«"Высший пилотаж" христианства»

Известные пастыри о донорстве органов

Новости Москвы 
0
1218
Время на чтение 10 минут
Председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда призвал к такому совершенствованию законодательной базы пересадки органов умерших пациентов, которая сделала бы донорство актом доверия и жертвенности, пишет Regions.ru.

«Неудивительно, что случай со студенткой Алиной Саблиной, родственники которой были, как сообщают ряд СМИ, поставлены перед фактом изъятия у нее внутренних органов, вызвал столь острую общественную реакцию», - подчеркнул Владимир Легойда.

11 января 2014 года на пешеходном переходе она попала под колеса авто. После ДТП девушка впала в кому в Городской клинической больнице № 1 имени Пирогова, а 17 января умерла. Родителям не позволяли увидеть дочь. 15 февраля родители, получив заключение судебно-медицинской экспертизы, узнали, что из тела Алины изъяты сердце, почки, надпочечники, часть аорты, нижней полой вены и нижней доли правого легкого. При этом в документе была зафиксирована только выемка сердца и почек.

«Не вдаваясь в правовые аспекты ситуации, я хотел бы отметить, что так называемая презумпция согласия на изъятие органов, чем бы она ни обосновывалась, разумеется, вызывает этические вопросы», - добавил В.Р.Легойда. Он напомнил, что в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела … Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека».

По словам председателя СИНФО, жертвовать свои органы другому человеку – достойный акт жертвенности, но он должен быть добровольным выбором либо самого потенциального донора, либо его родственников. «В противном случае получается, что мы и наши родственники не властны над своим собственным телом, которое рассматривается, как некое средство для чего бы то ни было. Это нравственно обесценивает жертвенность тех людей, которые завещают свои органы или могли бы их завещать», - сказал представитель Церкви.

«Я уверен, что врачи могли бы сообщать смертельно больным людям или их родственникам о возможном изъятии органов заранее, при этом убеждая словом и делом в своей готовности сделать все для спасения человека, а не скорейшего его превращения в набор донорских органов», - заключил В.Р.Легойда.

Regions.ru попросили священнослужителей изложить их собственные взгляды на этот вопрос.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал, что «если была бы уверенность в том, что врачи постараются сделать все возможное для твоего выздоровления, - думаю, и вопросов бы не возникало. Но мы не можем быть уверенными в кристальной честности врачей. Не получится ли так, что из-за органов кого-то отправят на тот свет раньше времени? К тому же на врачей могут оказывать давление».

«Если бы всего этого не было, мне кажется, многие согласились бы дать согласие на изъятие своих органов после смерти. Это подвиг, если кто-то готов совершить жертву ради другого человека, благое дело. Я думаю, человеку, который жертвует свои органы, важно знать, что этот другой не забудет его в молитвах, и может быть, станет помогать его родственникам. И конечно, все должно быть добровольно», - убежден владыка.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва» разделяет позицию Русской Православной Церкви, которую изложил Владимир Романович Легойда: изъятие органов допустимо, но только с согласия человека, у кого их будут изымать, или его родственников. «Мы помним евангельское "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". Если нашим друзьям, родственникам, да и просто болящим людям действительно что-то нужно, лучший акт самопожертвования – отдать все, вплоть до самой жизни, - уверен он. - Известно, что на войне люди отдавали жизнь за других людей, и известны случаи, когда родители, дети или другие родственники отдавали друг другу часть каких-то жизненно необходимым органов».

«Если человек согласен на пересадку своих органов после смерти другому человеку и заранее оповестил о своем решении медицинские учреждения, ничего плохого в этом нет, - считает отец Михаил. - Если бы речь шла обо мне, я бы против этого не возражал. Но произошедшее с Алиной, конечно, недопустимо. Даже если кто-то нуждается в органах, нужно иметь согласие тех, кто имеет право его давать».

«К сожалению, - посетовал он, - есть опасение: если человек заранее даст согласие на пересадку своих органов, в случае произошедшей с ним, скажем, автокатастрофы, этим могут воспользоваться недобросовестные люди, которые эту катастрофу спровоцируют. И никто ничего не докажет. Это реалии нашего сложного времени, и, конечно же, такое должно быть исключено».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Мне кажется, дело не только в том, что может возникнуть теневой рынок, а в том, что вообще эта сфера нуждается в правовой регламентации, и ее надо вывести из поля коммерции. Пока в этой проблематике замешаны деньги, будут какие угодно опасности, спекуляции и криминал. Рассуждать на тему сознательного выбора в отношении донорства даже пока нет смысла. Пока в этой проблеме могут действовать мотивы, связанные со сребролюбием, у нас всегда будут опасения, что проблема трансплантологии будет поставлена на поток с целью именно наживы».

Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, признался: «О теневом бизнесе на трасплантологии я рассуждать не могу – я об этом ничего не знаю. Я работаю в сфере детской паллиативной помощи, и позволю себе высказаться только по поводу ситуации получения добровольного согласия на изъятие органов. Подчеркну: изъятие органов у детей не производится».

«Согласен: изъятие органов должно быть добровольным, - убежден он, - но при этом необходимо строго регламентировать процедуру согласия. Ни в коем случае нельзя сообщать смертельно больным людям или их родственникам о возможном изъятии органов заранее - каким стрессом это станет для них, когда они еще не расстались с надеждой на выздоровление!»

«Человеку важно знать, что будет происходить с его телом после смерти. Поэтому пациент должен иметь возможность выразить свою волю относительно своего тела. Это решение необходимо закреплять подписанием соответствующего документа, - предлагает пастырь. - Или же согласие могут высказать родственники усопшего, - но только после фиксации его смерти. Как сын, держащий мать за руку, где еще слышен слабый пульс, даст согласие на изъятие у нее органов?»

«Не стоит в процессе такой беседы пренебрегать эмоциональным участием: по возможности в ней должен участвовать психолог. Врачи могут сообщить, кому сейчас необходимы изъятые органы, объяснить, в каких ситуациях они будут использованы в дальнейшем. Подчеркну: общение с родственниками умерших людей должно быть столь же деликатным, как с самими умирающими. Например, у нас в Детском хосписе идет работа психологов с родителями в течение нескольких лет после смерти ребенка. Их горе, чувство утраты должны пройти множество стадий, прежде чем они примут произошедшее и смогут жить дальше», - заключил отец Александр.

Иерей Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, подчеркнул, что его позиция соответствует концепции Русской Православной Церкви. «Если человек может помочь кому-то даже после смерти, это замечательно, - отметил он. - Но у некоторых есть суеверный страх пред трансплантацией органов. Как правило, он присущ тем, кто никогда не сталкивался с бедой, и чьи близкие не нуждались в донорских органах».

«Позиция Церкви в этом вопросе мне кажется универсальной. С одной стороны, человек может дать разрешение на пересадку своих органов или органов своих умерших близких. С другой - он защищен от возможности злоупотреблений. Мы прекрасно понимаем: в нашей медицине возможны злоупотребления, так как трансплантология – это очень прибыльный бизнес. Есть риск появления здесь целой теневой индустрии. Быть может, она уже существует», - предположил пастырь.

«Тем не менее, - продолжил он, - людям нужно говорить о том, почему важно отдать свои органы нуждающемуся человеку, если тебе они уже не пригодятся: кому-то они могут продлить кому-то жизнь. Это то, о чем говорил Апостол Павел: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов", возможность послужить ближнему. Мне кажется, это очень хорошо. Людей нужно просвещать, чтобы они не боялись и не поддавались суевериям».

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал, что наше законодательство в этой сфере должно быть максимально прозрачным. «К сожалению, - посетовал пастырь, - у нас в любой сфере без жесткого контроля всегда присутствует коррупция. Если человек умирает или скоропостижно погибает, врачи, конечно, не должны изымать у него органы "по умолчанию", чтобы использовать их затем для пересадки другим людям».

«Коррупция может стать причиной развития рынка органов, - полагает он. - Всем известно: обеспеченные пожилые люди, которые зачастую ничем не болеют, платят немалые деньги, чтобы им пересадили здоровые органы молодых людей. И потом этим хвалятся, как будто они люди иного сорта, сверхлюди, которые могут позволить себе продлить таким способом молодость и здоровье. А мы своим молчанием провоцируем рост социальной напряженности в обществе, что, конечно, рано или поздно приведет к печальным последствиям».

