Эпитафия дореволюционной России

Анатолий Степанов о фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар»

0
4927
Время на чтение 8 минут
4 ноября, в День народного единства, телеканал «Россия» показал зрителям последнюю работу самого титулованного нашего режиссера Никиты Сергеевича Михалкова – «Солнечный удар». После фильма «Цитадель» часто приходилось слышать, что Михалков шагает не в ногу со временем, перестал ощущать ветер перемен. На сей раз, на мой взгляд, режиссер оказался на высоте, сняв фильм, глубоко осмысляющий сложнейшие общественные катаклизмы столетней давности.

Сразу хочу признаться, что мне фильм понравился. Несмотря на то, что телеверсия делалась явно в спешке и односерийный фильм, продемонстрированный 4 ноября, явно грешил то фрагментарностью, то, напротив, затянутостью некоторых эпизодов. Но я не киновед, поэтому не стану профессионально разбирать фильм, обращать внимание на всякие аналогии и аллюзии, типа детской коляски, катящейся по лестнице и проч. Я хочу поразмышлять об историософии, об осмыслении Никитой Михалковым революции, ее истоков и причин, психологического состояния дореволюционного общества и понимания режиссером наступающей новой советской эпохи. А это, собственно, на мой взгляд, главное в фильме.

В «Солнечном ударе» режиссер делает много тонких наблюдений явлений эпохи, отмечает множество точных особенностей и характеристик людей дореволюционной России. Хотел того режиссер или нет, но у зрителя невольно возникает мысль: РЕВОЛЮЦИИ НЕ МОГЛО НЕ БЫТЬ! Один корыстолюбивый священник, который за простое освящение нательного крестика хочет «слупить» с заезжего офицера астрономическую сумму, чего стоит! Меня не покидало ощущение, что в фильме художник Михалков победил Михалкова политического теоретика, известного симпатизанта белой идеи. Такое впечатление, что фильм «Солнечный удар» получился противоречащим некоей изначальной концепции фильма, которая отражена в самом его названии. Поэтому фильм получился сильным.

«Солнечный удар» - это название рассказа известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, который он написал уже в эмиграции в 1925 году. Рассказ небольшой, сюжет его незамысловат. В рассказе идет речь о том, как на пароходике, плывущем по Волге, некий поручик встречает молодую замужнюю женщину и соблазняет ее. Эту их страсть героиня объясняет чем-то сродни солнечному удару и говорит о том, что этого с ней никогда не было и никогда не будет. Обуреваемые страстью герои сходят в безымянном волжском городке на пристань, снимают номер в гостинице, а на следующее утро разъезжаются разными рейсами. Офицер уезжает позже и время, которое у него остается, он посвящает бесцельному хождению по городку, в том числе заходит в православный собор, но, разумеется, не для того, чтобы покаяться в грехе, а из-за сентиментального настроения и безделья. Герой Бунина и не осознает свершившееся как грех.

Михалков попытался идею солнечного удара применить к пониманию ситуации, сложившейся в России во время революции и Гражданской войны.

Сюжет фильма «Солнечный удар» построен на двух временных пластах. Первый - это 1920 год, Крым, где поверившие обращению командующего Красной армии Михаила Фрунзе белые офицеры сдались в плен и теперь в пересыльном пункте готовятся, как им пообещали, к отправке в Центральную Россию. Их охраняют красноармейцы, которыми руководят три комиссара: экзальтированная еврейка Роза Землячка (Залкинд), венгр (точнее тоже еврей только венгерского происхождения) Бела Кун и русский Георгий Сергеевич (в реальной истории там был Георгий Леонидович Пятаков), посланные Троцким для очищения Крыма от «белогвардейской заразы». Среди этих офицеров оказывается тот самый поручик (теперь он уже капитан), который, как и все его собратья по несчастью, мучительно пытается понять: «Как это всё могло случиться с ними? С Россией?» Причем, у капитана в голове чаще всего вопрос звучит так: «Как это было?». И тут он начинает вспоминать давнюю любовную страсть, приключившуюся на волжском пароходике.

Второй пласт событий в фильме Михалкова связан с этой любовной интрижкой, которая случилась в 1907 году. И тут уже многое, хотя и не всё, из Бунина. Кстати, в рассказе Бунина точной даты события нет, Михалкову дата нужна, поскольку у него в фильме появляется еще один важный герой - юноша с характерный для России именем Егорий. Показательно уже то, что офицер, видимо, шесть лет воевавший в Первую мировую и гражданскую войны, проигравший сейчас войну, находящийся фактически в плену, размышляя о судьбе своей, народа и Отечества, вспоминает не военные походы, не детство, не родных, не Родину, а любовную интрижку, - и уже этот факт характеризует состояние умов лучших представителей общества (а капитан, несомненно, таков). Кстати, Михалков усугубляет нравственное измерение этой страсти. У него поручик помолвлен (у Бунина этого нет), а незнакомка - мать двух детей (у Бунина у нее один ребенок). Сам Никита Сергеевич, видимо, чтобы показать, на чьей стороне его симпатии, снялся в фильме на фотографии как обманутый муж этой незнакомки. Эти, казалось бы, мелочи, призваны подчеркнуть тот факт, что страсть от «солнечного удара» имеет сугубо греховный характер.

В сюжет фильма вводится новый персонаж, которого нет у Бунина, это – тот самый юноша, которого встречает поручик на пристани. Он романтично следит за движением пароходов, чтобы зимой эти воспоминания согревали ему душу. Чистое, искреннее создание, восторгающейся красотой Божьего мира молодой человек, и, как потом выясняется, прислуживающий в храме алтарник, становится собеседником бесцельно слоняющегося по городку поручика. Их встреча, - поручика, увлеченного, упоенного страстью, и юноши, обдумывающего серьезные вопросы бытия, - и составляет нерв фильма. Мальчик, с доверием отнесшийся к офицеру, просит разъяснить ему, как относиться к словам школьного учителя, доброго человека по своему поведению, который их учит по Дарвину, что человек произошел от обезьяны. Увлеченный своими любовными переживаниями поручик отмахивается от вопросов мальчика, более того, он фактически подтверждает правоту дарвиновской теории, чем наносит, видимо, последний удар по сомнениям отрока.

Мальчик, нарочито названный режиссером именем Победоносца Георгия, мучается вопросами: «Если человек произошел от обезьяны, то значит и наш батюшка произошел от обезьяны, и даже (о ужас!) царь произошел от обезьяны?!» А отсюда совсем близко до отрицания бытия Бога. Но офицер не находит ничего лучшего, как отшутиться, отмахнуться от этих размышлений юноши, ведь он увлечен совсем другим, совсем другое для него является «вопросом жизни и смерти», - страсть к уплывшей на пароходике незнакомке.

Уезжая из городка, офицер забывает свои часы у этого юноши, и юноша бежит за коляской до пристани, чтобы вернуть часы, он боится, что его заподозрят в воровстве. Коляску он не догоняет. Офицер уплывает. Часы остаются у этого юноши.

И вот в 1920 году эти два человека встречаются в Крыму. Офицер Белой армии уже в чине капитана, сдавшийся в плен, и этот юноша Георгий, комиссар Красной армии, который вместе с Бела Куном и Розой Землячкой прибыл в Крым, чтобы очищать его от белых.

