itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Отец Иоанн духовно был настоящим Патриархом всея Руси!»

Протоиерей Геннадий Беловолов о международном крестном ходе в Суру - на родину святого праведного Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский 
0
566
Время на чтение 11 минут
До революции была популярна мемуарная литература об отце Иоанне Кронштадтском, поэтому и нам после посещения Суры захотелось написать об этой поездке книгу. Эти дни, проведенные на Архангельской земле, стали для всех участников событием, поэтому могу признаться, что это были лучшие дни моей жизни. Хотя я уже и бывал в Суре, но в этот раз у меня осталось глубокое, сильное и обаятельное впечатление от этого путешествия в гости к батюшке Иоанну. Мы все были покорены Сурой, которая стала для нас духовной родиной. У такого великого благодатного Батюшки и родина великая и благодатная. С легкой руки о.Иоанна ее стали называть «Благословенная Сура».

Уже многие говорили и писали, что это первый масштабный крестный ход в Суру. Отец Иоанн вряд ли мог предполагать, что настанет день, когда к нему в гости приедут 240 священников не только со всей России, но и со всего мира. В составе молитвенного шествия были представители 22 стран, в том числе, казалось бы далеких от Православия государств – Пакистан, Иран. Батюшка из Пакистана стал фотомоделью, все с ним знакомились, фотографировались. Он этнический пакистанец, принявший Православие и возглавляющий общину, при которой действует социальная служба имени о.Иоанна Кронштадтского. Для участников поездка в Суру являлась не только наградой, но и подвигом. Многие священники прибыли издалека, поэтому мне было легче, ведь Петербург находится ближе к Суре, чем Камчатка, Сан-Франциско или Пакистан. Петербургские батюшки считались, чуть ли не местными. Приехать издалека в Петербург, затем преодолеть маршрут до Архангельска, на пути которого были остановки на четырех станциях в Архангельской области с выходами всего духовенства, встречей с народом, служением соборных молебнов святому праведному Иоанну Кронштадтскому, раздачей иконок дорогого батюшки. Люди нас встречали со слезами на глазах, было ощущение, что воскресла Святая Русь и особый православный поезд мчится по святой земле. Внутри крестного хода был местный фольклор, где мы в шутку вспоминали песню «Наш паровоз вперед летит, - и добавляли, - на Суре остановка». «Иного нет у нас пути, - и добавляли, - в руках у нас иконы». Я вспомнил, что некогда после революции из России отплыл т.н. «Философский пароход». Наш поезд, который мчал 240 батюшек, является своеобразным паровозом духовенства, возвращающимся на Святую Русь.

Выходы на остановках носили глубокий просветительский смысл в свете 25-летия прославления в лике святых о.Иоанна Кронштадтского. Эти остановки являлись всенародным прославлением дорогого батюшки. Нашей поездке был присвоен миссионерский статус, хотя у меня возникают вопросы, потому что ехали не к какому-то иному народу, которого надо обратить в Православие, а мы возвращались к своим корням. Слово «миссионерский» применительно к самим участникам поездки, которые сами себя просвещали, узнавая много нового, в частности, открыли для себя родину священномученика Вениамина Петроградского, в честь которого строят храм, но никак не могут его достроить, поэтому ожидают помощи из Петербурга. Нашему городу есть о чем вспомнить, и есть, кому помочь. Я думаю, что батюшка Иоанн неслучайно нам об этом открыл и напомнил.

Особо теплая встреча произошла в Архангельске, где крестный ход встречал сам митрополит Даниил. Несмотря на поздний час, мы не чувствовали усталости, тем более, ночью было светло. Но последний участок дороги потребовал огромных усилий, потому что нам надлежало преодолеть сухопутный 100-километровый путь. Были задействованы все школьные автобусы, на которых было крупными буквами написано «Дети». Все улыбались, потому что поистине ехали дети отца Иоанна Кронштадтского к своему духовному отцу. Большая семья батюшки прибыла к нему на родину. Для иностранных священников являлось экзотикой промчаться средь глухих северных лесов. Нам предстояло преодолеть переправу. Для переправки 20-30 автобусов через широкую реку Пинегу потребовалось задействовать военную переправу, военные паромы и катера перевозили с одного берега на другой участников крестного хода. Мы все чувствовали, что попали на край света, поэтому, когда мы прибыли в Суру, то было ощущение, что дальше уже ехать некуда.

