itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Первый форум НКО Чувашии: ложка дегтя в бочке мёда

Местные язычники-националисты использовали трибуну для пропаганды язычества, нападок на православие и поддержки украинского нацизма

0
1255
Время на чтение 14 минут

В столице Чувашии г. Чебоксары в Национальной библиотеке республики с 10 по 11 декабря 2014 года прошел I Республиканский Форум некоммерческих организаций (НКО). В работе форума принял участие Глава Чувашии Михаил Игнатьев.

Некоторые журналисты назвали мероприятие «великолепным», однако без неприятных инцидентов всё же не обошлось. В частности, участники одной из секций форума стали свидетелями нападок на Православную Церковь со стороны чувашских язычников, и выступления одного из чувашских язычников в поддержку украинского нацизма, сообщает наш корреспондент из столицы Чувашии.

Забегая вперёд, скажем: в первый день форума официальную часть мероприятия завершили выступления эксперта Общественной палаты РФ Михаила Григорьева, муфтия Чуваши и Москвы Альбира Крганова, известного российского исламоведа Раиса Сулейманова и главы Чувашии Михаила Игнатьева. Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов отметил в своём выступлении, что форум прошел в формате живого общения, где обсуждались острые темы и проблемы. По мнению Сулейманова, Чувашия в отличие от других регионов Приволжского федерального округа остаётся островком благополучия, в котором не удаётся закрепиться радикальным течениям ислама.

Выступивший после Сулейманова глава Чувашии Михаил Игнатьев не скрывал своего довольства от того, как эксперт Института национальной стратегии оценил ситуацию в республике. Глава региона пригласил Сулейманова и других экспертов посетить сельские районы республики, сообщив, что в Чувашии «практически человеческие условия созданы».

Необходимо сказать, что у аббревиатуры «НКО» в России на уровне обывателя сложилось стереотипное представление как об антироссийских структурах, существующих на гранты стран Запада. Такая дурная слава закрепилась за теми НКО, которые являются иностранными агентами (наиболее известен пример с русофобской «Московской Хельсинской группой»).

Однако не все НКО служат врагам России. Форум в Чебоксарах показал: множество НКО в этом регионе на гранты из государственного бюджета и деньги спонсоров делают добрые дела, до которых не доходят руки у федеральных и местных властей. За разными НКО (благотворительными фондами, партнерствами, ассоциациями и товариществами) в Чувашии стоят чаще всего инициативные люди, стремящиеся изменить жизнь простых людей к лучшему.

Самые жаркие дискуссии на форуме НКО в Чебоксарах развернулись в секции «Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений. Проблемы распространения религиозных сект и психологических культов», которая проходила в формате круглого стола.

На этой секции уже упомянутый Раис Сулейманов выступил с докладом «Распространение радикальных течений ислама в среде мигрантов в Приволжском федеральном округе: причины, проявления и последствия», который и задал тон обсуждению. Известный в России исламовед основное внимание уделил вопросам адаптации мигрантов в России, отметив, что если долгие годы это воспринималось «как миграция трудовых элементов», то сейчас в стране «мы наблюдаем тенденции, которые способствуют распространению в их среде радикальных течений ислама». По мнению докладчика, это связано с рядом объективных и субъективных причин. В числе объективных - большие сроки тюремного заключения в республиках Центральной Азии «даже при малейшем подозрении в принадлежности к экстремистской организации». Поэтому из Средней Азии экстремисты мигрируют на территорию России. «И беда еще заключается в том, что такие проповедники, такие эмиссары, начинают вести свою проповедническую идеологическую деятельности среди коренного мусульманского населения, тем самым приумножая потенциал угрозы экстремизма на религиозной почве», - отметил Сулейманов.

Директор Чувашского института гуманитарных наук Юрий Исаев в своём докладе также рассказал о проблемах адаптации мигрантов в Чувашии. В своём выступлении он привёл данные социологического опроса. Оказалось, что жители Чувашии (как чуваши, так и русские) весьма позитивно воспринимают идею об ограничении въезда в Чувашию мигрантов из Средней Азии. Доля сторонников такого предложения составляет заметно больше половины всех опрошенных. Данные показатели совпадают с цифрами, полученными в ходе других социологических опросов 2011 и 2012 гг., когда на вопрос об ограничении приезда в Чувашию представителей северокавказских республик и граждан государств Средней Азии и Закавказья положительно ответили более половины респондентов. При этом в качестве обоснования для подобных ограничений опрошенные называют различные факторы, и на одном из первых мест оказывается представление о том, что приезжие отнимают у здешнего населения рабочие места.

