itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нужно ли запрещать советскую символику?

Известные пастыри о результатах опроса ВЦИОМ, согласно которому 72% россиян против этой идеи

Новости Москвы 
0
577
Время на чтение 9 минут
Несколько бывших советских республик (в том числе с недавнего времени – Украина) ввели запрет на советскую символику. Во многих странах мира (в том числе и в России) запрещена символика нацистская. В России заодно под запрет попала и сходная с нацистской неоязыческая символика (так называемый «коловрат»), пишет Rerions.ru.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, единственный символ, которого граждане России не хотят видеть в публичном пространстве, - свастика. За запрет свастики выступает большинство россиян (62%), против её запрета - каждый пятый (19%).

Все остальные символы (советские, религиозные, символику недружественных государств и т.п.) вызывают раздражение у меньшинства опрошенных, а доля призывающих их запретить и того меньше. Так, за запрет советских символов серпа и молота, а также красной пятиконечной звезды выступает только 7% россиян, против - 72%.

В опросе предлагалось, в частности, выразить свое отношение к символам ислама и иудаизма. По данным опроса, к мусульманскому полумесяцу положительно относится 41%, отрицательно – 23%, за его запрет высказались 12%. К шестиконечной «звезде Давида» положительно относятся 32%, отрицательно – 28%, запретить ее предлагают 16%.

«Стоит ли вообще запрещать символы? Если да, то какие именно? Не кажутся ли вам провокационными вопросы, не следует ли запретить символы традиционных для России религий?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «идеологии, которые были официально осуждены, как, например, нацистская, и все, что с ними связано, подлежат запрету». «Пока идеология не осуждена так, чтобы это осуждение имело юридические, конституционные и общественные основания, о запрете ее символики речи быть не может», - пояснил он.

«Та же коммунистическая идеология не была официально осуждена, и поэтому проблематично запретить связанные с ней символы. Если нет судебных юридических решений, то есть простор для тех или иных толкований. У Украины своя идеология в настоящий момент, причем достаточно близкая к фашистской. А когда начинает главенствовать идеология, которая близка к экстремистской, - ей, естественно, нужен образ врага, чья символика должна быть под запретом, - что и случилось с советской», - полагает пастырь.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сказал: «Желание со временем поставить православный крест "вне закона" не исчезнет никогда: враги Бога мечтают о том, чтобы вывести за рамки законодательного поля все, что открывает нам путь к нашему спасению. Этот путь обозначен путеводными ориентирами - символами. Символика позволяет разговаривать с теми, кто одинаково с нами воспринимает мир, понимает ее сигналы».

«Вполне естественно, - продолжил он, - люди могут не захотеть общаться с каким-то сообществом, носителями какого-то мировоззрения. Для этого и существуют государства, народы которых сами определяют свое представление о вере, выбирают свой путь, ведущий их к тому будущему, которое они считают для себя лучшим, а также ограждают себя от влияний, этому препятствующих. Приятно, что в большинстве своем русский народ видит: истине Христовой ничто не угрожает, она не подлежит никакому сомнению».

«А остальная символика для нас имеет небольшое значение, но для остальных народов, мы понимаем, она важна. И чем сильнее их отклонение от правого пути, тем больше они "ощетиниваются", хотят сузить пространство своего бытия, оградить себя от влияний, которые считают вредоносными. Это, конечно, никак не вяжется ни с демократией, ни с терпимостью, ни с теми ценностями, которые всегда провозглашал Запад в противовес тем же советским ценностям. Но сейчас наступает время, когда нам нужно стать на сторону традиционных христианских ценностей», - призвал пастырь.

«Есть такие мировоззрения, религии, - отметил он, - которые ставят своих последователей в исключительное положение по отношению ко всему остальному миру. И, наверное, такой "религиозный фашизм" не приемлем ни в каком виде. Символики этого фашизма, этой религиозной нетерпимости, жестокого пренебрежительного отношения ко всему оставшемуся человечеству должно быть как можно меньше - чтобы мы не чувствовали себя в плену. Но умные люди, конечно, всегда разберутся в происходящем».

