Проще всего, и ничего труднее нет

Слово протоиерея Александра Шаргунова в неделю 11-ую по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
905
Время на чтение 6 минут
Сегодня Евангелие говорит нам, что, не простив других людей, мы не можем рассчитывать на то, что будут прощены наши грехи. Господь взывает к нашему чувству здравого смысла и справедливости. Он говорит, что Царство Божие подобно человеку, который вздумал считаться со своими должниками. Вот был приведен к нему некто, который должен был ему «тьмою талант», и тот, понимая, что нечего ему сказать в свое оправдание, нечем ему заплатить, только молчал. Господин повелел, чтобы семью его, и все, что у него есть, отняли у него, чтобы его самого посадили в темницу, во тьму кромешную — до тех пор, пока не отдаст все, что он должен. И должник в горе, в безысходности стал умолять владыку, чтобы тот простил его, помиловал, потерпел на нем немного, и он, может быть, когда-нибудь ему все возвратит. Хотя понятно, что никогда он ему это не возвратит, потому что «тьма талант» — это не просто какое-то абстрактное словосочетание, а денежная сумма, равная миллионам долларов.

А потом этот человек выходит прощеный, радостный, что он наконец-то свободен, и никому ничего не должен. И по дороге — надо же такому случиться! — встречает бедняка, который должен ему всего-то сто динариев — относительно небольшую сумму. Схватив этого человека, он закричал: «Так когда же ты мне отдашь свой долг, сколько я могу ждать?» И бедняк, не зная, чем ему расплатиться, стал умолять о помиловании. Но тот не простил его, а предал суду и посадил в темницу до тех пор, пока он не отдаст своего долга.

Друзья бедняка обратились к владыке, только что помиловавшему этого господина, и рассказали ему, какой тот жестокий. Владыка призвал его, и вопрос, однажды разрешенный, рассматривается снова. «Как же так, — говорит, — я же тебе все простил, такой огромный долг! Не надлежало ли и тебе эту мелочь простить другому человеку?» «И так, — говорит Господь, — будет с каждым из вас, если вы от всего сердца не простите своим ближним».

Тьма кромешная нас ждет, безысходная вечная мука, если мы не получим прощение долгов — грехов наших — от Господа. А мы не получим, потому что нечем платить. Потому что грехи свои мы плохо видим, плохо понимаем, сколько у нас грехов. Не «столько-то и столько-то», а бездна греховная, как песок морской. Есть ли кто-нибудь, кто может посчитать? Грехи наши неисчислимы, и нам никогда не рассчитаться с Господом. И Он никогда не простит нам наших грехов, если мы не простим другим людям. Кажется, чего проще — но понятно, что и ничего труднее нет на свете. Если бы это было уж очень просто, то, наверное, не уравновешивало бы такое количество наших грехов.

«Остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим», — молим мы милосердного Господа. Если мы произносим эти слова в здравом уме, то это означает: «Господи, мы молим Тебя, не оставляй нам наших долгов, потому что мы не оставляем долгов нашим должникам». Если мы говорим: «Ни за что и никогда не прощу этому человеку», мы молим, с такой же глубиной и горячностью сердца: «Господи, ни за что и никогда не прощай мне моих грехов!»

И здесь уместно будет напомнить, что среди афонских монахов существует правило, что если кто-то с кем-то находится во вражде, он не может не то что приступать к святым Христовым Тайнам — это препятствие абсолютное, правило Церкви — он не может читать и молитву Господню. Слова «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» должны быть опущены из этой молитвы.

Молитва Господня, говорят святые отцы, есть краткая запись всего Евангелия, всех его тайн. Что же остается для нас после этого? Разве не сказано: «Кто убавит хоть одно слово из этой книги жизни, имя того Господь убавит — изгладит — из книги жизни?»

Мы должны понять, почему мы не умеем прощать других людей. Нет у нас такого сердца, которое могло бы любить и прощать. «Сердцу не прикажешь — хотелось бы простить, да нет, ни за что не прощу». А почему так происходит? Потому что в сердце собирается все, чем мы изо дня в день живем: зависть, злоба, ненависть, гордыня, превозношение, невнимательность к другому человеку, равнодушие, черствость — это все скапливается такой твердостью окамененной, что сердце действительно делается уже неживым, неспособным прощать. Не только какие-то грубые грехи, а все грехи, какие мы совершаем, образуют это. Круг вроде бы замкнут. С одной стороны, мы должны изо всех сил противостоять всем грехам, какие у нас есть, а с другой, понимаем, что только по дару Господню мы можем это получить. Любую заповедь мы не можем исполнить без Христа, а тем более такую заповедь, в которой заключены все другие.

Поэтому в Церкви нам даются таинства, дается любовь Христова, Его свет, меняющий нас. Когда он касается нас хоть в малой степени, все отношения с самым заклятым врагом открываются в ином свете. Но Господь дает эту благодать для того, чтобы мы ею жили, чтобы этими путями ходили, чтобы приложили свой труд, подвиг, взяли свой крест — действительно были вольно распинаемыми со Христом ради того, чтобы показать всем, что мы любим Господа и все, что Он совершил ради спасения всех. И что дорог нам другой человек, ради которого Он тоже пролил Свою пречистую Кровь и на которого так же обращен Его пресветлый Лик любви.

Есть у некоторых еще такой вопрос: «Что вы все говорите, что у власти — губители России, растлители наших детей, преступники? Надо прощать, давайте простим всех. И нам Господь простит». Дело в том, что исполнение личного христианского долга не может быть отделено ни на миллиметр от нашего противостояния всякому греху, лжи, неправде, несправедливости и всякому злу, тем более сатанинскому. Иначе будут у нас только красивые слова. Мечта сатаны — превратить Церковь в «красивое». Красивое пение, красивые купола, узоры. Красивые фразы: «Прости меня» — «Бог простит». Слова эти — святые, за ними стоит Крест Христов. Они должны быть оплачены нашей кровью, готовностью противостоять злу и самому сатане так, как учат нас святые отцы.

Например, священномученик Филипп, митрополит Московский, который обличал нечестивого царя и принял страдание. Или святитель Серапион, знаменитый проповедник XIII века, так говоривший с сильными мира сего: «Вы — зверье ненасытное — пожираете и вдов и сирот с тем, чтобы вам жить в вашей сытости звериной». Или проповедник, о котором свидетельствует «Измарагд», рукопись XV века: «Он не щадит богачей, зажигающих на всех светильниках храма свечи, и думающих, что Господь призрит на их богатое приношение. Разве вы не слышите, — говорит он, — воздыхания вдов и сирот, всех угнетенных и униженных вами людей, из-за вас проливающих слезы? Их слезы потушат все свечи, которые ставите вы, и ваше стояние в храме будет в суд вам и в осуждение». Святитель Ефрем, епископ Новгородский, издает указ, чтобы священники не принимали в дар храму пожертвований от тех, кто угнетает бедных, кто морит других голодом и томит наготою.

Это же все про наши дни сказано! Как храмы-то расцветают и строятся! А на чьи деньги ставятся порой эти свечи и воздвигаются храмы, когда убивают не часть народа, как это было при гонениях коммунистического режима, а в жертву идолу маммоны приносится целый народ?

И если мы неспособны это видеть, переживать, говорить об этом, как говорили святые наши во все времена, мы никогда не приобретем сердце, способное прощать. Мы живем во времена, когда сердце человеческое особенно больно грехом и особенно уязвимо для всяких мелких обид. Мы живем во времена, когда наступают гораздо более серьезные испытания, чем когда бы то ни было. И мы призываемся осознать ответственность нашу, понять время, которое нам дано, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), увидеть особенности того, что происходит вокруг.

Перед великими испытаниями, как перед лицом смерти, мы, конечно, не можем не простить кому-то личных обид. Надо быть уже каким-то особенным человеком, чтобы оказаться неспособным на это. Ты же скоро сам предстанешь пред Господом, ты уже перед смертью предстоишь! Туда не войдет никакая тень ссор и обид, там только мир и милость, прощение и любовь. Никто из нас не чист от грехов, и Господь не простит, если мы от всего сердца не примиримся с нашими ближними.

