Братия и сестры, сегодня мы слышали из Евангелия от Матфея о чудесном насыщении Господом Иисусом Христом в пустыне пяти тысяч человек, кроме женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Спаситель, благословив, дал их апостолам, те же – раздавали народу, и во время раздачи снедь умножалась в неимоверное количество раз – по потребности тех, что вкушали пищу. Это чудо есть образ Святой Соборной и Апостольской Церкви, в которой щедро раздается взыскующему истины человечеству духовная пища, а берется она от неисчерпаемого Источника духовных дарований – Бога.
Поэтому весьма кстати совпало это евангельское чтение с памятью Святых Отцев Шести Вселенских Соборов. Она совершается в воскресный, ближайший к 16 июля, день (по юлианскому стилю). Вы спросите: почему именно шести – ведь мы почитаем в качестве Вселенских Семь Соборов? Дело в том, что Шестой Вселенский Собор имеет особое значение. Он проходил в два приема. Сначала – в 680-81 гг. в Константинополе, где была осуждена монофелитская ересь, признававшая во Христе лишь одну, божественную волю, тем самым делая человеческую природу Бога Слова ущербной.
Затем – в 691-92 г.г., в том же Константинополе, и эта вторая часть Шестого Вселенского Собора особо именуется Пято-Шестым, или же Трулльским, Собором. Пято-Шестым он называется по той причине, что является дополнением как к Пятому, так и к Шестому, поскольку те вынесли только вероучительные постановления, не имея предметом рассмотрения правил, по которым должна жить Церковь. Трулльским же называется по месту проведения – под сводами (по-гречески «труллон») императорского дворца.
Трулльский Собор подвел итог законотворческой деятельности Святой Соборной и Апостольской Церкви за все предшествовавшие века, поэтому он и достоин особенной чести. Седьмой Вселенский Собор, бывший в Никее, в свою очередь, подтвердил его решения и осудил иконоборческую ересь.
Итак, сегодняшний праздник являет торжество Православия над лжеучениями и безбожными обычаями. Ибо наш враг диавол отравляет ум человека лжеучениями, а душу – безбожными обычаями. Церковь же противопоставляет врагу истинное учение и благозаконие, на которых и утверждаются благочестивые обычаи.
Истинная Церковь одна, а ложных может быть сколь угодно много. И теперь мы видим, как они силятся объединиться в единой лжецеркви. Истинная Церковь утверждается на основании апостолов и пророков, имея краегульным камнем, стоящим во главе строящегося здания Самого Христа.
Угрозу ересей и расколов провидел святой апостол Павел, что мы сегодня слышали из его послания к Коринфянам. Верующие Коринфа говорили: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Святой апостол с удивлением вопрошает: «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 13). Апостол обличил зародившийся было в Коринфе пагубный обычай. И не напрасно, потому что по прошествии времени мы видим, как всевозможные раскольники, еретики, сектанты стали называться именами своих лжеучителей. Появились всевозможные монтанисты, ариане, несториане, евтихиане, савеллиане, манихеи и прочие. Последние века явили лютеран, кальвинистов, не говоря уж о многочисленных сектах.
Слово «секта» в переводе с латыни значит «отсеченное». Дабы уразуметь смысл этого отсечения, вспомним слова, сказанные Спасителем на Тайной вечери. Он уподобил Себя лозе, учеников же – ветвям на ней. И притом сказал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 6). Такова печальная учась всех отвергших Христа и пошедших за своими лжеучителями сектантов.
Однако не наше дело судить их. Наше дело судить себя. Потому что каждый, хотя бы внешне и не порвавший с Церковью, но впавший в смертный грех или увлекшийся лжеучением, точно также невидимым духовным мечом отсекается от церковной полноты. И врачуется это отсечение только покаянием, почему, отпуская грехи, священнослужитель произносит молитву: «примири и соедини его (т.е. кающегося) Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви». Ни сектантам, ни еретикам не закрыт путь ко спасению. Пусть раскаются в своих заблуждениях, присоединятся к обществу спасаемых и, таким образом, примирятся с Богом.
В священном Символе веры мы каждый день произносим: веруем во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Хотя бы религиозных обществ были сотни и тысячи, кто вне Православия, тот чужд Бога. Эта отчужденность других никогда не надмевала апостолов и святых, бывших после них – она, напротив, воспламеняла их ревностью о спасении погибающих. Ведь если их не вырвать из уз погибели в этой земной жизни, после будет поздно.