Большинство участников обсуждения согласились с тем, что нужно селективного подходить к миграции из ближнего зарубежья (никто не хочет приезда радикальных исламистов в потоке гастербайтеров), но отметили что идея об ограничении миграции из Северного Кавказа и других регионов России противоречит Конституции страны. Также большинство участников секции согласились с тем, что необходимо улучшать ведение разъяснительной работа среди мигрантов из ближнего зарубежья: необходимо объяснять мигрантам, что те являются всего лишь гостями, которым благодаря доброй воле россиян дана возможность заработать, и мигранты должны понимать, что находясь в другой стране, надо демонстрировать уважение к местным обычаям и нормам поведения.

Участники дискуссии вспомнили, что иногда в Чебоксарах возникают проблемы с внутренними мигрантами, которые являются гражданами России - выходцами из регионов Северного Кавказа. Так, летом 2010 года в Чебоксарах большой общественный резонанс получила следующая история: в зоне отдыха, около Речного порта в Чебоксарах, молодые выходцы из Чечни станцевали лезгинку под выстрелы из травматических пистолетов. Эксперты положительно охарактеризовали деятельность лидера чеченской диаспоры Салмана Майрукаева, который присутствовал на мероприятии. Майрукаев, который одновременно является представителем Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова в Чувашии, проводит большую воспитательную работу с чеченской молодёжью.

Заместитель председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты Российской Федерации, политолог Максим Григорьев на секции «Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений» выступил с докладом о Русской весне и преступлениях украинского нацизма. В своём докладе гость из Москвы рассказал о попытках секты «Хизб-ут-Тахрир», крымского «Меджлиса» и украинских неонацистов вызвать кровавые столкновения на территории Крыма незадолго до возвращения полуострова в состав Российской Федерации. Максим Григорьев в своём выступлении рассказал и о деструктивной деятельности лидера крымскотатарских неонацистов «Меджлиса» Мустафы Джемилёва, который отрабатывал заказы американских спецслужб.

Возглавляющий НКО «Фонд исследования проблем демократии» Максим Григорьев рассказал и о том, что зомбированные нацистской пропагандой украинцы широко применяют пытки против пленных ополченцев Новороссии. Григорьев рассказал о своей поездке в зону боевых действий в Донецкую Народную Республику и беседах с теми ополченцами, которых удалось вызволить из украинского плена. Московский политолог свидетельствует: медосмотр вызволенных из лап украинских боевиков донбасских ополченцев позволяет утверждать, что вооруженные силы Украины, СБУ, Национальная гвардия и карательные батальоны бандеровцев систематически и намеренно нарушают третью статью Европейской конвенции по правам человека, в которой сказано, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

По мнению Григорьева, масштаб и системность применения пыток позволяют говорить, что их использование является намеренной политикой этих структур, санкционированной нацистским режимом Киева.

Присутствовавший на круглом столе представитель протестантских организаций Чувашии Владимир Исаев рассказал о том, как протестанты собирают гуманитарную помощь для беженцев с Донбасса и жителей Новороссии.

Научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Василий Иванов продолжил тему Русской весны, рассказав об участии чувашских добровольцев в боевых действиях на стороне ополчения Новороссии. В ополчении Новороссии прекрасно уживаются представители разных народов: русские, татары, чуваши, чеченцы и другие.

В своём выступлении Василий Иванов коснулся и упомянутой другими участниками круглого стола темы исполнения лезгинки на улицах российских городов. По его «словам, возмущение жителей вызывают те случаи, когда исполнение лезгинки молодыми кавказцами явно направлено на то, чтобы продемонстрировать местному обществу свою силу, показать пренебрежительное отношение к местным жителям и местным обычаям. Именно так следует расценивать те случаи, когда лезгинка исполняется в густонаселённых кварталах ночью, в сопровождении шумной музыки и выстрелов из травматических пистолетов», - считает Василий Иванов.

По словам эксперта РИСИ, чеченские и дагестанские старейшины учат кавказскую молодёжь вести себя пристойно на улицах городов, и говорят о том, что нельзя дискредитировать лезгинку таким исполнением танца, целью которого является вызов и пренебрежение по отношению ко всему остальному обществу. Однако, к сожалению, многие молодые кавказцы о наказах своих старейшин забывают, когда выезжают за пределы своих республик. Тем не менее, многие кавказцы осуждают подобное исполнение лезгинки, которое ведёт к дискредитации народного танца.

