Анатомия одного заблуждения

Рассуждения Александра Тимофеева по поводу 130-летия со дня смерти известного французского писателя Виктора Гюго

Оранжевая революция в России 
0
2842
Время на чтение 8 минут
22 мая исполняется 130 лет со дня смерти известного французского писателя Виктора Гюго. При поверхностном взгляде на его творчество можно сделать поспешные выводы, что юбилей этот не стоит внимания, что произведения классика утратили актуальность и уж тем более не представляют совершенно никакого интереса для православного человека. Данная статья призвана доказать не только злободневность проблем, поднятых классиком, но и их непосредственное отношение именно к православному образу жизни. В этой связи особую значимость имеет самый объемный роман Гюго «Отверженные». В нем художественно, чрезвычайно убедительно живописуется заблуждение, ныне навязываемое сторонниками т.н. «розового христианства», патологически не способными отличить европейский гуманизм от подлинного Христианства.
Первый герой, с которым автор знакомит читателя, - епископ Шарль-Франсуа-Бьенвеню Мириэль. Это один из самых ярких образов духовного лица в мировой литературе. Сей персонаж столь совершенен, что Гюго даже приходится оправдываться: «Мы не притязаем на то, что портрет, нарисованный нами здесь, правдоподобен; скажем одно - он правдив». Епископ Мириэль, действительно, восхищает и в то же время вызывает досаду за то, что в реальном мире почти не встречаются священнослужители, в том числе кстати и православные, обладающие хотя бы малой долей достоинств, коими щедро наделен этот клирик.
Однако есть в его портрете недостаток, который, в глазах православного человека, фактически нивелирует все его положительные качества, - а именно отсутствие догматического сознания. Гюго и не скрывает, что его герой не считает точное следование догматам столь уж важным для спасения души.
«Нам незачем доискиваться, был ли епископ Диньский приверженцем ортодоксальной веры. Перед такой душой мы можем только благоговеть. Праведнику надо верить на слово. Кроме того, у некоторых исключительных натур мы допускаем возможность гармонического развития всех форм человеческой добродетели, даже если их верования и отличны от наших.

Что думал епископ о таком-то догмате или о таком-то обряде? Эти сокровенные тайны ведомы лишь могиле, куда души входят обнаженными. Для нас несомненно одно: спорные вопросы веры никогда не разрешались им лицемерно. Тление не может коснуться алмаза. Мириэль веровал всей душой. Credo in Patrem ("Верую в Бога-Отца" (лат.).),- часто восклицал он. К тому же он черпал в добрых делах столько удовлетворения, сколько надобно для совести, чтобы она тихонько сказала человеку: "С тобою Бог!"»

Это описание не может не вызвать недоумение у православного человека, знающего, что основным призванием священнослужителя и тем более архиерея является учительство. Поразительно, как могло получиться, что почти за десятилетнее епископство Мириэля никто так и не узнал о его догматических и канонических воззрениях. Никто даже не поинтересовался, чисты ли его вероучительные взгляды, окружающие вполне были удовлетворены его добротой, действительно беспримерной, вероятно, считая ее достаточной для спасения души.

Небезынтересно, как Гюго оправдывает эту странность епископа Диньского: «Видимо, монсеньор Бьенвеню не позволял себе чрезмерно глубокого проникновения в некоторые проблемы, разрешать которые призваны лишь великие и бесстрашные умы. У порога тайны живет священный ужас; эти мрачные врата отверсты перед вами, но что-то говорит вам, страннику, идущему мимо, что входить нельзя. Горе тому, кто проникнет туда! Гении, погружаясь в бездонные пучины абстракции и чистого умозрения, становясь, так сказать, над догматами веры, изъясняют свои идеи Богу. Их молитва смело вызывает на спор, их поклонение вопрошает. Эта религия не имеет посредников, и тот, кто пытается взойти на ее крутые склоны, испытывает тревогу и чувство ответственности».

О каких «гениях», попирающих догматы, говорит французский литератор, приходится только догадываться. Православному человеку совершенно очевидно, чьими слугами являются эти самые пресловутые «гении». Удивительно, что Гюго фактически оправдывает пренебрежительное отношение епископа Мириэля к догматам, поскольку сам писатель, если судить по его предисловию к его же драме «Кромвель», понимал значение догматов: «Все устанавливается и приобретает очертания. Религия принимает определенную форму; обряды вносят порядок в молитву; культ обрастает догматами».

