С 13 по 16 ноября 1920 года из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Феодосия, Ялта, Керчь) прошла эвакуация Белой армии. На 126 кораблях и судах вынужденно покинули Родину более 145 тысяч человек, из которых примерно 29 тысяч — гражданских.
На Графской пристани, откуда город покидали вынужденные отправиться на чужбину, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил литию по жертвам Гражданской войны и почившим вдали от Родины. На внешнем рейде Севастополя были возложены венки в память о жертвах трагедии Русского Исхода. Владыка Лазарь, в частности, сказал: «Этим людям не было суждено увидеть Россию. Но сегодняшняя Россия видит их подвиг и, смиренно склонив свою главу, просит у них прощения».
Мероприятия, посвящённые трагедии эвакуации Русской Белой армии, казаков и беженцев из портов Крыма в 1920 году, проводятся в Севастополе с 1995 г.
В России до сих пор нет общепринятого отношения к событиям Гражданской войны. Это объяснимо исторически. «Красная» точка зрения все советское время усиленно пропагандировалась через школу, кинематограф, литературу, в честь «красных» деятелей сочиняли песни, их именами называли улицы и т.д. Некоторые оговорки нужны только для 1970-х-80-х гг., когда белых иногда стали показывать не как отъявленных негодяев, а как пусть и заблуждающихся, но нормальных людей: любящих Россию, верных долгу и т.д.
«Белая» же точка зрения на Гражданскую войну по понятным причинам была представлена гораздо слабее. Она все-таки доходила через культуру неофициальную и полуофициальную, где сформировался даже целый жанр «белогвардейской романтики» - многочисленные песни вроде «Господа офицеры», «Поручик Голицын» и т.п., – но на общественное сознание влияла, понятно, гораздо меньше.
«Выправляется ли, на ваш взгляд, этот перекос? Каков ваш взгляд на Гражданскую войну и ее последствия?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что представляет себе, какое щемящее чувство испытывали люди, стоявшие на Графской пристани. «Они покидали свою Родину, но верили, что когда-нибудь вернутся. Да, Гражданская война расколола Россию на части, разъединила людей. И большой грех лежит на тех, кто развязал эту братоубийственную войну, - подчеркнул владыка. - Красные боролись против собственного народа, прикрываясь высокими идеалами. За что на самом деле воевали красноармейцы во главе с
Лениным? Они делали это не ради процветания и могущества России, они боролись за власть. И с кем? Не с завоевателями, а с собственным народом. И события того времени иначе как трагическими не назовешь».
«О роли Белой армии в Гражданскую войну, действительно, было известно немногое. А ведь в ее рядах находились выдающиеся личности, искренне любившие свою родину. Сейчас перекос, на мой взгляд, выправляется: появляется больше информации о событиях того времени», - заключил епископ.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал: «Происходившее в годы Гражданской войны нам гораздо легче осознать сейчас, нежели 20-30 лет назад. Сегодняшние события на
Украине почти с полной достоверностью воспроизводят события Гражданской войны тех лет. Нам ясен трагизм ситуации, когда брат поднимает руку на брата и люди убивают тех, с кем на одной улице у них прошло детство. Конечно, это трагедия, и, как и тогда, хорошо заметна роль ее организаторов. Понятно: это не случайность, не недопонимание между жителями одной страны, но очень тщательно подготовленный и хладнокровно реализованный проект».
«И сегодня нельзя смотреть на Гражданскую войну начала ХХ века как на недоразумение. Это, как и события на Украине, спланированная акция, - убежден он. - Да, сегодня больше говорят о Белом движении, чем прежде. Иначе, чем в советское время, снимают фильмы, пишут песни, ведут обсуждения - в этом смысле перекос, конечно уменьшается. Но я считаю, что исправить его можно только если не ограничиться воспоминанием и констатацией фактов, а переосмыслить сегодняшние реалии нашей жизни. А такого глубинного изменения отношения к России как к своему отечеству я, к сожалению, пока не вижу. Затрудняюсь сейчас сказать, какие проявления я хотел бы увидеть. Но их нужно искать не в новостях, а в произведениях искусства: в музыке, в кинематографе…»
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), подчеркнул, что любая гражданская война – всегда трагедия. «Сказать, однозначно, кто тогда был прав, а кто виноват, непросто, - признался он. - Белая армия все-таки не была "наследницей" Российской империи. Но мне сердечно жаль всех погибших с обеих сторон. И я думаю, нам все-таки полагается и подобает немного исправить соотношение трагичности произошедшего как с одной стороны, так и с другой. В силу разных причин государственного нашего строя, который у нас был, много сказано о красноармейцах, и меньше - о Белой армии. Сейчас не нужно искать правых и виноватых в той войне, надо просто почтить и увековечить общую память всех погибших».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал, что каждый православный христианин помнит эти кровавые страницы истории, когда отец шел на сына, а брат на брата. «Но что двигало теми и другими? – задается он вопросом. - Кем были красные и белые? Красные совершили государственный переворот. Помните слова из "Интернационала": "мы наш, мы новый мир построим"? - И как велось это «строительство»? Расстреливали священников, рушили храмы, да так, что до сих пор восстановить не можем. Вот у нас в Благовещенске был разрушен красивейший Свято-Троицкий собор. Чтобы его восстановить, нужно 500 миллионов рублей. Я не знаю, когда мы соберем эти средства».