«Если уж мы начинаем активно противостоять целям и задачам "нового мирового порядка", - наверное, нам тоже нужно задуматься о собственном пути, на протяжении которого нас будут сопровождать некие знаки и символы, другие же будут уничтожаться. Но сейчас хорошо уже и то, что такие исследования проводятся. Наверное, из них можно извлечь пользу. Мы поймем, что пока находимся в состоянии полусна, полуобморока. Наш народ не понимает своей цели, задачи, того, что творится в остальном мире. А этот хаос в сознании создает информационное поле, которое активизирует СМИ. А другого влияния, осознанного, у нас на людей, к сожалению, не оказывают - в отличие от западного», - заключил отец Алексий.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), считает, что «путь запрета символов бессмыслен». «Символ - это отображение той или иной идеи, того, что туда вкладывает человек, - пояснил он. - Что касается свастики, она была запрещена не только в России, есть на нее запрет и в других странах. Но, например, в Финляндии свастика – символ ВВС страны. Он был утвержден еще в 1918 году, и никакого нацистского подтекста в нем давно нет. Думаю, нужно не запрещать какие-то символы и идеи, но предлагать правильные, светлые хорошие смыслы, и они сами обретут правильные, хорошие символы».

«Что касается отношения к свастике в России – у меня как у человека, выросшего в Советском Союзе, с детства сложилось определенное однозначное отношение к свастике, - сказал отец Агафангел. - У меня воевал дед; родной дядя, ушедший добровольцем в 18 лет, пропал без вести. Думаю, отрицательное отношение к свастике в нашей стране понятно. А отношение к советской символике – серпу и молоту, пятиконечной звезде не такое однозначное. Мало кто у нас может связать именно с этим символом такие же трагические, страшные события. Хотя, конечно, были гонения, внутренний террор, основанный на идеологии, выражение которой - эти символы. Как бы то ни было, я могу понять людей, выступающих за их запрет. Но сам считаю: ничего запрещать не нужно. Повторюсь: наоборот, необходимо стараться предлагать хорошие смыслы, светлые идеи. Тогда правильные символы появятся сами».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, уверен, что «запрет нацисткой символики вполне обоснован – для нашего народа она связана с агрессией нацисткой Германии, злодеяниями, которые нацисты совершали на территории нашей страны». «Некоторые полагают, что свастика - древний арийский символ солнца, однако для нас эта символика неактуальна, и даже если наши древние предки ее использовали, многие последующие поколения воспринимали ее в лучшем случае как часть орнамента», - отметил пастырь.

«Отрицательному отношению некоторых россиян к мусульманскому полумесяцу или "звезде Давида" тоже можно найти связанные с прошлым объяснения. У многих полумесяц ассоциировался с мусульманскими странами, с которыми некогда Россия воевала, а "звезду Давида" советская пропаганда использовала для характеристики "буржуазного империализма" вместе со свастикой. Парадоксально, дико, но нацизм и государство Израиль ставили в один ряд. Поэтому для старшего поколения это символ с отрицательным значением», - объяснил пастырь.

«Необходимо просвещать людей, - призвал он, - объясняя: религиозная символика не несет никакого отрицательного смысла. Это касается и советской символики: есть люди, считающие, что ее символы должны исчезнуть из нашей жизни. Однако нужно понимать: представители старшего поколения дорожат ими, потому что это - часть их жизни. Кроме того, советская символика связана не только с преступлениями в истории нашей страны, но и с ее героическим прошлым, с подвигом советского народа, с победой в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков. Так что важно не только то, что представляет тот иной символ. Важно, что он выражает. Советская символика выражает разные вещи. Многие из них неотделимы от героического прошлого нашей страны».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что опросы ВЦИОМ вполне могут отражать сегодняшнюю ситуацию. «Думаю, - продолжил он, - внутренне сильная (не только внешне и экономически), но и некоей национальной идеей государственное политическое сообщество может быть великодушным. Такое государство не тратит времени на рассмотрение и оценку различных символов. Приведу пример: в семье, где есть муж, жена и дети, имеется некая система ценностей. Если эти ценности серьезны, как им могут угрожать извне какие-либо символы?»