Сура готовилась к этой встрече почти год, была проведена большая работа - дома и ограды были приведены в порядок. Но самое главное, что подготовились местные жители, которые достали из сундуков старинные одежды, местный фольклорный ансамбль разучивал песни, люди готовили сувениры, расписывали подносы и доски, плели пояса. Крестный ход способствовал возрождению старых ремесел и промыслов. Сура нас встретила щедрыми подарками, сделанными руками сурян. На некоторых сувенирах авторы оставляли свои имена. Я приобрел красивую расписную деревянную вазу и с удивлением обнаружил, что на дне написано: Юлия Пряхина, ученица школы. А Пряхина – это девичья фамилия матери о.Иоанна – Феодоры Власьевны Пряхиной. Стало быть, эту вазу расписала дальняя родственница дорогого батюшки. Таким образом, я стал обладателем настоящей святыни, которая будет храниться у нас в храме на почетном месте. Быть может, жители Суры и не представляют, что занимаются не только производством памятных подарков, но и святынь. Сура является святой землей, мне не раз приходилось слышать словосочетание «Святая Сура». Отец Иоанн и Кронштадт сделал святым городом, ныне говорят Санкт-Кронштадт. Батюшка освятил Суру своим рождением и подвигами. Он явил собой пример удивительного и деятельного патриотизма. Батюшка немного формального говорил о Суре и о любви к Родине, но своими делами он сказал лучше всяких слов. В Суре о.Иоанн воздвиг величественный собор в честь святителя Николая по проекту замечательного петербургского архитектора М.А.Щурупова. Немногие города на севере могли похвалиться таким собором, разве, что в Архангельске были воздвигнуты храмы в петербургском стиле. Более того, в 1900 году с помощью игуменьи Таисии Леушинской о. Иоанн основал на родине Сурский Иоанно-Богословский монастырь, который встал в один ряд с известными обителями России – Дивеево, Шамордино, Леушино. Сурская обитель открыла свое подворье в Петербурге на Карповке, ведь нынешний Иоанновский монастырь изначально являлся подворьем Сурского монастыря. Отец Иоанн свое родное село сделал местом паломничества, святынь. Я задумался и не мог вспомнить, если прецедент того, чтобы наши великие подвижники таким образом прославляли свою родину? Я сделал для себя вывод, что еще никто так не прославил свою малую родину, как дорогой батюшка Иоанн. Спустя более ста лет после его кончины мы стремимся посетить его родные края. Конечно, мы совершаем паломнические поездки в Дивеево, Шамордино и Валаам, но куда еще мы стремимся так попасть, как на родину о.Иоанна? Великий подвиг – прославить свою малую родину. Во все эти дни у меня было ощущение, что отец Иоанн принял нас как самых дорогих и близких гостей, заключив в свои объятья. В самой Суре духовенство расположили в школе и в детском садике, что подтвердило наше ощущение, что мы являемся детьми дорогого батюшки. Отцы, архимандриты, митрофорные протоиереи спали в школьных классах, в детсадовских помещениях. Среди духовенства было много шуток на эту тему.

Наше знакомство с Сурой началось с грандиозного крестного хода по центральной улице имени о.Иоанна Кронштадтского. Есть ли где в России такие улицы? По крайней мере, в Кронштадте и Петербурге нет. Молитвенное шествие проследовало от Сурского монастыря до Никольского собора, растянувшись от своего начала и до конца. Я шел в середине молитвенного ручья и не видел его начала, а озираясь назад, не видел его конца. Меня окружали сплошь камилавки, рясы, иконы, хоругви и я чувствовал, что плыву по живой реке из батюшек, на лицах которых сияли радостные улыбки. Мощный хор на все село разглашал имя дорогого батюшки Иоанна. Я думаю, что он радовался на небесах, взирая на то, как прославляется его родимый край.

На центральной площади Суры был совершен молебен. Во время молитвы прошел дождик, и все решили, что это всех покропил и освятил сам батюшка Иоанн.

В последний раз я был в Суре 15 лет назад, и с тех пор это место претерпело множество изменений. У меня сложилось впечатление, что я оказался в другой Суре. Раньше Никольский храм пребывал в руинах, но теперь он практически отреставрирован, осталось только отштукатурить и покрыть верхний ярус. В этом храме совершаются Богослужения, он издали сияет свежей белизной. Самое приятное, что почтена могила отца дорогого батюшки Иоанна – чтеца Ильи Михайловича Сергиева. В первый свой визит я видел лишь бугорок земли с большим деревянным крестом и безжалостно разрушенную часовню, которую воздвигал сам батюшка Иоанн. Но ныне на этом месте вновь стоит часовня – копия той часовни. Мы отслужили панихиду. Рядом с могилой отца похоронена сестра дорогого батюшки – Дарья Ильинична Сергиева-Малкина. Именно по линии сестры в Суре продолжается потомство отца Иоанна. Сегодня в этом месте проживает его ближайшая родственница, внучатая племянница, Любовь Алексеевна Малкина. У Дарьи Ильиничны был младший сын Алексей, дочь которого до сих пор здравствует. В этом году ей исполняется 95 лет. Я с ней познакомился еще в свой прошлый приезд, когда ей было «всего лишь» 80 лет. Это настоящее чудо, что Господь дал Любовь Алексеевне долгую жизнь, а нам такую возможность видеть плоть и кровь отца Иоанна, ведь внучатая племянница является близкой степенью родства, правнучка матери о.Иоанна. Для Любови Алексеевны это был большой праздник. К сожалению, сказывается возраст, поэтому она не выходила на встречу крестному ходу, который проходил мимо ее дома, но она выглядывала в окошко, улыбалась и радовалась такому обилию гостей о.Иоанна. Несмотря на то, что ее атаковали корреспонденты, она нам позволила ее посетить. Любовь Алексеевна вспомнила меня, назвав по имени, чему я был весьма поражен, все-таки миновало 15 лет с последней нашей встречи. Побеседовав, мы пожелали ей многая лета. В заключение она сказала, что 15 лет тому назад ей батюшка Иоанн во сне предсказал, что она проживет еще 20 лет. «Мне осталось еще пять лет», – сказала она. Дай Бог, чтобы Любовь Алексеевна дожила до ста лет.
1
К нашему приезду в Суре было открыто несколько музеев, экспозиций, а в доме священника Сурского монастыря был развернут музей о.Иоанна, в котором были представлены издания и фотографии батюшки. В доме Дарьи Ильиничны, который был построен самим о.Иоанном, была развернута экспозиция ремесел и промыслов сурского края – ткачество, вышивка. Войдя в эту прекрасную старинную избу, невольно погружаешься в мир старой Суры, где видишь сарафаны, пояса, которыми обязательно препоясывались женщины и мужчины. В этом месте человек соприкасается с корнями, которые дали богатую крону и плоды в образе отца Иоанна, который вырос из глубины русского народа. В Суре это понимаешь зримо и осязательно, слушая этот говор, ведь в этих местах сохраняется традиция русского сказа. Я не мог сдержать слез при слушании старинных сказов в исполнении сурянок и сурян. А иные сказы так веселили, что невозможно было удержаться от смеха. Было ощущение, что мы приехали не спустя сто лет после кончины отца Иоанна, а наоборот, как будто мы вернулись в его время. Меня не покидало ощущение, что приехал в Суру сам батюшка Иоанн и где-то здесь ходит, его можно ненароком встретить. Были также открыты экспозиции, музеи народного быта, музей известных сурян, ведь кроме дорогого батюшки, Сура богата и другими талантами. Здесь родился известный писатель и звонарь Данилов, в честь которого открыта изба памяти.

В крестном ходе участвовала целая группа Леушинских сестер, поэтому для нас было особо радостно узнать о возрождении Сурского монастыря, потому что в его основании ключевую роль сыграла игуменья Таисия. Говоря о том, что отец Иоанн основывал обители, мы забываем тот факт, что он был белым священником, поэтому он никого не мог постричь в монахи, не мог быть ни игуменом, не мог занимать какую-либо должность в монастыре. Он только духовно благословлял, ведь монастырь основывается только по благословению правящего архиерея этой епархии. Это чудо, что белый священник основал столько монастырей по всей великой Руси. Отец Иоанн мог это делать с помощью своих помощниц, прежде всего, с помощью матушки Таисии, которая приняла на воспитание сурских сестер в Леушинском монастыре, где обучала их уставу, молитве и послушанию. В 1900 году матушка Таисия вышла на корабле в далекую Суру вместе с монахинями, в том числе, с Леушинскими сестрами, которых благословила остаться на родине отца Иоанна. Поэтому когда сам батюшка приехал, ему оставалось только освятить Иоанно-Богословский храм, тем самым основав обитель. Но повторю, монашескую сторону учреждения обители проделала великая игуменья Таисия. В Сурском монастыре был утвержден именно Леушинский устав и даже Леушинский покрой облачений. Суру можно смело назвать веточкой Леушинского древа. Поэтому мы воспринимаем Сурский монастырь как близкую для нас обитель. Надо отметить, что мы приехали не с пустыми руками, а с изданной нами книгой игуменьи Таисии «Сурская обитель». Это уникальное издание, являющееся поэтической летописью основания Сурского монастыря. В русской литературе нет ничего подобного, никто до этого не писал про основание монастыря в стихах, будучи героем этих событий. Эту летопись читал отец Иоанн и благословил ее опубликовать в том же 1900 году. В этом году мы переиздали эту книгу. На каждой ее странице содержится несколько иллюстраций. Мы привезли эти книги в подарок нынешней настоятельнице возрожденной обители игуменьи Митрофании. Также мы специально пошили зеленое облачение с изображением отца Иоанна и передали его для служения. Всего существует три таких облачения, год тому назад один экземпляр был передан в Пюхтицы, второй оставили на Леушинском подворье, а третий теперь передали в Сурский монастырь. Ныне в далеких по расстоянию, но близких нам по духу обителях в праздники о.Иоанна Кронштадтского будут служить в одинаковых облачениях. Конечно, обители с благодарностью приняли эти дары.