Поэтому вовсе не любовью движим тот, кто безучастно смотрит на многочисленные лжецеркви. Он движим как равнодушием к истине, так и равнодушием к участи погибающих в своих лжеучениях людей. Святые Отцы Вселенских Соборов, которым мы сегодня воссылаем своим немощные молитвы, определили истинную веру, осудив лжеучения. Они были весьма последовательны и запретили совместно молиться с еретиками, запретили брать у них благословения, которые по справедливости нарекли паче суесловиями, нежели благословениями.
Итак, будем избегать, точно смертоносной заразы, как лжеучений, так и смертных грехов! Будем же и мудры, по слову Спасителя, чтобы не спутать истинную Соборную и Апостольскую Церковь с ложною. Мы имеем в виду ересь папизма. Именно папистами следует называть ее последователей, а не католиками. Греческое слово «кафоликос» означает «соборный» или «вселенский». А паписты разрушили соборность, оставив, правда, ее личину. Они разрушили соборность, уверовав в человеко-идола, т.е. папу, в его непогрешимость в вопросах вероучения. Отпав много веков назад от Церкви, они, по обычаю Хама, враждуют против нее.
Не может отдельно взятый человек быть непогрешим, каков бы он ни был. Церковная история дает нам множество примеров иерархов-богоборцев, носивших личину святости, начиная с богоубийцы Каиафы. Немало иерархов было не только изринуто из сана, но и предано анафеме. Мы веруем в святость Церкви как богочеловеческого организма под Главою-Христом. Эта святость может изливаться как через иерархов, так и через не облеченных священным саном верующих. Сам Христос сказал: «Дух дышит где хочет» (Ин. 3, 8).
Паписты провозглашают теперь некое новое единство, кощунственно искажая смысл молитвы Христа Богу Отцу, произнесенной во время Тайной Вечери, которую мы сегодня слышали на богослужении: «Отче святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». (Ин. 17, 11). Римский папа призывает всех людей к единству, но не во Христе и не в истине, а под своим началом. Это внешнее греховное единство строителей нового Вавилона, проклятое Богом в Откровении Иоанна Богослова.
Внешнее, призрачное единство понятно и потому соблазнительно для поверхностных людей. Чем больших успехов оно будет достигать в этом мiре, тем с большей ненавистью будет преследовать едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Этому не следует удивляться.
В настоящее время римская курия готовит прославление в лике своих, папистских, «святых» униатского митрополита Андрея Шептицкого, который в свое время распевал удивительные по своему льстивому безстыдству дифирамбы Адольфу Гитлеру. Паписты уже распространяют кощунственную «икону», на которой под покровом Богоматери изображены Шептицкий, Бандера, Мазепа и прочая нечисть. Это в их многовековых традициях: призывы к миру, обещания какой-то небывалой любви, и нож за пазухой. Как только расслабишься, получишь ножом.
Увы, православный мiр уже поражен отступничеством. Некоторые отвергают благое иго Христа, чтобы подчиниться папе. Не станем называть имен, однако отметим: некоторые из предстоятелей поместных православных Церквей участвуют в богохульных молитвах вместе с папой. За одно это их, согласно правилам Вселенских Соборов, полагается извергать из сана. Некоторые мечтают слиться с папистами, ожидая от этого каких-то преимуществ. Это христопродавцы-иуды, участь которых крайне печальна.
Поэтому слово о верности единой Святой Соборной и Апостольской Церкви будет в настоящие времена все более словом крестным, о котором нам говорил апостол Павел в сегодняшнем чтении на литургии: «слово крестное для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18).
Облечемся же, Братья и сестры, как в непобедимую броню, в слово крестное, станем поражать им греховные соблазны – точно обоюдоострым мечом. И пусть в наших сердцах запечатлеется слово священномученика Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец». Таковые ложно называют Бога своим Отцом, потому что отвергают судьбы Христовы о спасении мiра.
Поэтому станем дорожить более всего на свете миром с Богом и единством с Матерью Церковью, отвергая новое вавилонское смешение во главе с папой как одним из предтеч антихриста. Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия