itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Патриарх Кирилл: «Калининград — особое место, где Православная Церковь начала с нуля свою жизнь»

Предстоятель Русской Церкви совершил визит в Калининградскую епархию

0
278
Время на чтение 16 минут
6 декабря 2014 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший накануне в Калиниградскую епархию, совершил чин великого освящения храма св. Александра Невского в Калининграде и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.

Его Святейшеству сослужили: епископ Балтийский Серафим; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской епархии; иерей Александр Соколов, настоятель Александро-Невского храма, благочинный Городского округа Калининградской епархии; епархиальное духовенство.

На богослужении присутствовали губернатор Калининградской области Н.Н.Цуканов и мэр г. Калининграда А.Г.Ярошук.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил иерейскую хиротонию диакона Димитрия Смирнова, клирика храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне г. Москвы.

На малом входе Святейший Патриарх возвел настоятеля храма иерея Александра Соколова в сан протоиерея.

После сугубой ектении Святейший Патриарх вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения настоятель Александро-Невского храма протоиерей Александр Соколов от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Патриарха.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Сегодня совершенно особый день для города Калининграда. Он совпал с особым днем для всей Церкви нашей — днем памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. И, наверное, это неслучайно, потому что память о святом Александре Невском должна быть особенно сильна в нашем народе, живущем здесь, на западном порубежье Руси, на берегах Балтийского моря. Святой благоверный князь Александр Невский сделал все для того, чтобы ни одно нашествие с запада не завершилось победой. В бытность его князем дважды были такие попытки: один раз со стороны шведов, второй раз со стороны Ливонского ордена. И он отразил эти нашествия, наголову разбил врага и приостановил то, что в сознании многих на Западе воспринималось как крестовый поход. Не удались крестовые походы на Русь именно потому, что силой своей веры, мудростью не по годам, силой духа, полководческим талантом Александр остановил это нашествие. Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие большие это были битвы. Смотря с чем сравнивать. Ведь огромных битв, в которые были бы вовлечены миллионы людей, вообще в то время не было. Но эти небольшие по современным меркам битвы иногда определяли историческое и цивилизационное дальнейшее развитие народов. Битвы, в которых, может быть, не сражались сотни тысяч людей, были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси», - отметил Его Святейшество.

«Мы, конечно, почитаем святого благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. И возникает вопрос: а в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем ― да, успешным полководцем и мудрым дипломатом,― но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет. И вот для того, чтобы понять душу благоверного князя и увидеть в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие угрозы стоят перед страной, в том числе и с востока от Орды, которая в то время господствовала над страной нашей, делал все для того, чтобы оградить народ свой от погибели. Это делают многие правители и многие дипломаты. Обычно это связано с тем, что народ, видя эти добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением, признательностью, доверием и даже почитанием. А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровольно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради. Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с запада. Постоянно над Русью висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если они объединились бы, хотя это было невозможно по многим причинам) совокупной силы, способной защитить народ от Орды. И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа», - продолжил Патриарх.

«Наверное, многие спрашивали у него: зачем ты ездил на поклон к нашим мучителям? А, может быть, самое страшное испытание в его жизни было тогда, когда взбунтовавшиеся новгородцы перебили послов ордынского хана, которые собирали дань, и понял Александр, что смерть нескольких человек может стать причиной гибели всей Руси. Тогда он жестоко наказывает тех, кто убил сборщиков подати. Можете представить себе, что говорили тогда жители Новгорода, сидя у себя дома, как они осуждали князя, как они полоскали его имя, называли его предателем. Но благодаря этому шагу Новгород не был уничтожен, и не было нового страшного нашествия Орды на Русь. С этого времени, с этой жертвы, принесенной через благоверного князя Александра новгородцами, начинается постепенное укрепление Руси, которое приводит затем к возвышению Москвы, в чем был большой вклад сына Александра — Даниила, а затем — к возвышению всей Руси, ее сосредоточению, обретению такой мощи, которая на Куликовом поле нанесла смертельную рану ордынскому полчищу. Можно ли себе представить, как страдал благоверный князь? Будучи полностью предан своему народу, своей вере, Церкви, своей земле, он принимал поношение от своих, совершая дела, которые только и могли тогда спасти наш народ. Может быть, поэтому такой любовью был окружен князь Александр в последние годы своей жизни. А умер он в сорок с небольшим лет, возвращаясь из Орды, и многие говорят, что умер не своей смертью. Он был богатырь, красивый лицом и мощный телом. И то, что умер он на пути в свой родной град, было скорее всего ни чем иным, как отравлением его организма во время пребывания Орде. Так, по крайней мере, считают многие ученые. И когда скончался благоверный князь Александр в городе Городце нынешней Нижегородской области, удивительные слова сказал о нем святитель Кирилл, митрополит Киевский и всея Руси, близкий ему человек, духовный отец князя Александра. Он сказал о том, что потеряли того, кого не ценили, зашло солнце, потеряли великого правителя земли Русской», - заметил Предстоятель Русской Церкви.