14 июня был кульминацией нашей поездки. В этот день было отслужено две Литургии. Ранее Богослужение было в Никольском храме, который построил и освятил сам о.Иоанн в 1892 году, а затем, приезжая в Суру, каждый раз он обязательно служил в этом храме. Большинство священников служили раннюю Литургию в этом храме 14 июня. Можете ли себе представить Литургию в храме, в котором батюшкам не только в алтарь не зайти, но и в храм трудно было войти. Весь храм был заполнен священниками, которые служили вместе одну Литургию, образно выражаясь, в этот день была отслужена Литургия о.Иоанна Кронштадтского. Богослужение возглавлял местный священник о.Павел, которому уже 85 лет, но он служит с таким вдохновением и огненными возгласами, что казалось, будто в нем воплотился дух о.Иоанна Кронштадтского. Мы его благодарили, что он поднял такую высокую планку служения. Все священники осознали, что это уникальная служба, которая может быть единственная в своем роде, когда вместе молятся более 200 священников. Милостью Божией я сподобился стоять у Престола Божия. Более того, меня благословили причащать народ на амвоне. Это одна из самых высоких наград в моей жизни. В такой день сподобится причащать народ там, где молился отец Иоанн.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил позднюю Божественную Литургию, которая прошла в Успенском храме Сурского монастыря. Этот храм находится в процессе реставрации, поэтому были проделаны большие работы, чтобы перед приездом Предстоятеля привести храм в надлежащий вид. Этот храм более просторный, в него смогли зайти большинство желающих, прибывших со всей России. Большинство священников только молились на Литургии, но не служили. Святейшему Патриарху сослужили 6 архиереев, 12 архимандритов и митрофорных протоиереев. Это была высокая торжественная служба, хотя Суру уже посещал Патриарх Алексий II, но тогда был только краткий молебен. Литургию в Суре еще никогда не служил Предстоятель Русской Церкви, поэтому мы стали свидетелями первой патриаршей Литургии в Суре. Я невольно вспомнил, что о.Иоанн, будучи простым белым священником, духовно исполнил миссию Патриарха в России в конце 19 в начале 20 века. В то время, когда возникла идея патриаршества, многие высказывали мысль, что есть только один кандидат – отец Иоанн Кронштадтский. Его положение формально не позволяло принять этот сан, но, тем не менее, отец Иоанн духовно был настоящим Патриархом всея Руси! Он носил патриарший титул, ведь его называли Всероссийским пастырем. Поэтому Святейший Патриарх Кирилл прибыл к другому Патриарху – о. Иоанну Кронштадтскому - и отслужил у него в гостях эту Божественную Литургию. Затем был сделан снимок на память. Мы пробыли два дня в Суре, и нам казалось, то еще не все осмотрели. Ведь в Суре, где проживает более двух тысяч человек, есть что посмотреть – старинные избы, дома с балкончиками на втором этаже, святой источник святителя Николая, поклонная гора, с которой открывается прекрасный вид на Суру, батюшка любил туда ходить и благословлять Суру. Насыщенность впечатлений раздвинула время, поэтому два дня показались неделей. Когда мы возвращались из Суры, то невольно слезы капали из глаз, а в сердце зарождалось желание вновь обязательно побывать в Суре. Тот, кто побывает в Суре, побывает в гостях у о.Иоанна Кронштадтского.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Отец Иоанн духовно был настоящим Патриархом всея Руси!»

Как лихо либералы выгнали празднование прославления "черносотенного" Батюшки из Северной Столицы на "кулички". Столь масштабное празднование потребовало денег. Деньги дали олигархи и "предложили" праздновать масштабно вдали. Ну-ну.
влдмр / 17.06.2015, 17:06

1. Re: «Отец Иоанн духовно был настоящим Патриархом всея Руси!»

Благодарю,за живую передачу той духовной атмосферы и подъёма,что была на Празднестве.Жаль,что не смог приехать.Очень нужны сейчас на Руси такие крестные ходы.
Федырыч / 16.06.2015, 17:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Валерий Ивченко: послушник, подвижник, праведник!
К отпеванию великого актера
14.03.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
В нашей светской стране отмечаются языческие праздники?
Дворцовый мост в Петербурге будут подсвечивать красным цветом в честь Китайского нового года
02.02.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Иоанн Кронштадтский
«Это какая-то опухоль церковной жизни»
Людей, не соблюдающих правила поведения в храме, надо постоянно учить и держать в дисциплине – напоминать, запрещать, указывать
18.01.2024
Когда же будет прославлена игумения Таисия?
О современном народном почитании и прославлении леушинской подвижницы
15.01.2024
Наше национальное достояние
В свете проведения СВО мы должны отмечать наш Русский Новый год
13.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09