«Любые оскорбления - признак бескультурья»

Известные пастыри о поношениях в адрес священнослужителей

Новости Москвы 
0
777
Время на чтение 9 минут
Недавно израильский журналист Цвика Кляйн провел любопытный эксперимент, результаты которого были выложены на видеоресурсе YouTube и в социальной сети Facebook, пишет Regions.ru. Израильтянин надел кипу (ермолку, - плоскую шапочку, которую носят мужчины-иудеи) и «цицит» (иудейская одежда с кистями) и в течение десяти часов гулял в таком виде по Парижу, тайно регистрируя реакцию прохожих – спустя месяц после резни в редакции «Шарли Эбдо» и кошерном супермаркете французской столицы. В ходе этой прогулки Кляйн неоднократно подвергался различного рода оскорблениям. В центре французской столицы было относительно спокойно, но в районах с преимущественно чернокожим и арабским населением его оскорбляли, в него плевали, называли «собакой», кричали вслед «еврей» и «Вива, Палестина!» и т.д.

Эксперимент решил повторить в Москве журналист «Комсомольской правды». Он специально прошелся перед храмом Христа Спасителя, перед мечетью, по Комсомольской площади (где много приезжих с Кавказа и из Средней Азии) и т.д. На его не совсем обычный для Москвы вид либо вовсе не обращали внимания, либо проявляли некоторый интерес, но никогда – недоброжелательство. В мечеть его даже пригласили зайти и побеседовать с имамом.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в передаче «Комментарий недели» на телеканале «Союз» отметил: «Сегодня в нашем обществе, как многие признают, становится все меньше антисемитизма. Известно, что в православной среде звучат подчас оскорбительные шуточки в адрес евреев. Но очевидно, что все в большей степени даже эти шуточки все-таки не связаны с агрессией, с ненавистью, с обидой, с завистью». По его словам, «подобные чувства есть, но в пространстве внутрицерковной дискуссии их становится все меньше, и это неплохо».

«Мы можем иногда иронизировать друг над другом: евреи над русскими, русские над евреями. Но это не должно быть основанием для каких-либо негативных чувств, которые оскверняют человека. Обида, зависть, злоба, ненависть всегда оскверняют человека и больше вредят тем, кто испытывает эти чувства, нежели тем, против кого они направлены», - подчеркнул отец Всеволод.

Он также считает, что кое в чем православным следует брать пример с иудеев: «Надо сказать, что еврейский народ, особенно традиционно-религиозная его часть, проявляет потрясающую волю к отстаиванию своих ценностей, в том числе своего религиозного образа жизни. Это касается самых разных проявлений этого образа жизни. Такой воли, такой решимости, такой уверенности в том, что отстаивать свои права необходимо, следует только поучиться, в том числе православным христианам».

«Согласны ли вы, что антисемитских настроений в обществе становится меньше? Относится ли то же к другим проявлениям нетерпимости по национальному или религиозному признаку? Сталкивались ли вы сами с недоброжелательностью, вызванной вашей религиозной одеждой?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», признался, что замечал любопытство со стороны прохожих, если шел по городу в рясе и подряснике. «Конечно, - продолжил он, - люди реагируют на религиозную одежду, но я бы не сказал, что эта реакция отрицательная. Напротив, они становятся более вежливыми, разговоры с использованием нецензурных выражений прекращаются. Вот такую хорошую реакцию я наблюдаю. Мне сложно сказать, какой эффект вызывает у прохожих появление людей других конфессий в их религиозной одежде, но, думаю, похожий. Единственное, что вызывает мое большое сожаление – реакция населения на людей в одежде, традиционной для мусульман. Нередко им вслед звучат нелестные слова. Но, скорее всего, это происходит не из-за их религиозной одежды, потому, что мусульмане в Москве до сих пор ассоциируются с мигрантами, с "понаехавшими". А к приезжим в Москве, как известно, отношение сложное».

