1.
70-летний юбилей великой Победы был особенным, я бы не постеснялся назвать его второй Пасхой в текущем году. Основание для этого – атмосфера духовной радости, заполнившая собою всё. Если с днем светлого Христова Воскресения в наших местах не все друг друга поздравляли, то я не встретил в
День Победы ни одного человека мало-мальски знакомого, который бы не поздравлял сам или же не отзывался на мое приветствие в честь праздника.
По заведенному уже обычаю, я отслужил литургию, затем – панихиду по воинам (храм был полон народа), после чего произнес слово о духовном значении военной Победы 1945 года.
С 10 часов на площади перед поселковым Домом культуры начался праздничный концерт, в ходе которого школьники исполняли песни военных лет. По его окончании все выстроились в колонну. Впереди шли знаменосцы, потом – военные, за ними парой мы с главой сельской администрации, далее – празднично одетые школьники с портретами родственников-участников войны, за ними – все остальные, многие так же с портретами героев.
После непродолжительного шествия по поселку, мы приблизились к мемориалу, посвященному героям Великой Отечественной войны, где состоялся митинг. Погода выдалась солнечная и теплая, небо же было пронзительно ясным; воздух, мерными потоками, обнимавший собою берег со стороны водной глади – свежим и чистым. Было такое чувство, что небо и земля торжествуют.
Прозвучал гимн России. За ним взял слово глава сельской администрации, в котором призвал чтить память тех, кому весь мiр обязан своей жизнью. За ним выступил представитель Рыбинского совета ветеранов, сумевший вместить в свою краткую, сдержанную речь величие подвига русского солдата.
2.
Далее слово было предоставлено мне, и собравшийся народ услышал речь приблизительно такого содержания. «Сегодня исполняется 70 лет со дня великой Победы. Вообще, 70-80 лет есть мера человеческой жизни. Большое видится на расстоянии. И чтобы по достоинству оценить подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, нужно было отойти на это временнОе расстояние, чтобы осознать всё величие тех событий. Победа 1945 г. для русского и союзных с ним народов стала центральным событием истории ХХ века, которое озаряет своим светом наш дальнейший жизненный путь.
Чтобы ответить на вопрос, почему происходит именно так, вспомним, что это были за дни священного мая 1945 года. 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Берлин же пал перед нашими вооруженными силами к 6 мая. Что это был за день? Это был день памяти великомученика и победоносца Георгия, небесного предводителя христолюбивого воинства. И не случайно большинство из нас, пришедших почтить память героев, имеет на груди Георгиевскую ленту, тем самым вставая в ряды христолюбивого воинства. Что это был за день, 6 мая 1945 года? Это было воскресенье, а если точнее – святейшая Христова Пасха. И радость военной победы соединилась в сердцах героев с пасхальной радостью.
Следует поразмышлять над этим далеко не случайным совпадением. Пасха есть победа Христа над вечной смертью, есть победа Христа над вечным злом. Что же этой победе предшествовало? Нечеловеческие страдания, Крест и смерть. Так и победители всемiрного тирана Гитлера, на фронтах и в тылу, прошли свой крестный путь, наполненный безчисленными страданиями и смертями, чтобы вкусить самим и даровать другим радость победы над злом.
Победа 1945 года столь величественна, столь масштабна, что ее основания требуют осмысления. Когда началась война, наше общество было в значительной степени расколото. Не было мира между Церковью и государством. Находились даже русские люди по обе стороны государственной границы, которые ждали от фашистской Германии "освобождения" России от большевицкого ига.
Германские стратеги ожидали увидеть русский народ расколотым, раздираемым противоречиями. Но просчитались. Митрополит Сергий (Страгородский), тогдашний предстоятель Русской Православной Церкви, в первый же день войны выступил с обращением, в котором призвал всех верующих сплотиться вокруг государственной власти, дабы общими усилиями одолеть страшную мощь врага. Он объявил войну священной, что означало ее несомненную богоугодность.
Через несколько дней глава государства Иосиф Виссарионович Сталин обратился к народу не привычным образом – "товарищи", но по-церковному, что, казалось, более приличествовало пастырю, а именно – "братья и сестры". Так Церковь в лице митрополита Сергия простила государственной власти многие несправедливости и жестокости, государство же в момент смертельной опасности приняло протянутую ему руку.
После этого богоборческая пропаганда была свернута, стали открываться храмы. А в 1943 г. Сталин вызвал в ставку ряд архиереев Русской Церкви, после чего было восстановлено Патриаршество, священнослужители стали возвращаться из ссылок и лагерей. Одним словом, был в какой-то мере восстановлен всегда спасительный для России союз государства и Церкви.
Чем советская власть, официально богоборческая, была принципиально лучше германского нацизма? Атеизм, как отрицание Бога, есть еще не самое большое зло. Куда хуже, когда кто-то из людей именуется Богом. Но именно Богом называли германские солдаты своего фюрера, когда приносили ему присягу. Именно богами для остального человечества мечтали они стать в своей безумной гордыне, которая есть в очах Божиих самый омерзительный из грехов.