В фильме, правда, нарушена историческая достоверность, поскольку в карательной тройке вместе с Землячкой и Куном был Георгий Леонидович Пятаков, биография которого не совсем похожа на биографию михалковского комиссара Георгия Сергеевича. Пятаков родился не на Волге, а в Киевской губернии, в состоятельной семье директора сахарного завода. В 1907 году ему было 17 лет (Егорию в фильме явно поменьше, лет 13-14), и он уже примыкал к революционерам, а не алтарничал в храме. Закончил свою жизнь Пятаков руководителем «Параллельного троцкистского блока», был расстрелян в 1937 году по приговору трибунала. Георгий же Сергеич в 1920 году еще является не вполне законченным марксистом, чем выдает себя, задавая Землячке вопрос о том, есть ли родство между коммунистической идеологией и христианством. И Роза Самуиловна дает, разумеется, отповедь этим воззрениям, но, чувствуется, не вполне убеждает комиссара Георгия Сергеевича.

Пожалуй, самой сильной, поднимающейся до глубокого историософского осмысления революции, является последняя сцена фильма. Здесь каждая деталь глубоко символична. Георгий Сергеевич узнает в капитане того самого поручика, правда, не подает виду (капитан, увлеченный своими воспоминаниями и размышлениями, разумеется, не признал в комиссаре того юношу, с которым вел идеологические беседы в далеком 1907 году). Он через юнкера передает те самые сохраненные им часы капитану, который только тогда вспомнил. Офицер, уже находящийся на подготовленной к затоплению барже, пытается докричаться до комиссара, хочет поговорить с ним. Но это происходит уже в тот момент, когда баржа, загруженная поверившими советской власти офицерами, начинает тонуть. Комиссар стоит на пирсе, наблюдая за тем, как тонет баржа, на глазах у него слезы, он поднимает руку, чтобы перекреститься, но не крестится, а только поправляет фуражку с красной звездой.

Сильнейшая сцена!

Перед нами образ русского большевика - носителя своей правды. Это человек, который безжалостно уничтожает своих врагов, отправляет на смерть пленных, выполняя приказ Троцкого. Но это и человек, который свято блюдет заповедь «Не укради». Человек, которого лишили веры в Бога, который утратил в душе своей веру. В том числе и потому, что когда-то один офицер, которому он поверил, которого он даже полюбил, не смог его научить, как нужно правильно относиться к теории Дарвина. В комиссаре Георгии Сергеевиче Никита Михалков создал образ христианина без Христа, какими собственно и были русские большевики, составившие потом опору сталинского режима.

Чувствуется, что первоначальный замысел у Никиты Сергеевича был другим. Он намеревался объяснить страшную русскую трагедию – революцию и Гражданскую войну - именно через образ солнечного удара, через концепт внезапно охватившего массы русских людей безумия, которое подвигло их на какие-то совершенно абсурдные с рациональной точки зрения действия, - когда брат пошел на брата, сын на отца, когда кровь русская лилась рекой. Но инстинкт истинного художника не позволил режиссеру эту идею реализовать. И получилась в итоге эпитафия дореволюционной России. Фильм «Солнечный удар» - это именно эпитафия дореволюционной и белой России. Фильм наглядно показывает, почему дореволюционная Россия должна была погибнуть!

Вот эта глубокая историософская правда фильма входит в противоречие с его названием. Конечно никакой это не солнечный удар, потому что тогда нужно признать, что солнечный удар хватил когда-то и того учителя биологии, как и других учителей (и не только биологии), которые, «в согласии с последними данными науки», учили миллионы русских Егориев, Иванов, Василиев, Макаров тому, что человек произошел от обезьяны, а значит Бога нет. Но тогда надо признать, что солнечный удар хватил когда-то тех профессоров, которые научили этих учителей верить в теорию Дарвина… Революция и Гражданская война - никакой это не солнечный удар, это - результат той страшной деформации русского общества, которая и привела нашу страну к национальной катастрофе 1917 года. Думается, это и доказывает Никита Сергеевич Михалков своим фильмом.

Но при этом в фильме появляется образ комиссара Георгия Сергеевича, этого христианина без Христа. Представителя того поколения русских людей, которые потом в трагическом 1941 году с красными звездами на своих пилотках и фуражках будут защищать Святую Русь от полчищ тех, кто с крестами и надписями на бляхах «С нами Бог», придет уничтожать наше Отечество, уничтожать Святую Русь.