«В то же время мы знаем, как на основе статистических данных можно получить самый неожиданный или, напротив, ожидаемый ответ. Я не сомневаюсь в объективности ВЦИОМа, но нам известно, что нетрудно получить единодушное одобрение всему, чему угодно – начиная от поддержки голодающих в Африке и заканчивая вводом войск в сопредельную страну. Тем не менее, есть очевидные вещи, на которые нельзя не обращать внимания. Символам исторического периода, во время которого призывали к вещам античеловеческим, осуществлялись преступления против человечества в целом и какого-то народа в частности, должна быть дана оценка - вплоть до их полного запрещения. Очевидно, что для нашей страны такой опыт - прославление фашисткой и коммунистической идеологии», - убежден пастырь.

«Я не буду ставить знак равенства между ними, - подчеркнул он. - Опыт фашисткой идеологии нацистского государства не должен быть повторен никогда. А символ этой идеологии - знак свастика - запрещен. Но с советской символикой все сложнее. Распад великой державы, которой был Советский Союз, беззастенчивый грабеж, разорение и уничтожение вплоть до физического, нашего отечества, что началось в 90-е годы и продолжалось до 2000-х годов, - все это не могло не оставить след и не вызвать симпатий наших соотечественников к советскому прошлому в целом и к советской символике в частности, а в особенности - к сильным личностям из нашего советского прошлого. Это вполне объяснимое ощущение: "Нам нужен сильный правитель, который наведет порядок". И неудивительно, что большинство людей - за серп и молот».

«Но проблема не в этом, - полагает отец Филипп. - Сейчас на повестке дня - идея о ревизии всего и вся, направленная против России. Поиск "исторической правды" имеет практический интерес: нужно уничтожить то немногое, что еще объединяет народ нашего огромного государства. А объединяет его, в частности, подвиг в величайшей войне. Если оспорить наиболее яркие примеры этого подвига, можно сказать, что и остальное так себе».

«По моему глубокому убеждению, хотя и нельзя ставить знак равенства между советской и фашистской идеологиями, но зла своему народу советская власть принесла много, - уверен он. - И в этом смысле символы одного и другого исторического опыта - символы несчастья. Тем не менее, с учетом явной ангажированности сегодняшних "правдоисканий" в советском прошлом, нужно с большой осторожностью относиться ко всяким идеям что-либо запретить, кроме совершенно очевидного – фашизма».

«Что же касается религиозной символики, мы знаем: в истории традиционных религий были разные страницы, в том числе не самые приглядные. А отдельные представители той или иной религии порой совершали страшные преступления, которые иначе, чем геноцидом, не назовешь. Тем не менее, уравнивать символику традиционных религий с символикой тоталитарных государств не просто глупо – абсурдно. Эта символика должна использоваться вполне свободно - в рамках нашего законодательства», - заключил пастырь.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Здесь есть две стороны – принципиальная и практическая. С принципиальной стороны мы не служим символам, не подчиняемся им. Символы как графические предметы, изображения – то же самое, что материальные предметы. Мы их интерпретируем, сообщаем им тот смысл, который они имеют в нашем обществе, и от человека зависит, что стоит за символом».

«Пример тому - масонская символика в православной иконографии. Мы знаем, что на фронтоне Казанского собора в Петербурге изображен масонский символ - глаз в треугольнике. Как и на крыльях фашистских самолетов были кресты, но от этого самолеты не стали лучше, а крест хуже. А вторая сторона практическая, тут вопрос законодательный. Если наши законодатели считают, что свастике не место в общественном пространстве, то ее не будет, не исходя из принципиальных антологических или богословских соображений, а потому что законы таковы. Если посчитают, что не надо устранять портреты Ленина, значит, никто их устранять не будет. Одни хотят их видеть, другие нет. Но поскольку мы живем в стране по закону, значит, что не запрещено законом, то разрешено», - заключил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30