В то же время, исполнение лезгинки чеченцами и осетинами вызывает восторг у русских жителей Донбасса. По словам Иванова, исполнение лезгинки ополченцами Новороссии из числа чеченцев и осетин вызывает аплодисменты даже со стороны ополченцев из числа русских националистов, которые не так давно участвовали на территории России в митингах с лозунгами типа «Хватит кормить Кавказ».

Почему же мы не видим никакого возмущения местных русских жителей в случаях, когда осетины и чеченцы шумно исполняют лезгинку на земле Донбасса? По мнению эксперта РИСИ, в этом случае исполнение лезгинки представляет собой манифестацию дружбы, манифестацию союза с русским народом Донбасса, демонстрацию дружественной силы, которая направлена на защиту местного населения от агрессии украинских нацистов.

С доводами Василия Иванова (о том, почему исполнение лезгинки нередко вызывает недовольство жителей российских городов, и о том, почему подобного недовольства нет на Донбассе) согласился представитель главы Чеченской Республики Салман Майрукаев.

Эксперт Общественной палаты РФ Максим Григорьев подтвердил, что исполняемая на улицах Донецка ополченцами-кавказцами лезгинка не вызывает возмущения у жителей города. По мнению Григорьева, всё зависит от контекста - в какой обстановке исполняется лезгинка. Когда исполнение лезгинки не ставит своей целью вызов местному обществу, то такое исполнение вполне уместно и не вызывает возмущения, считает эксперт Общественной палаты.

Муфтий Чувашии, Москвы и Центрального региона России (от ЦДУМ Талгата Таджутдина) Альбир Крганов ознакомил участников секции с состоянием дел в мусульманской умме Чувашии, которая состоит из представителей тюркоязычного народа мишарей (которых некоторые исследователи относят к субэтносу татарского народа). Муфтий в своём докладе рассказал о том, что в Чувашии удаётся сохранить стабильность и согласие среди мусульман, хотя до сих пор не прекращаются попытки внедрения радикальных течений ислама с территории соседнего Татарстана.

Муфтий отметил, что за 20 лет руководства Духовным управлением мусульман Чувашии были «реальные попытки привнесения сюда чужой, чуждой нам культуры», «не российского толка ислама». Неоднократно с территории Татарстана в мишарские сёла Чувашии пытались внедриться активисты «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги джамаат» и других радикальных течений. «Такие попытки были, в частности, в Шыгырдане и в других селах, но мы здесь островок стабильности сохранили, не допустили внедрения», - подчеркнул Альбир-хазрат. Муфтий Альбир Крганов обратил внимание на то, что заезжим проповедникам экстремизма «не нужны дряхлые деревушки», их интересуют «большие богатые села, им нужна сеть, торговля, деньги, бизнес». По его словам, сами сельчане выдворяли заезжих проповедников обратно на территорию Татарстана. Это стало результатом разъяснительной работы, которую проводил муфтият: мишари Чувашии поняли, что заезжие экстремисты могут положить конец стабильности и экономическому благополучию в сёлах республики.

К сожалению, на секции «Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений» не обошлось без пропаганды чувашского язычества и выступления в поддержку украинского нацизма. Предшествовало этим неприятным инцидентам выступление православного священника Сергия Ермолаева, который возглавляет в Чебоксарах Епархиальный отдел по противодействию сектантству.

В своем пространном докладе (к сожалению, в нем было мало озвучено конкретных фактов и примеров собственно по религиозной ситуации в Чувашии, что отметили впоследствии в кулуарах многие участники круглого стола) протоирей Сергий Ермолаев говорил о разгуле сект в Чувашии. Его резюме: «Ослабление влияния Русской Православной Церкви на общество ведет к катастрофическим последствиям».

Доклад священника стал причиной нападок со стороны одного из лидеров чуващских язычников Владимира Тяпкина, который также присутствовал на круглом столе. Тяпкин (среди местных язычников известный под прозвищем «Тимир») обратился к «представителям РПЦ» (вместе с протоиереем Сергием Ермолаевым на секции присутствовал и протоиерей Максим Курленко) с вопросом, почему они «борются против народной религии чуваш». Лидер неоязычников предъявил претензии в связи с тем, что представители Церкви (по его мнению) расценивают чувашское язычество как «секту». Помимо нападок на священников, Тяпкин занялся пропагандой язычества. Он рассказал о деятельности местных язычников, об установке обрядовых столбов «юпа», где приносятся жертвоприношения.