Автор «Отверженных» отмечает, что его герой писал какой-то объемный богословский фолиант: «Он был занят обширным трудом на тему об обязанностях, который, к сожалению, так и остался незавершенным. Он тщательно собирал вое сказанное отцами церкви и учеными по этому важному вопросу. Его труд делился на две части: в первой говорилось об обязанностях общечеловеческих, во второй - об обязанностях каждого человека, в зависимости от общественного его положения. Общечеловеческие обязанности - суть великие обязанности. Их четыре. Апостол Матфей определяет их так: обязанности по отношению к Богу (Матф., VI), обязанности по отношению к самому себе (Матф., V. 29, 30), обязанности по отношению к ближнему (Матф., VII, 12}, обязанности по отношению к творениям Божиим (Матф., VI, 20, 25). А что до остальных обязанностей, то епископ нашел их обозначенными и предписанными в других местах: обязанности государей и подданных – в Послании к Римлянам; судей, жен, матерей и юношей - у апостола Петра; мужей, отцов, детей и слуг - в Послании к Ефесянам; верующих - в Послании к Евреям; девственниц - в Послании к Коринфянам. Все эти предписания он старательно объединял в одно гармоническое целое, которое ему хотелось сделать достоянием человеческих душ».

Труд сей, как и отмечает Гюго, его герой так и не завершил, поэтому он и не стал «достоянием человеческих душ». Также неясно, какие именно суждения имел епископ Мириэль относительно поднятых им проблем. Вообще писатель старательно обходит молчанием богословские взгляды этого католического клирика. Его недоговоренность, смутные намеки на то, то епископ Диньский не вполне исповедовал «ортодоксальную веру», наводят на мысль, что он не в полной мере разделял католическое вероучение. Однако, читателю почти невозможно понять, в чем конкретно заключались отступления героя от латинства, поэтому нельзя и решить, как к ним следует относиться.

Епископ Диньский был, что называется, аутсайдером среди своих собратьев: «Немного времени спустя после возведения Мириэля в епископский сан император пожаловал ему, так же как и нескольким другим епископам, титул барона Империи. Как известно, арест папы состоялся в ночь с 5 на 6 июля 1809 года; по этому случаю Мириэль был приглашен Наполеоном на совет епископов Франции и Италии, созванный в Париже. Синод этот заседал в Соборе Парижской Богоматери и впервые собрался 15 июня 1811 года под председательством кардинала Феша. В числе девяноста пяти явившихся туда епископов был и Мириэль. Однако он присутствовал всего лишь на одном заседании и на нескольких частных совещаниях. Епископ горной епархии, человек привыкший к непосредственной близости к природе, к деревенской простоте и к лишениям, он, кажется, высказал в обществе этих высоких особ такие взгляды, которые охладили температуру собрания. Очень скоро он вернулся в Динь. На вопросы о причине столь быстрого возвращения он ответил:

- Я там мешал. Вместе со мной туда проник свежий ветер. Я произвел впечатление распахнутой настежь двери.

В другой раз он сказал:

- Что же тут удивительного? Все эти высокопреосвященства – князья церкви, а я - всего лишь бедный сельский епископ.

Он пришелся не ко двору. Он наговорил там немало странных вещей, а как-то вечером, когда он находился у одного из самых именитых своих собратьев, у него вырвались, между прочим, такие слова:

- Какие красивые стенные часы! Какие красивые ковры! Какие красивые ливреи! До чего это утомительно! Нет, я бы не хотел иметь у себя всю эту бесполезную роскошь. Она бы все время кричала мне в уши: "Есть люди, которые голодают! Есть люди, которым холодно. Есть бедняки! Есть бедняки!"

Скажем мимоходом, что ненависть к роскоши - ненависть неразумная. Она влечет за собой ненависть к искусству. Однако у служителей церкви, если не говорить о торжественных службах и обрядах, роскошь является пороком».

