К юбилею художника Ивана Билибина (1876-1942) Президентская библиотека при поддержке Музейного агентства Ленинградской области раскроет фонды Ивангородского художественного музея, в котором хранится значительная коллекция работ этого мастера, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки. К началу нового 2016 года Президентская библиотека подготовит и издаст исторический календарь «Иван Билибин - певец русской жизни», посвященный 140-летию со дня рождения графика-модерниста, иллюстратора русских сказок, автора государственного двуглавого орла и патриота своей Родины.
«Не случайно, соприкасаясь с миром Билибина, мы ощущаем свою духовную сопричастность к национальному культурному наследию, - говорит специалист Президентской библиотеки, редактор-составитель «билибинского» календаря Анна Бархатова. - Из каких источников возник узнаваемый русский сказочный билибинский мир? В поисках ответа на этот вопрос немало времени мы провели в Ивангородском музее, где хранятся работы художника, многие из которых олицетворяют само понятие русской сказки - не только для нас, но и для всего мира».
Принято считать, что Билибину легче было бы выбрать свой путь, окажись он не петербуржцем, а москвичом - в Первопрестольной значительно ярче проявлялось увлечение национальным прошлым. Здесь жили и творили члены Мамонтовского кружка и кумир Билибина Виктор Васнецов, «Богатыри» которого произвели на молодого петербуржца сильное впечатление. «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа», - напишет позже художник в одном из писем, опубликованном в книге «Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике» 1970 года.
Билибин, однако, был и по рождению, и по ментальности петербуржцем. Родился Иван Яковлевич 16 августа 1876 года в Тарховке близ Сестрорецка. С детства будущего непревзойденного интерпретатора русского фольклора окружали в основном прагматичные юристы, медики, математики. Иван с успехом окончил полный юридический курс Петербургского университета. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после еще 6 лет был учеником И. Е. Репина.
«Среди массы учащихся я увидел молодого, жизнерадостного, с большой бородой для его лет студентика с курьезной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван Яколич, - пишет В. Н. Левитский в книге «Молодые годы И. Я. Билибина и русской графики». - Когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, веселых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто Иван Яковлевич, это был очень веселый, общительный, а главное, работающий так, как будто бы рисование у него между прочим, а результаты же были неплохи в рисунке».
При врожденной склонности к розыгрышам и шуткам в натуре Билибина перевешивали все же петербургская корректность и дисциплинированность, соответствующие благородной аскетичности его графики. С самого начала в работах Билибина появляется то, что делает их легко узнаваемыми, - узор и декоративность, создающие ощущение единого, стилистически выверенного волшебного мира, в котором сказка сливается с образами русской старины и природы.
Прекрасный знаток Русского Севера, Билибин в своих работах мастерски передал его неповторимую сдержанную красоту. Судьбоносными стали его поездки в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда он был командирован по заданию Русского музея (Музея Александра III) для сбора этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры. Свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»
Возвращению этого своего «символа веры» и были посвящены все творческие искания Билибина - театрального художника, рекламиста, мастера прикладной графики, создававшего афиши, адреса, эскизы почтовых марок, открыток, меню.
Вскоре после революции, которой он поначалу сочувствовал, Билибин покинул Россию. Жил и творил в Каире, Париже. Со временем же начал сотрудничать с советской властью и даже оформил советское посольство в Париже. А после, в 1936 году, вернулся на теплоходе в Петербург, ставший Ленинградом; как выяснилось, без этого города и без русской речи он не мог жить. Ко всем его профессиям добавляется еще одна: преподавание во Всероссийской Академии художеств.
В сентябре 1941 года 66-летний художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из блокадного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», - написал он в ответ. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда.
Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.