Взгляд с Лазурного берега на борьбу с ветряными мельницами

Ответ священника Антония Одайского на критику французского Православия со стороны российских ревнителей

На днях на «Русской народной линии» было опубликовано интервью представителя Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Каннах, настоятеля приходской общины Архангела Михаила священника Антония Одайского. Отец Антоний рассказал о некоторых особенностях жизни православных во Франции. На этот рассказ критически откликнулся кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик. 

В связи с возникшей заочной полемикой мы попросили священника Антония Одайского обстоятельнее высказаться по существу поднятых проблем. 

Батюшка, допускают ли каноны совершение Богослужения и треб в неправославных молитвенных зданиях (храмах и т.д.)?

Вопрос о каноничности широко распространенной вынужденной богослужебной практики был затронут о.Владимиром Василиком, членом Синодальной богослужебной комиссии, поэтому Ваш вопрос следовало бы адресовать прежде всего ему. Насколько же мне известно, этот вопрос недостаточно раскрыт в церковных канонах. Например, 7-е правило 7-го Вселенского собора утверждает (о храмах иконоборческой поры): «аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою». 

И на практике, когда наш приход был вынужден покинуть родной Архангело-Михайловский храм (его отсудила себе группа граждан, придерживавшаяся неканонической ориентации), необходимо было быстро найти просторное помещение для продолжения богослужений. Обнаружился муниципальный объект – храм св.Рока, в историческом центре Канн, – примечательный тем, что он полностью свободен в воскресные дни, и в субботу вечером, после 20 часов. Он, как и подавляющее большинство храмов и монастырей во Франции, является муниципальной собственностью: здесь проходят занятия музыкальной школы, потом репетируют юные музыканты, но и, конечно же, храм используется по его прямому назначению католиками, о чем есть приоритетная договоренность между ними и мэрией. К ним мы должны были обратиться о его использовании как к приоритетным пользователям муниципальной собственности.

Теперь поясните, пожалуйста: является ли муниципальный объект, в котором происходят светские события и неправославные собрания, храм святого Рока тем «честным храмом», о котором говорит 7-е правило 7-го Вселенского собора? Нужно ли в нем совершать «положение мощей с обычною молитвою» согласно этому правилу? У нашей приходской общины есть антиминс, который, естественно, содержит мощи (антиминс не храниться в этом муниципальном объекте, а увозится с собой). Но с освящением этого муниципального объекта у нас как-то не складывается. Название у него подходящее – храм св.Рока – можно удобно пригласить ваших православных петербуржцев Юрия Шевчука и Константина Кинчева на концерты.

Насколько распространено во Франции и в целом в Западной Европе совместное служение с католиками и другими еретиками (протестантами и пр.)?

Простите, но вопрос – необычный. Потому что о совместном богослужении православных и с кем-то еще во Франции неизвестно. Вы задумайтесь, пожалуйста, кому выгодно отвлечение православных в России от их реальной церковной жизни на некие фантомные опасности заграничного православия и инославия, на «вызовы» (как нынче стало модно говорить на американский манер). Наверное, определенным людям в церкви скучно, и отсюда такое активное строительство ветряных мельниц одними, и героическая борьба с ними других. 

В России нередко высказывается мнение, что слишком плотное общение, в том числе и богослужебное, православных, проживающих на Западе, с католиками и представителями других христианских деноминаций приводит к синкретизму и признанию равноспасительности Православия, латинства, протестантизма и т.д. Насколько оправданы эти опасения?

Конечно, такие опасения могут быть везде и всегда о людях без традиционной системы ценностей. Но на каких именно фактах и наблюдениях россиян на Западе основаны такие далеко идущие умозаключения? Что делается вообще на Западе, мы не знаем, мы – во Франции, в стране духовно расщепленной, ищущей, беспечной, пока умеющей хранить культуру, ценящей человеческое достоинство (не светский ли это отзвук гуманистического посыла христианства об образе Божьем в человеке?). И здесь известно немало обращений католиков и вовсе некатоликов в православие, и на нашем приходе в том числе, но об обратном движении что-то не слышал. Во Франции – два десятка православных монастырей, то есть это говорит об укоренении православия здесь. Что касается синкретизма, то здесь более употребляют слово экуменизм. И это слово от православных не слыхать, но оно часто с энтузиазмом используется неправославными и нехристианами. 