Перед великими испытаниями, которые грядут на Церковь Христову, как перед смертью, каждый из нас должен так предстоять перед Господом, на такой глубине строить свои отношения с другими людьми. И молиться Божией Матери, чтобы Она не оставила нас — Та, Которая у Креста Христова, когда распинали Ее Божественного Сына, молилась о прощении всех, о том, чтобы мы стали детьми Божиими, Ее детьми. И молиться нашим новым мученикам и исповедникам Российским, чтобы Господь даровал нам твердость духа, какую имели они, и благодаря которой были способны, как священномученик Владимир, когда его убивали, двумя руками благословлять убивающих его. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета в смертный час произнести молитву Спасителя на Кресте: «Боже, прости им, потому что не знают, что они делают». Как святой царь-страстотерпец Николай Александрович, сказавший пророческое слово перед смертью своей, что зло, которое сейчас в мире, (говоря о зле коммунистической революции), будет еще сильнее, (имея в виду то зло, которое сегодня наступило), но не зло победит, а любовь.

Победит то прощение, которое обретается так, как они обрели его — противостоя до крови всякому греху, противостоя до смерти всякой неправде, и потому обретая от Господа дар молиться за убивающих их.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Проще всего, и ничего труднее нет

"Мы должны понять, почему мы не умеем прощать других людей. Нет у нас такого сердца, которое могло бы любить и прощать." Я может ошибаюсь, но человек никогда не сможет обрести сердца способного по-настоящему, по-Евангельски любить и прощать. Иначе бы мы стали богами. Все что мы можем сделать - это молить Бога о ниспослании нам благодати, которая всемогуща и только она способна примирить наше сердце с невыносимой обидой. «Сердцу не прикажешь — хотелось бы простить, да нет, ни за что не прощу». А почему так происходит? Потому что в сердце собирается все, чем мы изо дня в день живем: зависть, злоба, ненависть, гордыня, превозношение, невнимательность к другому человеку, равнодушие, черствость — это все скапливается такой твердостью окамененной, что сердце действительно делается уже неживым, неспособным прощать." Не соглашусь с о. Александром в этом или соглашусь отчасти. Может у кого-то не прощение обид и зиждется на всем перечисленном им, но, например, у меня - нет. Я знаю, что мое сердечное не прощение - от сильной боли, которая живет в сердце и эта боль - непроизвольная. Это состояние подобно тому, как если бы человек попытался держать руку в кипятке, но сильная боль заставляет руку отдернуть. Умом понимаешь, что необходимо избавиться от обид, но, как правильно пишет о. Александр, сердце живет своей жизнью. Конечно, читая каждый раз молитву "Отче наш" и строки о прощении долгов, понимая, что они не про меня, я в этот момент прошу у Господа научить меня любить и прощать. Может для нас грешных достаточно добиться того, что бы не желать зла обидчику? И этого будет довольно по нашей немощи? " Святитель Ефрем, епископ Новгородский, издает указ, чтобы священники не принимали в дар храму пожертвований от тех, кто угнетает бедных, кто морит других голодом и томит наготою. Это же все про наши дни сказано! Как храмы-то расцветают и строятся! А на чьи деньги ставятся порой эти свечи и воздвигаются храмы, когда убивают не часть народа, как это было при гонениях коммунистического режима, а в жертву идолу маммоны приносится целый народ? " К сожалению, на сегодняшний день у нас есть в Церкви "особо" православные, которые в оправдание всего перечисленного поспешат привести цитаты из Евангелия типа: бедные пусть помнят, что не хлебом только жив человек и что они бедные, так как не ищут Царствия Небесного, а вот если бы искали, то были бы накормлены и одеты.
Галкина Л.В. / 15.08.2015, 18:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Слово Божие — всегда крестное
Слово в среду 4-й седмицы Великого поста
10.04.2024
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28