«А какие мотивы были у белого движения? Белогвардейцы пыталось защитить то, что было им дорого: самодержавие, Православие…. Но, к сожалению, у них это не получилось. И мне более близки мотивы людей, встающих на защиту чего-то, нежели "разрушающих до основанья". А пробелы, я думаю, можно восполнить. Раньше это происходило в основном через кинематограф, художественную литературу. Героев гражданской войны романтизировали (естественно, красноармейцев). Сегодня можно делать то же. Мы можем больше говорить о героях белого движения. Насколько мне известно, там были люди, искренне любившие Россию, которым можно подражать. Можно снимать больше фильмов о той эпохе, - предложил пастырь. - Уже, кстати, предпринимаются такие попытки. Да и в интернете любой желающий может найти интересующую его информацию».
«Сегодня, по-моему, мало сторонников "красной идеи": она ассоциируется с переворотом, убийствами, кровопролитием. Мне б не хотелось, чтобы такое в нашей стране повторилось», - заключил отец Святослав.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «преодолеть противостояние, заданное Гражданской войной, можно только если не занимать позицию одной из сторон, а попытаться елико возможно примирить обе, не принижая проигравших и не восхваляя победителей. Я основываюсь на опыте Гражданской войны в Испании: эта тема и сейчас болезненна для испанцев, но сам Франциско Франко не проводил репрессий, перезахоронил тела погибших на одном кладбище. Это хороший пример примирения нации».
«А у нас еще очень далеко до таких попыток: сторонники "белых" и "красных" остаются непримиримыми, - отметил он. - Поэтому и тема у нас еще будет оставаться болезненной очень долго. В стране не выработано четкое отношение к коммунистической власти - в отличие от нацизма, который осужден не только мировым сообществом, но и самой Германией. А идеи коммунизма жизнеспособны до сих пор, и во многих странах остаются основой идеологии».
«Примирить "белых" и "красных" можно только за счет правильного освещения этих событий: писать и говорить о них надо не приукрашивая и не очерняя, - убежден отец Андрей. - Кроме того, надо разобраться с предыдущей историей, ведь Гражданская война есть следствие других процессов, она связана с Первой мировой войной и Российской империей. И мы должны определиться, чем является современная Россия по отношению к Российской империи, собирается ли она продолжать ее традиции или это новое государство, которое никак не связано с прежним. Только переосмыслив собственную историю, можно выработать общую точку зрения».
«Я сам, честно говоря, не занимаю определенной позиции в силу того, что и "белые" и "красные" отрицали предшествующую Россию. Хотя "белые" и боролись против большевиков, восстанавливать монархию они не собирались, были враждебно настроены к Императорскому дому и, в сущности, предали его. А на ненависти нельзя ничего созидать, так что Белое движение было обречено. Кстати, агония белого офицерства хорошо показана у Михаила Булгакова. И мы должны рассматривать эту страницу истории не с точки зрения субъективного зрителя, а с точки зрения человека, который воспринимает свою историю, какая она есть, как часть собственной жизни», - призвал пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что перекос выправляется. «Все-таки в советское время история была совсем перевернута с ног на голову, - пояснил он. - Была умышленная установка: большевики боролись даже с памятью людей. И выросло поколение, которое просто не знало о "белых", от них эта правда была скрыта и украдена. Но теперь у нас свобода, которая дает возможность говорить правду».
«Так что в головах как нашего поколения, так и будущих, свобода от советского наследия будет продолжать наступать и правда восторжествует, - уверен он. - Хотя, конечно, преодолевать десятилетиями создававшийся барьер очень сложно».
«Что касается Гражданской войны, то в любом случае это трагедия. Война, которая не имеет победителей. Когда народ воюет сам с собой – это лишь на пользу темным силам, дьяволу. Господь же говорит, что царство, разделившееся на две части, не устоит. Так что можно говорить о "белых" и "красных", как угодно, но если серьезно посмотреть, то окажется, что не правы ни те, ни другие. Но говорить об этом нужно все равно: рана, которую Гражданская война нанесла народу, не заживает до сих пор. Кстати, благодаря позиции Патриарха Тихона Россия смогла переломить эту ситуацию. Он постарался все-таки занять третью позицию, говорил, что когда брат убивает брата, то с какой бы стороны они ни были, какую идею бы ни несли, все равно они ведут пагубную для России войну», - заключил пастырь.