«Прошли годы, десятилетия и столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает в нашем народе. И каким-то особенным образом эта память стала более сильной и пронзительной в годы Великой Отечественной войны и затем на исходеXX века и в начале XXI века, когда многие россияне поняли, что князь Александр Невский — это не просто герой, не просто великий правитель; это имя России, символ России, потому что вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью несоизмеримой, и духовными победами, и победами земными. Замечательно, что здесь, как я уже сказал, на западном порубежье России освящен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Будем молиться здесь особенно, чтобы он хранил Россию от нападений, в том числе и в этом регионе, чтобы никогда не было никакой войны между Россией и Западом, чтобы никто не пугал нас этой войной, и чтобы у нас никогда не иссякли силы стоять на страже жизни нашего народа. И пусть благоверный князь Александр помогает современной России, народу нашему так, как он помогал своим молитвенным предстательством пред Богом на протяжении всей истории, в течение которой и наши предки, и мы прославляли его как святого и благоверного князя», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал икону святителя Спиридона Тримифунтского.

Во внимание к трудам по строительству храма св. блгв. кн. Александра Невского Святейший Патриарх Кирилл наградил мэра Калининграда А.Г.Ярошука орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел храмовый комплекс, в состав которого входят помещения воскресной школы, учебные классы, библиотека, конференц-зал, книжная лавка. Предстоятель высоко оценил обустроенность храмового комплекса и подчеркнул важность создания подобных центров при новопостроенных храмах.

По словам Его Святейшества, при строительстве современного храма еще на этапе проектирования необходимо предусматривать наличие помещений для организации различных форм приходской социальной и миссионерской активности, которая наряду с богослужебной деятельностью является важнейшей частью жизни любого православного прихода, расположенного в густонаселенном районе.

В тот же день под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, остающегося после избрания на Патриарший престол правящим архиереем Калининградской епархии, в конференц-зале собора Христа Спасителя в Калининграде состоялось епархиальное собрание Калининградской епархии.

В президиуме собрания присутствовали викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, секретарь епархии протоиерей Марьян Позунь.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом, в начале которого огласил статистические данные по Калининградской епархии, в которой в настоящее время насчитывается 168 храмов, из них 48 строящихся, 38 часовен. Епархия разделена на 5 благочиний, действует 3 женских монастыря. В епархии 70 действующих приходов.

Святейший Патриарх отметил, что существует необходимость строительства еще, по крайней мере, десяти церквей для достижения приемлемого соотношения количества храмов и численности населения Калининградской области.

Затем Святейший Патриарх Кирилл затронул различные аспекты епархиальной жизни. Особое внимание правящий архиерей уделил теме развития миссионерства, как важнейшего вида внебогослужебной приходской деятельности. Еще раз напомнив священнослужителям о том, что важность организации системной миссионерской работы была зафиксирована в документах Архиерейского Собора, Святейший Патриарх указал на необходимость создания штатных должностей миссионеров на приходах. Вместе с этим Святейший Патриарх отметил, что, учитывая разные возможности храмов, допускается практика совмещения миссионерской работы на приходе с социальным или молодежным служением. Настоятелям приходов необходимо контролировать степень загруженности штатных миссионерских работников для поручения им иных приходских послушаний.