Есть в романе одно высказывание епископа Мириэля, которое настолько неясно и сомнительно, что трудно даже его сносно растолковать: «Жан Вальжан, брат мой! Вы более не принадлежите злу, вы принадлежите добру. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у черных мыслей и духа тьмы и передаю ее Богу». К слову сказать, почти во всех западных экранизациях «Отверженных» эта фраза произносится с таким пафосом и так многозначительно, как будто бы в ней заключен важный смысл. Вероятно, не в последнюю очередь епископа Мириэля недолюбливали его собратья из-за таких экстравагантных, богословско-неряшливых суждений. Если это действительно так, тогда становится понятным, почему он старался не распространяться о своих взглядах.

Гюго довольно обстоятельно описывает политические взгляды своего героя: «Хотя монсеньор Бьенвеню меньше всего был политическим деятелем, все же, пожалуй, уместно в нескольких словах рассказать здесь, каково было его отношение к современным событиям, если предположить, что монсеньор Бьенвеню когда-либо проявлял к ним какое-то отношение». Далее литератор отмечает, что клирик был скорее папистом, чем сторонником сильной национальной церковной юрисдикции: «Впрочем, не следует предполагать, чтобы по отношению к некоторым щекотливым пунктам он разделял так называемые "идеи века". Он редко вмешивался в богословские распри своего времени и не высказывался по вопросам, роняющим престиж церкви и государства; однако, если бы оказать на него достаточно сильное давление, он, по всей вероятности, скорее оказался бы ультрамонтаном, нежели галликанцем. Так как мы пишем портрет с натуры и не имеем желания что-либо скрывать, мы вынуждены добавить, что Мириэль выказал крайнюю холодность к Наполеону в период его заката. Начиная с 1813 года он одобрял или даже приветствовал все враждебные императору выступления. Он не пожелал видеть Наполеона, когда тот возвращался с острова Эльбы, и не отдал распоряжение по епархии о служении в церквах молебнов о здравии императора во время Ста дней».

Поскольку епископ Диньский умер задолго до революции 1831 года во Франции, то невозможно с полной уверенностью сказать, поддержал бы он восстание, если бы был жив. Тем не менее, Гюго опять же намеками подталкивает читателя к положительному ответу. Образ мысли епископа, особенно относительно того, что касается социальной справедливости, как можно судить, передался его духовному сыну – Жану Вальжану, который, как известно, не только сочувствовал революционерам, но даже в некотором роде принял участие в беспорядках.

«Итак, монсеньора Бьенвеню тоже коснулся дух политических разногласий, у него тоже были свои горькие минуты, свои мрачные мысли. Тень страстей, волновавших эпоху, задела и этот возвышенный и кроткий ум, поглощенный тем, что нетленно и вечно. Такой человек бесспорно был бы достоин того, чтобы вовсе не иметь политических убеждений. Да не поймут превратно нашу мысль, - мы не смешиваем так называемые "политические убеждения" с возвышенным стремлением к прогрессу, с высокой верой в отечество, в народ и в человека, которая в наши дни должна лежать в основе мировоззрения всякого благородного мыслящего существа. Не углубляя вопросов, имеющих лишь косвенное отношение к содержанию данной книги, скажем просто, было бы прекрасно, если бы монсеньор Бьенвеню не был роялистом и если бы его взор ни на мгновенье не отрывался от безмятежного созерцания трех чистых светочей - истины, справедливости и милосердия, - ярко сияющих над бурной житейской суетою.

Признавая, что Бог создал моньсеньора Бьенвеню отнюдь не для политической деятельности, мы тем не менее поняли и приветствовали бы его протест во имя права и свободы, гордый отпор, чреватое опасностями, но справедливое сопротивление всесильному Наполеону».

В заключение сделаю робкое предположение: по моему мнению, Гюго неслучайно принял решение оборвать жизнь епископа Мириэля задолго до революционных событий 1831 года. Он, по всей видимости, опасался, что его герой не устоит и все-таки поддержит восставших, и тогда до сих пор безупречная репутация этого удивительно доброго архиерея оказалась бы под угрозой, что собственно и произошло с некоторыми православными клириками, запятнавшими себя в ходе белоленточных беспорядков 2011-2012 г.г.

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
Отверженные
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

111. Ответ на 108., Александр Тимофеев:

А зря. Я тоже не любитель мюзиклов. Но фильм Хупера впечатлил. Блестящая экранизация и отличная музыка.