Такова наша история ХХ века! Она очень сложная, но нам нужно ее принять ВСЮ ЦЕЛИКОМ, понять весь ее трагизм и величие. Собственно понять действие Промысла Божия в русской истории ХХ века. Никита Сергеевич Михалков фильмом «Солнечный удар» внес свою лепту в осмысление проблемы гамлетовского масштаба, которая стоит перед нами, ныне живущими русскими людьми, - мы должны связать времена, соединить нашу историю, сшить разодранное на белую и красную части наше русское тело! И за это мы должны поблагодарить режиссера.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

124. Ответ на 89., Суханов:

Насколько согласуется все это с исторической правдой? Чтобы ответить, зададимся вопросом: а кто были большевики? Да, в РКП, в РККА и проч. всяких хватало. были и полковники генштаба и генералы РИА. И чистые душой мечтатели, наверно, были. Но они ли задавали тон, определяли идеологию и политику, наконец. преобладали численно в руководстве и РКП и РККА и ВЧК и т.д.? Нет, не они. Облик, характер, вектор определяли троцкие, зиновьевы, драбкины, бухарины и много-много разбойного элемента. Его призвали большевики под свои знамена. На него делали ставку. Ну, а белые фронты ломали массами красноармейцев, согнанных под угрозой расстрелов принудительными мобилизациями. было ядро, которое сгоняло, надзирало, карало, и кто составлял это ядро, мы знаем. Как знаем и то, что в РРРКА состояло, по данным БСЭ-3, 250 тыс. интернационалистов. А кто состоял в ВЧК? А кто, как не латышская дивизия, в критические моменты гражданской войны решала исход сражений? Обладание промцентрам, центральным положением, громадными запасами от 1 мир. войны,но главное - ставка на тотальный террор - вот истинные причины победы красных (безбожных интернационал-большевиков) над белыми (национальной Россией), а не некая "правда", которой якобы обладали эти большевики. Если я для кого-то (не достаточно образован - не спорю), то почитайте И.А. Ильина, может, он для вас авторитет. "Революция в России не могла не быть". А на чем, собственно, основано сие утверждение? Да, в 1917-1920 зло победило добро. Оказалось лживей, изворотливей, неразборчивей в средствах и, в конечном счете, сильней. И что это доказывает? В той страшной борьбе, которую национальная Россия вела против "нашествия чужих", победило зло. Могло победить добро.

"недостаточная образованноть" не может служить оправданием безапелляционной оголтелости, хотя является её фундаментом. По поводу "национальной России" : 1. Подданный британской короны, военный министр Уинстон Черчилль был категоричен: «Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело. Эта истина станет неприятно чувствительной с того момента, как белые армии будут уничтожены, и большевики установят своё господство на всём протяжении необъятной Российской империи." 2.Далее - Колчак (один из "национальных героев") после принятия большевиками курса на окончание ПМВ был принят на британскую службу и в 1918 приступил к формированию вооружённых сил для борьбы с "германо-большевиками". Обладая половиной золотого запаса России, получив военную поддержку Англии, Франции, Японии, США, повёл успешную борьбу в Сибири... Восстанавливал частную собственность на предприятия и землю... Курс Колчака на реставрацию дореволюционных порядков привёл к массовому партизанскому движению.(см. ист. справка от 16 ноября. "На страже Отечества. Православный календарь с чтением на каждый день.2014." Рекомендован ИС РПЦ). Как говорят в армии (советской) - "надо лучше изучать материальную часть". 3."Да, в РКП, в РККА и проч. всяких хватало. были и полковники генштаба и генералы РИА" - насчёт "были" и "всяких хватало" - https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_генералов_Русской_императорской_армии_на_службе_в_РККА.
Лемегов / 22.11.2014, 21:24