Далее состоялось обсуждение актуальных вопросов епархиальной жизни. Святейший Патриарх Кирилл выслушал мнение духовенства по различным темам и дал ряд поручений викарному епископу, секретарю епархии и руководителям епархиальных структур.

В заключение Предстоятель Русской Церкви пожелал священникам епархии помощи Божией, призвав неустанно трудиться на ниве церковного служения, принимая во внимание новые задачи, которые ставит перед епархиальным духовенством Священноначалие.

7 декабря 2014 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти святой великомученицы Екатерины, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде.

Его Святейшеству сослужили: епископ Балтийский Серафим; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской епархии; епархиальное духовенство.

В храме присутствовали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов и мэр г. Калининграда А.Г.Ярошук.

Богослужебные песнопения исполнили хор кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда (регент — Е.Шевлекова), мужской хор Андреевского храма г. Калининграда (регент — А.Родионов) и детский хор под управлением И.Швец.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Андрея Мельникова, клирика Калининградской епархии.

После сугубой ектении Святейший Патриарх вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Топчий, клирик собора Христа Спасителя г. Калининграда.

После запричастного стиха Святейшего Патриарха приветствовал епископ Балтийский Серафим. Викарный архиерей сообщил, что сегодня, в день памяти св. вмц. Екатерины, была совершена первая Литургия в отреставрированном храме святой Екатерины в селе Родники Гурьевского района Калининградской области (бывшая кирха Арнау, переданная епархии в 2010 году).

Епископ Серафим также рассказал о епархиальных мероприятиях, приуроченных к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. В честь Преподобного в 2014 году возведен храм в Полесском районе Калининградской области, освящено место под строительство храма на Куршской косе, началось строительство храма у Южного вокзала Калининграда.

В дар Его Святейшеству епископ Серафим преподнес икону преподобного Сергия Радонежского, украшенную балтийским янтарем.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Калининград — особое место, где Православная Церковь начала с нуля свою жизнь. И когда сегодня я вижу множество людей, когда слышу и получаю информацию о закладке новых храмов, об освящении этих храмов, когда знаю, как востребована в Калининграде православная гимназия, как люди стремятся получать образование в церковных учреждениях, то, конечно, радуюсь. Ибо по милости Божией даже самые наши смелые мечты, имевшие место 30 лет тому назад, и самые смелые ожидания, осуществляясь, превзошли эти наши предчувствия, ожидания и мечты. Самая главная задача, которая сегодня стоит перед Церковью, заключается в том, чтобы Евангелие Спасителя, Его Божий закон вошли в плоть и кровь жизни нашего народа. Нам иногда говорят, что для того, чтобы победить преступность, нужно улучшить законодательство, нужно еще больше совершенствовать правоохранительные органы — и, наверное, это правильные слова. Но можно гораздо проще и дешевле решить не только проблему преступности, но и проблему человеческого неустройства, беспокойства, отсутствия радости в сердце: живи по заповедям Божиим, и все приложится (см. Мф. 6:33). Но для того чтобы жить по заповедям Божиим, нужно их знать и, кроме того, нужно вести себя так, чтобы избегать всего того, что может этот Божий закон разрушать», - отметил Его Святейшество.