Чудовище этой сатанинской гордыни было раздавлено победоносной Красной армией. И красный цвет ее знамен непостижимым для людей образом превратился в пасхальные дни 1945 года в символ Христовой победы над вечным злом. Это произошло по той причине, что наши воины несли не только военный, не только патриотический, но и духовный подвиг. Они на деле исполнили ту добродетель, которой Сам Христос дал высочайшую оценку: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Если мы, братья и сестры, почитаем себя наследниками той великой Победы, то должны хоть в чем-то подражать героям-победителям. Мы должны подражать их неустрашимости в противостоянии вселенскому злу. И мы не имеем морального права закрывать глаза на то, что фашистская зараза вновь поднимает свою голову, особенно на территории близкой нам
Украины. Мы не имеем права закрывать глаза на то, что фашистская нечисть свила себе новое гнездо, отделенное от нас тремя океанами – Атлантическим, Ледовитым и Тихим. Глава указанного государства, вслед за Гитлером, не устает произносить перед лицом всего человечества речи об исключительности своей нации.
Когда православные христиане нынче 12 апреля встречали Христову Пасху, папа Римский Франциск принимал у себя в Ватикане делегацию армян. При этом он сказал, что ХХ век отметился в истории человечества тремя самыми страшными трагедиями: во-первых, геноцидом армян, открывшимся в 1915 году, во-вторых, - гитлеризмом, в-третьих – сталинизмом. Папа почему-то не приметил геноцида греков, имевшего место в той же Турции. Он почему-то забыл о том, что германский нацизм и итальянский фашизм были поддержаны его предшественниками по кафедре. Он напрочь забыл о геноциде сербов, которым непосредственно руководил кардинал Алоиз Степинац. Зато не устыдился поставить в один ряд поверженного врага – Гитлера, и его победителя – генералиссимуса Сталина.
Это сделано для того, чтобы лишить нас плодов Победы, чтобы заставить нас каяться перед заокеанскими хозяевами понтифика за грехи тогдашнего государственного строя. Хотя не мы устраивали безсмысленные по своей жестокости бобмардировки Гамбурга и Дрездена, не мы бросали атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, не мы выжигали напалмом джунгли Вьетнама.
Прошли два-три дня, и вслед за словами папы фашистская нечисть, которая вновь оккупировала Украину, принимает закон о запрете советских символов, обличая "зло сталинизма". Та же фашистская нечисть, принадлежащая к пастве папы Римского, взрывает, сжигает или просто захватывает православные храмы.
Так что не время нам почивать на лаврах, не нами добытых. Время сосредотачиваться перед новым натиском зла. Весьма отрадно, что мудрые, последовательные, волевые действия нашего Президента сдерживают сатанинскую гордыню наследников гитлеровской чумы, и нам всем нужно равняться на него и всемерно помогать ему. Сегодняшний парад на Красной площади нашей столицы, надеемся, остудит многие горячие головы, как за тремя от нас океанами, так и в Европе.
Настоящая накаленная обстановка вновь призывает нас к подвигу, призывает к бдительности и собранности. Станем же достойными наследниками победителей 1945 года!
Дабы не утомлять вашего внимания, закончу кратко. Хватит пить, хватит курить наркотики, хватит сквернословить, хватит бездельничать. Нужно каждому работать на своем месте ради процветания православного Отечества, ради победы над злом. Аминь».
Собравшиеся сотни людей слушали мою речь, хотя она была продолжительнее прочих, внимательно. Никто не ёрзал, никто не издавал тяжелых вздохов. И это меня порадовало. Последовали выступления школьников, вновь исполнявших стихи и песни военного времени, минута молчания и троекратный залп, после чего митинг закончился.
3.
На протяжении дня народ вел себя мирно и дружелюбно, что, вообще-то говоря, наблюдается не всегда. Лишь один принявший лишнего мужичок на протяжении минут 15-ти периодически громко выкрикивал в парке мои слова: «Надо работать!». Кому он кричал, может быть, себе самому, не знаю.
Мы в семействе решили приурочить ко Дню Победы открытие своей малой навигации. В первый раз нынче спустили лодку на воду и отправились на близлежащий остров, славящийся своим пляжем, открывать купальный сезон. Горячего порыва купальщиков не мог остудить тот факт, что всего две недели назад наш берег был затерт пригнанными северным ветром льдами. Резво зашумел мотор, и мы отправились по легкой волне к вожделенному пляжу.
Здесь я встретил одноклассника с его другом, которые прибыли на остров на катере. С ними и еще с двоими островитянами, мы выпили за победу коньячку. Всласть накупались, и отправились домой.
После всенощного бдения нажарили шашлыков и устроили праздничный ужин, запивая мясо отличным армянским гранатовым вином. В 11 вечера был праздничный салют, после чего мы мирно уснули, радуясь Пасхе, радуясь всенародной Победе, радуясь весне.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
Мемориал в поселке
Первый заплыв
На острове
1. Re: День победы в глухой провинции