, но и молодые любят советские фильмы, комедии Гайдая и прочие шедевры, подарившие нам много афоризмов».
«Что же касается самого любимого фильма – наверное, я выделил бы "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - и благодаря блестящему актерскому составу, и близости сценария к оригиналу – книге. Когда фильм очень далеко уходит от литературного произведения в надежде перещеголять известного мастера прозы, чаще всего это не получается. А здесь удалось передать достоинства художественного произведения Конан Дойла. Кстати, одной из особенностей советской кинематографической школы было умение передавать традиции других стран. Зрители могли ощутить колорит Англии, Франции. А сейчас, увы, зачастую хотят поскорее заработать», - посетовал отец Константин.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что «советский кинематограф достиг очень больших высот, и был, пожалуй, на первом месте в мире». «За счет чего, мне сказать трудно, - признался он. - Думаю, людьми руководила идея – они стремились сделать жизнь лучше, а не нажиться на своей профессии. А сейчас во главе угла доллар, поэтому уровень фильмов падает – люди стремятся к наживе, а не созданию настоящих произведений кинематографического искусства. Этот очень печальный факт, над которым нужно размышлять, решая, как развивать кинематограф. Вполне возможно, решение принятое давным-давно, принесет больший положительный эффект, нежели псевдосвобода, которую получил кинематограф».
«Кроме того, - продолжил пастырь, - у нас, к сожалению, почти отсутствует хорошая профессиональная критика. Выпускается колоссальное количество низкопробных работ, и никакой оценки им не дается. Это объяснимо: если киноискусство прекращается в коммерческий проект, любая критика становится антирекламой. Человек вкладывал деньги, а ты его труд может справедливо, но критикуешь. Значит, его картины никто смотреть не будет. Следовательно, он понесет убытки и будет всячески бороться с теми, кто этому способствует».
«Так что искусство не может быть коммерческим, - подытожил отец Александр. - Выход из этой ситуации найти трудно, это нужно делать совместными усилиями. Ну а фильмов, которые нравятся мне, очень много. Один из них - "Белое солнце пустыни" – замечательная работа, хорошая добрая идея и прекрасное ее воплощение».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, выразил надежду, что «в России произойдет возрождение кинематографа - еще живы представители прекрасной советской школы – режиссеры, актеры, сценаристы». «Конечно, - продолжил он, - у нас были тяжелые 90-е годы, когда пришли в упадок многие отрасли искусства. Но с 2000-х годов ситуация начала меняться. Да, с одной стороны люди привыкли к голливудским спецэффектам, но в фильмах, где их используют, часто хромает сюжет, поэтому, как правило, получаются фильмы-однодневки, которые посмотрят и забудут. Когда у наших кинематографистов появляются деньги, они тоже снимают фильмы, рассчитанные на массового зрителя, но при этом хромает не только сюжетная линия – не хватает спецэффектов. Поэтому многие российские фильмы проходят незамеченными. А вот с авторским кино другая ситуация. Наши отечественные фильмы завоевывают награды на мировых кинофестивалях, привлекают зрителей. Хорошо, что здесь у нас наблюдается подъем».
«Ну а что касается остальных фильмов, современные режиссеры и сценаристы должны переходить на следующий уровень своего развития, осознав: то, что снимали до этого, не пройдет. Тем более есть с чего брать пример - фундаментальные советские фильмы, коих можно перечислить много. Они ярки благодаря продуманным сюжетам, потрясающей актерской игре, передающей характеры героев. Слова из этих фильмов уже расхватали на цитаты. Думаю, у работников современной киноиндустрии должен быть стимул подражать советским кинематографистам. Лично мне нравятся фильмы Михалкова. Они сняты на достойном уровне с технической точки зрения и внимательного подхода к деталям. Хорошо стали снимать у нас популярно-исторические сериалы, которые дают возможность зрителям проникнуться духом той эпохи и поразмышлять над увиденным», - заключил отец Николай.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «идеология должна быть положена в основу всей нашей культуры, потому что культура, и в частности кинематограф, несет важную воспитательную нагрузку».
«Еще
Ленин говорил, что кино - один из самых важных идеологических инструментов, - напомнил он. - И у коммунистов была четкая установка – пропаганду и идеологию внедрять через кино, чем они и занимались. Понятно, что мы можем критиковать марксизм и коммунизм, но все-таки советский кинематограф создавали люди еще прежнего воспитания. И, конечно же, они вкладывали в это кино свою душу и мировоззрение. Если откинуть идеологическую составляющую, то советское кино получалось очень даже неплохое, добротное. Люди тогда еще умели работать не за деньги, а за совесть».
«Сейчас время капитализма, и все больше приходит ощущение, что можно имитировать работу, главное деньги получать. Идеологии никакой нет, - посетовал он. - Поэтому все, что снимается, это абсолютный непонятный и необъяснимый хаос. Что пришло кому в голову, то и сняли. Так и будет все деградировать, потому что у людей воспитание в лучшем случае советское коммунистическое, если не "перестроечное"».
«Что можно сделать? – задается пастырь вопросом. - Нам надо определиться с идеологией, что мы хотим донести до зрителя, читателя, слушателя, какова цель всей нашей творческой и культурной жизни. Хотим мы воспитывать людей или имитировать некую демократию и свободу, в которой всегда побеждает зло? Это, конечно, должно регулироваться государством. Идеология должна быть положена в основу всей нашей культуры, потому что культура, и в частности кинематограф, несет важную воспитательную нагрузку».
«Один из критериев любого хорошего кино: чтобы его можно было посмотреть всей семьей. Но много ли фильмов, где не надо перематывать, закрывать экран или объяснять детям, что хотел автор сказать этой сценой? Таких практически нет, к сожалению. Один из моих любимых фильмов - это "Покровские ворота". А любимый актер – Евгений Леонов. Но это все советское наследие. Если говорить о современных, то недавно я пересмотрел фильм «Статский советник», где очень хороший подбор актеров. Мне еще очень понравился новый "Идиот" по Достоевскому. Он здорово снят и там хорошо играет Евгений Миронов, он "вытащил" на себе весь фильм. Хотя обычно экранизации классических произведений неудачные. Есть, конечно, и еще фильмы, но в общей массе того, что выходит, они полностью теряются», - заключил отец Иоанн.