«Ну а что касается евреев в религиозной одежде – их на улицах Москвы мало, но когда я их вижу, не замечаю отрицательной реакции. Так что я бы скорее обеспокоился реакцией на мусульман», - заключил пастырь.
Иерей Андрей Михалев, астоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал, что «никогда не сталкивался с оскорблениями в адрес евреев». «Вообще евреи – умные люди, - считает он, - и так уж испокон веков повелось, что если они проживают в каком-то регионе, занимают там хорошее положение в обществе. Вдобавок их трудно отличить от коренного населения. Так что антисемитов я не встречал – вот уж этой проблемы у нас точно нет».

«Что касается оскорблений в адрес священнослужителей или кого бы то ни было, считаю, это не повод, чтобы негодовать и обижаться, – уверен отец Андрей. - Любые оскорбления – признак бескультурья. Со мной, кстати, такие случаи были. Например, когда я освящал мед на Медовый спас у нас на ярмарке в городском парке, проходил по рядам, кропил прилавки святой водой и неожиданно услышал, какие священники дураки – причем от пожилого человека. Ну что ж, культура у всех разная».

«В нашем обществе, конечно, есть нетерпимость на национальной почве, - отметил он. - Мы прекрасно видим, как ведут себя ребята из Дагестана, из Чечни. Они могут и обидеть кого-то слабее себя, и в воздух пальнуть. Думаю, с этим можно и нужно бороться. Законы должны быть одинаковы для всех. А еще нужно просвещать людей, рассказывать им о культуре, традициях и обычаях той страны, куда они приехали».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Насколько я помню, никогда у нас не было антисемитизма – ни в России, ни в Советском Союзе. Да, были анекдоты, высмеивающие какие-то черты характера еврейского народа. Но вот антисемитских высказываний, а уж тем более, выходок на моей памяти не было. Ну а что касается анекдотов – их рассказывают и про русских, ничего в этом страшного нет».

«Агрессивного отношения к людям в национальной или религиозной одежде я не замечал. По Благовещенску, например, ходят в своей национальной одежде африканцы – у нас есть Дальневосточное военное училище, и там по обмену учатся студенты разных стран. Когда африканские студенты идут по городу в своих костюмчиках-балахонах, люди, конечно, смотрят на них с интересом. Но и только. Не припоминаю, чтобы у нас на национальной почве были какие-то конфликты. Местные жители терпимо относятся к представителям других национальностей», - заверил отец Святослав.

«У нас вообще в стране уникальная ситуация – мы были воспитаны в Советском Союзе, где присутствовал "коктейль" разных национальностей. Дети съезжались на слеты в пионерские лагеря, прекрасно между собой общались, - напомнил он. - Когда я сам иду в подряснике в рясе, иногда тоже замечаю заинтересованные взгляды, порой ребенок говорит маме: "Смотри, поп идет". Иногда пристают пьяные, но не с плохими намерениями – у них просыпаются религиозные чувства. Могут остановить, начать задавать вопросы. Агрессию я наблюдаю только в интернете. Но интернет имеет свою специфику. Большинство людей там скрывается за "никнеймами" и "аватарками". Это порой порождает чувство вседозволенности, иногда люди говорят неприятные, а порой и оскорбительные вещи. Но если я кого-то из них встречаю в своем городе на улице (а город у нас маленький), их поведение кардинально меняется».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, признался, что является по происхождению евреем, «и в тоже время православный священник». «За более чем 10 лет, как я стал священнослужителем Русской Православной Церкви, ни в Иванове, ни в столице, ни в Санкт-Петербурге каких бы то ни было признаков враждебности и неприязни я не встречал, - добавил он. - С единственным случаем явной неприязни ко мне как к еврею и верующему христианину я столкнулся в США, в штате Массачусетс, когда во время судебного разбирательства судья во всеуслышание заявил, что терпеть не может выкрестов. Это было замечено, и мой адвокат сообщил мне о произошедшем с большой печалью. Это был единственный случай за мою 60-летнюю жизнь, когда мне, можно сказать плюнули в лицо – причем с судейской кафедры. У нас на Руси ничего подобного не было, хотя все знают, что я еврей».

«Да и вообще национальной розни в центральной России я не замечал, - отметил отец Макарий. - У нас много мусульман, с некоторыми я общался по поводу совместной общественной работы, работы с молодежью, и со всеми прекрасные отношения. В своем эксперименте корреспондент «Комсомольской правды» закончил маршрут возле мечети, в надежде, что уж там-то его наверняка будут шпынять – а его пригласили зайти и побеседовать с имамом. Вот у нас с мусульманами примерно такие же добрые отношения».