В Каннах очень развито экуменическое движение, и как межхристианское, так и межрелигиозное. Главное мероприятие – фестиваль «Жить вместе». В его завершении – очень показательное действо: главы и представители многочисленных религий Канн в облачениях, порой весьма экзотических, взявшись вместе за руки, идут по всемирно известной набережной Круазет (круазет – крест, в старинные времена здесь по берегу проходил крестный ход паломников на оконечность мыса Пальм Бич, ранее известный как Крестовый мыс, откуда их забирали приплывшие на лодках монахи в древний Леринский монастырь), и демонстрируют тем самым свое единство. Единственно, кто отсутствует – православные.

Но однажды мы предложили каннским христианам свой проект. У себя в храме святого Рока мы устроили вечер-конференцию, посвященную гонениям на Церковь в СССР: сделали доклад, вручили раздаточные материалы, показали кадры кинохроники. Впервые я увидел такие лица у слушающих - каннские христиане (католики, реформаты, евангелисты, англикане) были просто ошеломлены историей гонений на нашу церковь, не хотели расходиться, задавали вопросы. Вот такой у нас был опыт «экуменизма» (Статья 4.10 Юбилейного Архиерейского собора 2000 года). 

Сильно ли влияние папизма на православных, проживающих во Франции?

Что такое папизм сейчас, после Второго Ватиканского собора? Особое благоговение и восторженность нормальных католиков перед папой – да есть, неизменно, как сама суть римо-католицизма. Но таковое явление среди православных не наблюдается.
 
Вот пример. У нас при храме святого Рока есть еще и помещения, где мы проводим трапезы, праздники, занятия. Там, конечно, не было икон, они не приняты у католиков, а висел портрет польского папы для благочестивых эстетических целей – аббат Викентий раз в неделю в одной из комнат проводит катехизис для своих. Наши прихожане портрет папы убрали, и водрузили на его место честной крест и репродукцию иконы Архангела Михаила, дабы невольно не молиться на папу – похозяйничали у католиков. Поэтому говорить о папизме среди православных во Франции не приходится.

Парижская богословская школа пользуется неоднозначной репутацией среди православных ревнителей. Присутствуют ли в православной среде Франции сомнительные взгляды, чуждые Православию?

Среди наших прихожан, исповедующихся и причащающихся, еретических воззрений не обнаружено – Париж далеко. Однако Россия еще дальше от Парижа, но так ли она свободна от «православного» мифотворчества? Думаю, здесь православным в этом отношении проще, но и ответственнее, так как наша оторванность от обустроенной православной среды родных стран требует большего сохранения и осмысления веры, имеющей тут значительно меньше видимых подспорий и опор (православные храмы редки, христианская символика в мире присутствует не часто, министр обороны не крестится перед дефиле по Елисейским полям по примеру своего русского коллеги перед парадом и т.д.). Слава Богу, обнаружилось, что наши прихожане оказались достаточно подготовлены и верны перед лицом испытания потери нашего уютного старинного Архангело-Михайловского храма на бул.Александра III и других скандальных событий – практически весь приход перешел в арендуемый храм св.Рока, где не было привычного и милого сердцу внешнего благолепия православного храмового убранства: не было ни икон, ни иконостаса среди непривычных строгих форм и небогатой цветовой гаммы католического интерьера, не было русского космоса совсем. Тем не менее, православные собирались и собираются здесь в святом Роке, вокруг Чаши на антиминсе от иерархии Русской Зарубежной Церкви, а не там, среди пышного православного благолепия, где поминался за Великим ходом вместо Святейшего Патриарха тогда неизвестно кто. Дай Бог и впредь русские православные Лазурного берега будут хранить такую верность Церкви и осознанность веры, и пребывать в неведении относительно репутаций богословских школ.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Взгляд с Лазурного берега на борьбу с ветряными мельницами

Ну, что же. Позавидовать нечему, уважаемый отец Антоний, даже если бы и захотелось. Из пашковского болота, да прямо в католическую трясину. Посмотрел фотографии вашего нынешнего убежища. Чуть не стошнило. Ей-ей.

Сергий Агапов / 14.05.2015
Антоний Одайский:
Взгляд с Лазурного берега на борьбу с ветряными мельницами
Ответ священника Антония Одайского на критику французского Православия со стороны российских ревнителей
14.05.2015
Апостасия и борьба за нравственность во Франции
Каннский священник Антоний Одайский о противоречивости религиозной ситуации в стране
11.05.2015
Толерантная Франция против однополых браков
Беседа со священником Антонием Одайским
17.01.2013
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Все статьи темы