«В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 5:8-19), в Послании апостола Павла к Ефесянам, содержатся такие слова: испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы; будьте осторожны, поступайте не как неразумные, но как мудрые, потому что время дорого, и лета жизни, которые человек проживает, не всегда просты. Что же означает не участвовать в бесплодных делах тьмы? Дела тьмы это те дела, которые инспирируются не Богом, а дьяволом. Участник всегда человек, как в добрых делах, так и в злых. Злые дела мы совершаем, руководствуясь не Божиими заповедями, а пониманием своей выгоды, своей пользы. Мы пытаемся достигать своих земных целей. И если вдруг на нашем пути возникает нечто, являющееся преградой, мы не осмысляем причину появления этой преграды и не ищем в себе источник возникновения таковой преграды, но мы чаще мобилизуем свои силы, чтобы любыми средствами, в том числе и беззаконными, эту преграду преодолеть. Господь называет эти дела тьмы бесплодными: они не приносят плода, они не приводят человека к искомому результату. Потому что человек-то хочет для себя блага, счастья, но, погружаясь в эту атмосферу бесплодных богопротивных дел, еще туже затягивает на себе петлю — дышать становится тяжело. И денег может появиться много, и дом прекрасный, и машина, и работа, и власть… а душа беспокойна, мятется, не находит себе места. И то, что я говорю, относится не к единицам — к тысячам людей. Кто исчислял эти тысячи, которые совершают бесплодные, то есть никому не нужные — и в первую очередь самому человеку — дела тьмы. А что же означает "испытывайте себя"? Это значит: соотносите свои мысли, свои дела с Божественным законом, чтобы по незнанию, неведению, по ошибке не совершить этого бесплодного, разрушающего человеческую жизнь дела, которое принадлежит к тьме, а не к свету. Это испытание чрезвычайно важно. Но для того, чтобы человек мог соотносить свои поступки с Божиим замыслом о нем, о мире, о человеке, нужно знать Божий закон. Вот почему мы и настаиваем на том, чтобы с детства, с отрочества люди овладевали хотя бы знаниями этого закона. Но знаний мало. Преступники часто знают законы лучше, чем добропорядочные граждане. Я сталкивался с этим, посещая места заключения. Там очень много умных, образованных людей, прекрасно знающих законы и сознательно эти законы нарушающих. Вот так может быть и в духовной жизни. Человек может знать Божии заповеди, но нарушает их, потому что не они являются приоритетом, не они — конечное мерило жизни и поступков, но, опять-таки, чувство выгоды, как сам себе человек эту выгоду понимает, стремление к достижению целей, которые совсем не являются богоугодными», - продолжил Предстоятель.

Поэтому, отметил он, помимо знаний Божиего закона нужно еще что-то иметь. «Это "что-то" есть голос нашей совести. По совести нужно жить. Потому что совесть это не благоприобретенное некое знание, которое приходит к человеку по мере получения образования. Совесть вкладывается Богом в душу каждого человека. И если живем по совести, если ее не разрушаем, то не только памятование о Божиих заповедях, но и голос своей собственной совести будет говорить: «Я поступаю гадко, мерзко. Да, я хочу достигнуть какого-то блага для себя. Не получится». Этот голос совести может в самый важный момент остановить человека и помочь ему не участвовать в этих не плодотворных, а напротив — разрушающих человека делах тьмы. О том, по какому пути жизненному идти, как выстраивать свои отношения с людьми, задумывается каждый из нас. Большое влияние оказывает на человека как вера и знание Божиего закона, так и национальная культура. А почему? Потому что в культуре, созданной на протяжении веков народом, присутствует нравственный идеал. Он проник и вошел в эту культуру не потому что кто-то его изобрел, а потому что люди, создававшие эту культуру, жили духовным, нравственном идеалом Евангелия. Поэтому мы и говорим, что мы в большинстве своем христианский народ, хотя, конечно, в России есть люди, принадлежащие и к другим религиям. Но и они имеют в сердце Божественный закон совести. А наша культура в лучших образцах литературы, живописи, архитектуры помогает человеку укрепить в себе этот Божественный нравственный идеал. Если внимательнее всмотреться в положительного героя нашей классической русской литературы, то ведь это герой-христианин. Он по совести живет, он способен на самопожертвование во имя ближнего, во имя защиты Родины, во имя отстаивания правды. И как страшно, если этот положительный герой уйдет из нашей литературы и будет подменен другим героем — прагматичным, жестоким и жестким, прокладывающим себе путь для все большего обладания благами и деньгами», - добавил Его Святейшество.

