Монашество – это лицо Церкви, которое всегда обращено ко Христу

В Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре епископ Троицкий Панкратий совершил монашеский постриг шести насельников обители

0
218
Время на чтение 6 минут
1
1 апреля, в среду 6-й седмицы Великого поста, в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил монашеский постриг шести насельников обители, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ.

«Монашество в Церкви — это передовой отряд, принимающий на себя удары миродержителей тьмы века сего и своей молитвой, духовной силой оберегающий всю Церковь», — говорил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к братии Валаамского монастыря, в июле 2011 года. Святые отцы утверждают, что как только погибнет монашество, так и исчезнет сам институт Церкви.

Последние двадцать пять лет в Русской Православной Церкви ознаменовались беспрецедентным увеличением числа монашеских обителей. Если четверть века назад на всю многомиллионную Церковь было около двадцати монастырей, то сегодня их более восьмисот, причем ни один из них не пустует. Не менее десяти тысяч человек за эти годы приняли монашеский постриг.

«Великое дело – пострижение во святый ангельский образ. Велика и таинственна сила, заключающаяся в его священнодействии, направляемая к тому, чтобы человек стал ангелом по образу внутренней своей жизни, ибо ангелы бестелесны и вещественный образ не может уподобиться им», писал в своих письмах святой правденый Иоанн Кронштадтский. – Это как бы второе Крещение, в котором человек вновь перерождается и обновляется. В знак этого нового рождения он навсегда совлекается своих мирских одежд, как всего своего ветхого человека (Еф. 4: 22), и приемлет перед святым Евангелием, как от руки Самого Бога, одежду новую, облекаясь в нового человека (Еф. 4: 24)».

Пострижение в монашество, подобно Крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно браку, оно есть обручение Небесному Жениху – Христу; подобно священству, оно – посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно – соединение со Христом. Как и при Крещении, при пострижении в монашество человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от прежней греховной жизни и произносит обеты верности Христу.

Все моменты монашеского пострига глубоко символичны. По толкованию святых отцов, новопостригаемый уподобляется евангельской овце, потерявшейся, а потом найденной добрым пастырем (Лк. 15: 4–6), и человеку, израненному при дороге жестокими разбойниками (Лк. 10: 30–37), и меньшему сыну, расточившему все свое имение с блудницами, а затем возвратившемуся с покаянием к своему милосердному отцу (Лк. 15: 11–32).

Самым важным и решающим моментом монашеского пострига является, конечно, принесение великих монашеских обетов. Согласно чину пострига, Игумен задавал постригаемым вопросы: по своей ли воле приступаете ко Господу? Согласны ли отречься от мира по заповеди Господней? Пребудите ли в этом монастыре и постничестве даже до последнего своего издыхания? Сохраните ли себя в девстве, целомудрии и благоговении даже до смерти? Сохраните ли до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии? Пребудите ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради нищете? Претерпите ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития, Царствия ради Небесного? На все эти вопросы насельники Валаамского монастыря ответили: «Ей, Богу содействующу, честный отче».

После уверенных ответов, в знак своего твердого произволения, насельники обители трижды поднимали и подавали владыке Панкратию ножницы, которыми он в дальнейшем совершил крестообразное пострижение их власов во имя Святой Троицы. По толкованию святых отцов, через пострижение влас будущие монахи приносят Господу, как жертву, часть своего тела, как посвящение всего себя Христу, отвергая все излишнее и мирское.

«Когда инок произнесет такие обеты пред Богом и людьми, – писал святитель Симеон Фессалоникийский, – он принимает второе Крещение, очищается от грехов и является сыном света, и Господь наш радуется о нем со Своими ангелами».

И в этот момент впервые на святой Валаамской земле звучат новые монашеские имена. Инок Виктор стал монахом Виссарионом, инок Фока получил имя святого Папилы, инок Никон получил имя в честь святого Никандра, рясофорный послушник Максим стал монахом Мануилом, послушник Никита стал монахом с именем Феофил, рясофорный послушник Николай стал монахом Никитой.