Мюзиклы не жалую. Не "моё" это. В общем, вызвало отторжение с самого начала. Смотреть только ради Кроу как-то не захотелось. В конце прошлого года вышел сериал по роману. Пока еще не смотрел.

Посмотрел про него информацию. Это я тоже смотреть не буду. АфроЖавер - это уж как-то совсем... Вот сериал 2000 года надо будет при возможности глянуть.
Коротков А. В. / 27.01.2019, 22:07

110. Ответ на 105., Павел Михайлович:

Вообще-то я встречал много людей влюбленных во французскую (английскую, немецкую, итальянскую и т.п.) культуру. А для профессионала (литературоведа например) специализирующегося по данной стране, такая влюбленность просто необходима. И как-то патриотизму и православной вере это не мешало.

Профессионал - другое дело. А мюзиклы...Ну, не знаю... Это ведь, в сущности, оперетта... низкий жанр... Где. о где мюзикл "Униженные и оскорбленные?"
Lucia / 27.01.2019, 21:02

109. Ответ на 107., Коротков А. В.:

А зря. Я тоже не любитель мюзиклов. Но фильм Хупера впечатлил. Блестящая экранизация и отличная музыка. Стоит посмотреть. Здесь, на мой взгляд, лучшее киновоплощение Козетты. В конце прошлого года вышел сериал по роману. Пока еще не смотрел.

108. Re: Анатомия одного заблуждения

Возвращаясь к теме... Начал смотреть экранизацию Хупера, самое-самое начало уже как-то насторожило. Спустя несколько минут я понял - внезапно - что это, оказывается, мюзикл! Дальше смотреть не стал. Всем интересующимся экранизациями рекомендую картины Ле Шануа и Оссейна. Обе сделаны на достойном уровне.
Коротков А. В. / 27.01.2019, 19:01

107. Ответ на 105., Павел Михайлович:

И как-то патриотизму и православной вере это не мешало.

Хорошо, когда так. И чтоб еще не мешало трезво смотреть на мир.
Lucia / 24.05.2015, 13:13

106. Ответ на 103. Lucia

Вообще-то я встречал много людей влюбленных во французскую (английскую, немецкую, итальянскую и т.п.) культуру. А для профессионала (литературоведа например) специализирующегося по данной стране, такая влюбленность просто необходима. И как-то патриотизму и православной вере это не мешало.

105. Ответ на 102., Коротков А. В.:

Оба смотрел. На счет необходимости сериала полностью с Вами согласен. Потому что некоторые моменты совершенно упускаются. Например, ни в одной из экранизаций, которые я смотрел, так и не раскрыт образ епископа. Сжато показана семья Тенардье. и т.д. Никому еще не удалось сносно экранизировать роман.

104. Re: Анатомия одного заблуждения

Хоть весело стало. Даже не думала, что есть еще такие поклонницы французской культуры. Думала, Достоевский последних таких барышень описывал.
Lucia / 23.05.2015, 22:59

103. Ответ на 101., Александр Тимофеев:

Перепутал. Фильм Оссейна - 1982 год. А в 1995 году вышла картина Клода Лелуша

Так который смотрели - Лелуша или Оссейна? Или оба? Вообще список изрядный, я столько не видел. Для экранизации материал, конечно, сам напрашивается, так что не удивительно, что столько наснимали. Тем более что книга превосходная. "Умять", правда, в традиционный киношный хронометраж тяжело, тут бы что-то типа мини-сериала больше подошло. Экранизацию Оссейна только начал смотреть. Пока впечатления противоречивые.
Коротков А. В. / 23.05.2015, 21:48

102. Ответ на 100., Александр Тимофеев:

Перепутал. Фильм Оссейна - 1982 год. А в 1995 году вышла картина Клода Лелуша
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оранжевая революция в России
«Успешные люди» гробят Россию
Будь мы нравственными и любящими Бога, разве попустил бы Господь беды, нахлынувшие на Россию сегодня?
15.04.2024
«Злофестиваль» в Москве
Новая метафизическая и политическая демонстрация «пятой колонны» против России, Путина и Православия
15.04.2024
Поехали, Казань!
Мысли в День космонавтики
12.04.2024
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Одно слово – саботаж!
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15