«Слова апостола Павла о неучастии в делах тьмы являются основополагающими. Перед каждым человеком стоит этот выбор. И перед тем как войти в эту логику совершения богомерзких дел, разрушающих человеческую личность, нужно обо всем подумать. Нужно подумать о своих родителях, о своих бабушках и дедушках. Нужно подумать о национальных героях, которые отдавали жизнь свою за Родину. Нужно вспомнить положительных героев нашей великой литературы. Нужно вспомнить примеры святых, которые также лежали в основе литературного творчества нашего народа. И тогда этот мощный духовный и культурный пласт станет редутом, неприступной крепостью перед всеми дьявольскими искушениями. Сегодня мы как страна и как народ переживаем трудное время. Для того чтобы справиться с этими трудностями, которые связаны и с санкциями, которые на нас обрушили, и с определенными переменами в экономике, мы должны быть обязательно нацелены на добро, на правду Божию. И чем больше эта Божия правда будет отображаться в наших делах, тем больше мы будем солидарны, тем больше мы будем сплочены, тем больше мы будем способны совместно, трудясь бок о бок, преодолевать трудности и устроять Россию так, чтобы каждый в ней мог жить свободно, спокойно, мирно и чтобы никакие силы не разрушали голос совести нашего народа. Вот так смыкаются воедино и вера, и политика, и экономика, и культура. А иначе и быть не может, потому что ведь творцом и одного, и другого, и третьего является человек. Он либо принимает веру, либо не принимает. Он либо честно трудится, либо становится преступником. Он либо солидарен с другими, либо индивидуален до безумия, до способности в жертву своим потребностям приносить потребности и жизни даже других людей. И поскольку в центре всего человек, Церковь и обращается к человеку, к его разуму, к его сердцу. Верим, что, как в славные времена прошлого — великие времена, связанные с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия, с именами героев, спасших Россию от польской интервенции в XVII веке, от Наполеонова нашествия, спасших Россию и Европу от гитлеровского нашествия, — так и сегодня мы, вдохновляясь теми же самыми идеалами, должны устроять свою личную и общественную жизнь. Да поможет нам Господь идти по тому пути, который нам предлагает сегодня апостол Павел. Он предлагает нам быть мудрыми, а не неразумными, и дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15-16). Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Кирилл вручил епископу Серафиму панагию, изготовленную в честь 700-летия преподобного Сергия. В дар собору Святейший Патриарх передал кадило. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия с Патриаршим благословением.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви в сопровождении художника А.Куркова ознакомился с ходом работ по написанию фресок в храме. В настоящее время завершена роспись сводов правого балкона кафедрального собора.

По окончании Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде, состоялась встреча Патриарха Кирилла с губернатором Калининградской области Н.Н.Цукановым.

В ходе беседы Предстоятель Русской Церкви и глава региона обсудили рабочие вопросы церковно-государственного взаимодействия в области.

В тот же день, в завершение поездки в Калининградскую епархию, Святейший Патриарх Кирилл посетил место строительства храма святых праведных Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области.

Предстоятеля Русской Православной Церкви на территории храма встречал настоятель прихода иерей Роман Варламов.

Святейший Патриарх осмотрел приходской дом и посетил временный храм, в котором обратился к прихожанам с кратким словом:

«Вспоминаю, как несколько лет тому назад я приезжал сюда (здесь было голое поле) и принял решение, чтобы на этом месте был храм и центр для работы с детьми, с молодежью. Тогда все это выглядело как какая-то фантазия. Но сегодня вы меня очень порадовали... Я не узнал это место. Вокруг построены замечательные дома, проведены дороги, прекрасное место для молитвы уже сооружено и заложен большой храм. Благодарю всех, кто потрудился, кто внес свои средства, вложил свою душу в это строительство. Очень надеюсь, что по милости Божией я смогу освятить этот заложенный храм, с тем чтобы мы с вами вновь встретились и вместе помолились. Всех вас сердечно приветствую, особенно детей, их мам и пап, потому что когда дети в храме, это означает, что у России есть будущее. Храни вас Господь!».

После посещения храма Святейший Патриарх Кирилл направился в аэропорт Калининграда.

В аэропорту Храброво Предстоятеля Русской Православной Церкви провожали губернатор Калининградской области Н.Н.Цуканов, епископ Балтийский Серафим, мэр Калининграда А.Г.Ярошук, секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, епархиальное духовенство.

Сегодня, 8 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе посещения Санкт-Петербургской митрополии совершит великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06