В поддержку Тяпкина выступил и другой лидер чувашских язычников - Владимир Долгов (среди местных язычников известен как «Тимеракташ»), также продолживший нападки на православных священников. «Язычество» - термин миссионерский, а не научный», - заявил Долгов, который присутствовал на круглом столе в качестве представителя Совета старейшин общественной организации, объединяющей активистов чувашского национального движения - «Чувашского национального конгресса» (ЧНК). Долгов также подверг критике книгу чебоксарского религиоведа Леонида Браславского «Религиозные и оккультные течения в Чувашии» (данную книгу Чебоксарская епархия рекомендует в качестве руководства по сектоведению). Возмущение Владимира Долгова вызвало то, что религиовед в своей книге негативно отзывается о чувашском язычестве. Долгов претендует на то, что «народные религии» Поволжья «имеют право на существование». «С точки зрения Русской Православной Церкви это язычество, с этим надо бороться», - продолжил возмущаться Долгов (имея в виду отношение Церкви к «народной религии» чувашей). «У нас по Конституции равноправие религиозных течений, просьба это учитывать», - в ультимативном тоне заявил Владимир Долгов представителям Чебоксарской епархии.

Всё это проходило в зале, где на стене висел огромный портрет православного просветителя чувашского народа Ивана Яковлева (1848-1930), ученика выдающегося православного миссионера, «апостола Поволжья» Николая Ильминского.

После этого выпада в адрес священников Долгов позволил себе публичное выступление в поддержку украинского нацизма и нападки в адрес московского эксперта-политолога. Показав указательным пальцем на эксперта Общественной палаты Максима Григорьева, выступившим с докладом, обличающим нацизм на Украине, Долгов бросил несколько не вполне связных фраз: «По поводу Украины и Крыма... я призываю более спокойно... не нагнетать... и так наше телевидение нагнетает...». Из дальнейших слов Долгова следовало, что «нагнетанием» он считает рассказ о пытках, которые практикуют украинские нацисты.

«Хотя понятно, что проблемы там налицо, но надо учитывать государственную позицию Украины», - заявил представитель «Чувашского национального конгресса», тем самым де-факто выступив в поддержку нацистского режима Киева. По мнению лидера чувашских язычников, учитывать надо и «позицию мирового сообщества», иными словами - Соединённых Штатов Америки. «Если так будем нагнетать, извините, это всё пахнет как в Карибском кризисе, сейчас это может закончиться хуже, чем Карибский кризис», - заключил Владимир Долгов. Таким образом, лидер чувашских язычников публично солидаризировался с антироссийским режимом США и его киевскими нацистскими марионетками.

Вызывает удивление то, что антироссийскую речь Долгова в поддержку украинского нацизма и режима США модератор круглого стола (преподаватель местного университета) даже не попытался пресечь, а некоторые участники мероприятия даже принялись аплодировать язычнику.

Пресечь антироссийскую выходку лидера чувашских язычников попытался эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Василий Иванов. «Это поддержка нацизма», - заявил Иванов ещё во время выступления Долгова в поддержку киевского режима, фактически попытавшись перебить лидера язычников. Однако модератор не отреагировал на слова эксперта. После того Долгов окончил свою речь, Иванов указал на портрет чувашского просветителя Яковлева и напомнил, что великий чуваш будущее своего народа видел в приобщении к христианской культуре, а не в возрождении язычества. Однако по просьбе модератора Иванов вынужден был воздержаться от полемики.

Также удивляет позиция присутствовавших на круглом столе православных священников, которые фактически стали оправдываться перед чувашскими язычниками в ответ на нападки последних.

Протоиерей Максим Курленко, председатель Молодёжного отдела Чебоксарской епархии заявил о том, что «если бы православие боролось» против язычества, то все видели бы «православных активистов с бензопилой», которые спиливают священные рощи. Указав на то, что ничего подобного не происходит, священник также сказал, что «каждый молится так, как хочет, на самом деле». «Нет смысла говорить о вероучении, пусть каждый как хочет молится, исповедует какие-то свои традиции может быть», - в духе европейской «толерантности» заявил о. Максим Курленко. Также он предложил язычникам сотрудничество в борьбе с абортами и в вопросах социального служения. Правда, о. Максим все же указал на портрет Ивана Яковлева и напомнил, что «просветитель чувашского народа» указал путь, «по которому должен следовать чувашский народ». Председатель Молодёжного отдела епархии напомнил, что большинство чувашей «следует этим путём».