«Когда в Иванове строили мечеть, некоторые были немного на взводе по этому поводу. У меня, помню, поинтересовались, как я к этому отношусь. Я ответил: "Прекрасно. У нас православных в десять раз больше, чем мусульман, и пусть наши православные, когда посмотрят на эту прекрасную мечеть, построят десять таких же хороших церквей". Хочу сказать еще вот о чем. "Наши геополитические партнеры", как называет их Президент, прекрасно понимают: сердце России – межнациональные, межэтнические межрелигиозные отношения. И если им удастся нам здесь насолить, с их стороны это будет самый выигрышный стратегический ход. Поэтому денег они на это не жалеют, расходуя немалые средства», - заключил пастырь.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, согласился с тем, что антисемитизма в России стало меньше. «Я это отношу еще и за счет того, что в православной среде стало много паломничеств на Святую землю, - продолжил он. - И те, кто туда ездил, отмечают, как приятно было встретить бывших соотечественников, которые прекрасно говорят по-русски и всегда готовы помочь, если надо. Так что недоброжелательности, которая была раньше, потому что "мы им тут все даем, а они отсюда уезжают", уже нет. Кстати, и среди прихожан православных храмов стало немало евреев, и это тоже избавляет людей от предубеждений».

«У нас всегда к истинно верующим людям, неважно какой они конфессии, относились с уважением, - напомнил он. - Если человек ведет духовный образ жизни, молится, к нему всегда отношение хорошее. И религиозные евреи никогда не вызвали отрицательных чувств – считалось, это даже хорошо: они открыто исповедуют веру, молятся Богу. Я помню, на каком-то мероприятии у человека спросили: "А вот вы все-таки кто по национальности? Фамилия у вас какая-то немецкая", а он тут же выдал: "Да бросьте вы, обычный еврей". И после этого все вопросы были сняты. Если человек открыто признает свою национальность, свою веру, это вызывает уважение, но никак не неприятие».

«У меня было два неприятных инцидента, когда я шел по улице в религиозной одежде, - признался отец Петр. - Первый случился после какой-то нелестной публикации в прессе о священнослужителях. Прохожий сказал: "Все вы, попы, такие: на "Мерседесах" ездите, деньги хапаете". А в другой раз какой-то неоязычник-неонацист начал обвинять в том, что мы, попы, насадили в России еврейского бога и еврейскую веру и в результате ничего русского не осталось. Но обычно люди относятся доброжелательно, даже уступают в общественном транспорте место».
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что антисемитских настроений стало меньше по той причине, что стало больше людей, абсолютно равнодушных к вере вообще. «Так что к людям относятся, скорее, по их личным качествам, - полагает он. - А если видят, например, нечестность со стороны иноверцев, то порой припоминают им и религию. Если представитель той или иной нации ведет себя некорректно, нетерпимость к ним, конечно же, будет. Православная Церковь никогда не призывала к нетерпимости, она призывает к любви. Русский народ терпелив, но до поры до времени. Он как локомотив, который вначале разгоняется, а уж потом его не остановить. Будет терпеть полгода, год, ну а уж потом все».

«Пока, - продолжил он, - наверное, такая нетерпимость есть к выходцам с Кавказа. Зачастую они ведут себя в чужих краях как хозяева. А самим хозяевам такое поведение обидно – если вы уж к нам приехали, будьте добры, уважайте нашу культуру и обычаи. Это касается и беженцев. Они приехали в страну, которая любезно предоставила им возможность обрести здесь пристанище, и поэтому от них ждут корректного поведения».

«Ну а что касается религиозной одежды – с недоброжелательным отношением я, честно говоря, не сталкивался. С недоумением – да, особенно со стороны молодежи. Когда священник приходит в школу или в институт в подряснике, бесспорно, школьники и студенты обращают на него внимание. Им это и интересно, и непонятно. А недоброжелательного отношения, насмешек не было ни разу», - заключил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 10:10
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35