Новое имя при постриге имеет особый смысл, подобный наречению имени в таинстве Крещения. Новое имя дается в ознаменование того, что насельниками оставлена их прежняя жизнь, и сегодня на Валааме они начинают новую жизнь, всецело посвящая себя Господу. Спаситель наш Иисус Христос тоже давал Своим ученикам новые имена. Перемена имени означает вступление человека в новые отношения с тем, кто дает ему новое имя, принятие нового имени от него становится еще и первым актом послушания со стороны постригаемого. Зачастую новое имя для монаха есть еще одно проявление воли Божьей, потому что без воли Божьей ни один волос с головы не упадет.

После пострижения насельники облачились в монашеские одежды. По объяснению святых отцов Церкви, черное монашеское облачение является еще одним из символов покаяния, скорби о грехах, и служит напоминанием о главной цели: сораспявшись с Господом для жизни мирской и умерев для нее, воскреснуть душою в Духе и явиться общником неизреченных духовных благ, о которых говорит святой апостол Павел: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

«Пребывание на Валааме – это особый удел для монашествующих. Это место словно было Богом предназначено для того, чтобы здесь совершались монашеские подвиги, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл, общаясь с братией монастыря. – Постоянно ставьте перед собой задачи духовного возрастания, потому что постоянное возгревание в себе ревности о Боге и ревности о послушании есть непременное условие подлинного успеха монашеского делания. И здесь, на Валааме, прикасаясь к этому святому месту, у вас есть возможность обрести навык глубокого анализа своей духовной жизни и одновременно навык любви, доброделания, святости, встать на путь самопознания, а тем самым на путь стяжания даров Святого Духа».

«Монастырь – это не только стены, не только заново отстроенные храмы, скиты и часовни. Монастыри, прежде всего, всегда строились по молитвам монахов, тех людей, которые пришли в монастырь спасать свою душу, – подчеркивает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Сейчас на Валааме восстановлена монашеская жизнь. Богослужение является основой монастыря. Центр Валаама – Божественная литургия с ее великими таинствами».

Монастыри, по слову священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, «это как бы запасные водоёмы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий призвал братьев, дерзнувших принять на себя монашеские обеты, не забывать и исполнять их, ибо они даны Господу:

«Всю свою монашескую жизнь мы должны посвящать Богу, чтобы идти по тому Пути, который Он нам указал - пути к совершенству. Когда мы взираем на свою сегодняшнюю жизнь, нам кажется, что эта цель бесконечно далека. Но, тем не менее, несмотря на нашу греховность, это тот путь, на который Господь нас поставил,наш долг не сходить с этого пути. И поэтому мы должны самоотверженно трудиться, стараться следовать словам Господа, должны быть искренними и всегда быть честными пред Богом, пред людьми и перед своей собственной совестью. Это путь трудный, нелегкий. Трудно сохранить первую благодать, трудно сохранить первую ревность, еще труднее вновь стяжать благодать уже своим подвигом, стремлением подавить грех и вырвать жало греховное из своей души. Но сила Божия в немощи совершается. И,если мы смиренно осознавая свою греховность и слабость, все же будем трудиться над своим исправлением,то Господь не оставит нас Своею благодатью и Сам восполнит и исправит наши усилия.

Помните всегда, что все, что с вами происходит в обители попущено Богом для нашего духовного возрастания. Мы должны воспринимать все события ,все трудности как испытание, как возможность поступить по христиански, преодолев в себе ветхого человека, живущего по греховным страстям.

Монах всегда и во всем должен опираться на евангельские заповеди, исполняя монашеские обеты отречения от мира, от себя самого и следования за Христом. Все скорби, перенесенные и преодоленные послушанием,терпением, смирением, кротостью и любовью послужат источником той вечной радости в Духе Святом, которая ожидает каждого истинного монаха, верно, честно последовавшего путем монашеской жизни. Да будет так с каждым из нас! Бог вам в помощь, дорогие братия!»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07