Протоиерей Сергий Ермолаев, возглавляющий Епархиальный отдел по противодействию сектантству, также не посчитал нужным оппонировать чувашским язычникам.

Глядя на всё это, приходится согласиться с теми представителями православной общественности Чебоксар, которые в кулуарах форума досадовали на то, что православные священнослужители фактически устранились от противодействия пропагандистам чувашского язычества, и ничего не предпринимают в ответ на усиление языческой агитации среди молодёжи. А ведь неоязыческое «возрождение», по сути, имеет однозначно антироссийский и русофобский подтекст. Никто так и не смог объяснить, почему православные священники так откровенно пасовали перед язычниками, их выступления больше напоминали оправдывающихся, виноватых. Откуда такой комплекс вины перед язычниками?! Это осталось непонятным. Многих представителей православной общественности удивила пассивность православных священников, которые капитулировали перед апологетами язычества.

Перед закрытием официальной части форума заместитель председателя комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты РФ Максим Григорьев презентовал свою книгу «Крым: история возвращения», посвященную воссоединению Крыма с Российской Федерацией.

Григорьев рассказал о том, что в книге содержится большое количество диалогов с активистами Русской весны, среди которых Глава Республики Крым Сергей Аксёнов, Председатель Госсовета Республики Владимир Константинов, Первый заместитель Председателя Совета министров РК Михаил Шеремет, и многие другие. По мнению автора, в будущем книга будет служить надежным историческим источником, благодаря собранным документам и фотографиям периода времени Русской весны. В знак признательности Максим Григорьев подарил свою книгу Главе Чувашии Михаилу Игнатьеву.

Дискуссии между участниками форума продолжились и после окончания официальной части мероприятия. Главной темой обсуждения стало то, что в воскресенье 7 декабря на постаменте памятника Ленину на ул. Текстильщиков неустановленными лицами краской был нарисован украинский флаг. Многие участники форума высказывали версию о том, что это сделали антироссийски настроенные чувашские язычники-националисты.

Помимо Владимира Тяпкина и Владимира Долгова на форуме присутствовали и другие чувашские язычники, которые говорили об «агрессии Путина против Украины». Слыша обвинения в свой адрес по поводу окрашивания памятника Ленину в цвета украинского флага, они громко смеялись. Как выяснилось с их собственных слов, чувашские язычники-националисты поддерживает не только нацистский режим Киева, но и татарских неонацистов (сепаратистов) Татарстана и «Милли Меджис» крымскотатарских радикалов. Чувашские язычники также не скрывали, что с презрением относятся к тем чувашам, которые уехали сражаться в рядах ополчения Новороссии.

Однако большинство участников мероприятия выражали неприятие подобным антироссийским взглядам. Большинство участников дискуссии согласились с тем, что после бомбардировок городов Донбасса и сожжения русских людей в Одесском Доме профсоюзов украинский жёлто-синий флаг по сути является нацистским символом, а потому окрашивание памятника Ленину в цвета украинского флага по сути является формой пропаганды нацизма.

I Республиканский Форум некоммерческих организаций (НКО) в Чувашии

I Республиканский Форум некоммерческих организаций (НКО) в Чувашии

I Республиканский Форум некоммерческих организаций (НКО) в Чувашии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Первый форум НКО Чувашии: ложка дегтя в бочке мёда

На вашем сайте вышла статья о форуме НКО в Чебоксарах. Мне не понравилась некоторая однобокость и не совсем адекватное освящение автора. При этом и автор не указан. Я был на этом форуме и ввиду того что мое имя упоминается там в искаженном мне не приятно читать подобное. Вот ссылка на вашу статью http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/17/pervyj_forum_nko_chuvashii_lozhka_degtya_v_bochke_myoda/ Я свои мысли и свою позицию изложил в этом видео http://youtu.be/2KCZ3TPEa2s Прошу вас его опубликовать хотя бы в комментариях к статье. С уважением, руководитель молодежного отдела Чебоксарской епархии свящ.Максим Курленко.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09