«Поэтому разрешение на использование своих органов после смерти люди должны принимать добровольно, а их родственники должны знать, кому эти органы будут пересажены. Да и те, кому эти органы спасут жизнь, должны знать, что кто-то поступил человечно, хотя мог этого и не делать», – заключил отец Николай.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, признался, что ему сложно что-либо добавить к уже сказанному Владимиром Романовичем. «Хочу лишь отметить, что у некоторых существует суеверный страх пред пересадкой органов от мертвого человека. Это воспринимается как нечто страшное, ужасное, как носить вещи мертвого человека - которые родственники, кстати, часто сжигают, - поведал он. - Для Святых Отцов эта проблема не стояла: в древности органы пересаживать не умели. Но сегодня уровень медицины очень высок, и благодаря пересадке органов уже умершего человека можно спасти жизнь другому. Конечно, Церковь относится к этому хорошо. Это высшая мера жертвенности, это как отдать за других жизнь. Человек вправе завещать свои органы тому, кому они могут помочь. И этот его поступок Церковь одобрит. Но нужно полностью исключить возможность преступлений, связанных с пересадкой органов».
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что «разрешение на пересадку своих органов другому человеку – акт абсолютного самопожертвования. Но только я сам вправе принимать решение, давать ли мне такое разрешение или нет: это мое тело и лишь я над ним властен. Разве что кто-нибудь из самых близких мне людей вправе решить этот вопрос за меня».

«Известны случаи, когда человек находится в коме, его мозг умер, но тело еще живо. И таким людям порой не оставляют шанса на жизнь, забирая у них органы, забывая из-за коммерческой составляющей о человеколюбии. Ну а если человек хочет, чтобы его органы после смерти были проданы, а деньги направлены его семье, нужно, проследить, чтобы так оно и было», - заключил отец Михаил.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, признался: «Для меня пожертвовать свои органы кому-то, кто в этом нуждается, - "высший пилотаж" христианства. Нет ничего греховного в том, что человек отдаст самое дорогое - часть своего тела. Я как православный священник могу это только приветствовать. Разумеется, я говорю сейчас о совершеннолетних людях, которые вправе принимать такие решения».

«Но случаи, подобные тому, что произошел с Алиной, - вне этики, это просто цинизм, - убежден он. - Мы живем в эпоху, когда многие становятся циниками. Это связано в том числе с развитием медийного пространства. Люди могут получать информацию в режиме реального времени, а что мы видим в новостных лентах соцсетей? Убийства, войны, насилие… И тот духовный орган, который отвечает у человека за сопереживание, постепенно огрубевает, атрофируется. Становится жутко, когда видишь, как люди выражают злорадство в самых неподходящих случаях - например, при чьей-то гибели».

«Что же касается трансплантологии, ни для кого не секрет: из-за донорских органов у нас убивают бездомных людей, вывозят за границу сирот. Эту сферу нужно законодательно регулировать, - уверен пастырь. - В борьбе с людоедским бизнесом необходимы жесткие меры, вплоть до пожизненного заключения. Мне кажется, хорошим подспорьем в борьбе со злоупотреблениями в этой сфере мог бы стать кинематограф. Нужно больше снимать фильмов, которые рассказывали бы о милосердии, сострадании, о случаях, когда люди добровольно жертвуют свои органы родным или вовсе незнакомым. Мне кажется, такие картины могли бы быть популярными, и они побуждали людей к жертвенности. А еще нужно снимать фильмы о незаконной трансплантологии и неминуемой расплате за эту деятельность. Сегодня в этой сфере огромное количество преступлений, гибнут люди. И это нужно как-то остановить».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полностью согласен с Владимиром Легойдой. «К сожалению, - посетовал он, - приходится иногда слышать, что донорство стало бизнесом, и не только в России, но и по всему миру. Чаще всего органы везут из стран «третьего мира», потому что там это позволяет законодательство и отношение к человеческой жизни другое, чем в развитых странах. Поэтому донорство становится для многих бизнесом - откровенным и циничным».

«Очень тяжело и грустно, когда ты сам не представляешь, как все может обернуться, куда твои останки денутся. Для любого человека и его родственников это вопрос чувствительный. Очевидно, что допустимо только добровольное жертвование, а не принудительная или тайная манипуляция с чужими органами. Даже если у человека нет родственников, это не значит, что можно распоряжаться его телом, как того захотелось врачам. Так что надо идти цивилизованным путем - по правде, а не по коммерческому пути. Поэтому закрепление в законе добровольного донорства с предварительным согласием необходимо», - заключил отец Иоанн.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06