123. Ответ на 120., чистякова:

Никто почти ничего не написал о том, что Михалков, к великому сожалению!, просто уничтожил всю любовную линию, которую вроде бы пытался вознести на новую высоту. Пошло, бесконечно пошло...И этот голубой шарф, который бесконечно крутится, вертится, и эта примитивная женщина с треугольным лицом, и этот размазня-рохля поручик, и вся их интрижка. Михалков говорил, что 11 раз переписал рассказ Бунина, чтобы уловить его дух. И что? Сюжет нахально перевран, опошлен до плинтуса. И кто это сделал? Тот, кто снял "Неоконченуую пьесу...", "Ургу", "Утомлённые солнцем (1)", "Свой среди...", "Обломова", "Сибирского цирюльника". Не верится...Думается, причин тому много, конечно. Наверное, одна из них - если уж режиссёр решил, что надо толсто намекнуть на грехи священства (по какому праву-то?), то почему в противовес не показаны вообще никак такие люди, как Иоанн Кронштадтский? И вообще, похоже, у самого М был удар от молодой дебютантки, поэтому и главный герой - нюня, п.ч. другого-го бы он ревновал; поэтому и рассказ опошлен, ибо у них была интрижка наяву, не более.Бес в ребро ударил, и всё сместилось, передёрнулось, к сожалению...

Это именно то, о чем не хотелось говорить. Расфуфыренная аналогия своей собственной интрижки с дебютанткой, заманенной из провинции в Москву. А герой не рохля, артист очень красивый, но Михалков поставил ему условие - растолстеть на 15 кг. Знаете, самые жестокие люди очень сентиментальны.
РодЕлена / 15.11.2014, 23:03

122. Ответ на 117., Бондарев Игорь:

Есть замечательный фильм о войне "Венок сонетов"(1976 г). Допустим, его снимают сегодня. И используют в фильме картины,творчество Ван Гога. Дополняют сюжет пейзажами картин. В фильме - противопоставляются юность и война. В творчестве Ван Гога - свет (и тьма). Юность и война , свет и тьма ... отчаяние Ваг Гога - отчаяние юности в мраке войны, который юность не замечает... и погибает но свет от этого становится еще ярче... Что мучило ван Гога - что он заливал абсентом? Ведь он почитал свет более тьмы... может быть именно этот запал духа и не давал ему покоя... может быть не стоит цвет ничего без тьмы ? Разве война - место для юности ищущей света и только света? Разве война не убивает безжалостно всякую романтику? Разве война не удел мужей,но не юношей? Ведь в отличие от юноши, зрелый муж смиренно принимает страх, не возмущаясь против унижения им, и получая взамен подлинный дух мужества, которого так не хватило ван Гогу пустившего в себя пулю ,но умершего от потери крови из-за раны. Что тянет юношу к войне ? Зов света или зов мужества? Нет... война слишком могучее событие Истории. Война это - конкреика Истории, требующая мужества и мудрости наций и народов. И, если нация и народ не созрел, исторически слаб, он погибает. Беспощадно, как юноша в фильме...
Бондарев Игорь / 15.11.2014, 21:10

121. о любви

Никто почти ничего не написал о том, что Михалков, к великому сожалению!, просто уничтожил всю любовную линию, которую вроде бы пытался вознести на новую высоту. Пошло, бесконечно пошло...И этот голубой шарф, который бесконечно крутится, вертится, и эта примитивная женщина с треугольным лицом, и этот размазня-рохля поручик, и вся их интрижка. Михалков говорил, что 11 раз переписал рассказ Бунина, чтобы уловить его дух. И что? Сюжет нахально перевран, опошлен до плинтуса. И кто это сделал? Тот, кто снял "Неоконченуую пьесу...", "Ургу", "Утомлённые солнцем (1)", "Свой среди...", "Обломова", "Сибирского цирюльника". Не верится... Думается, причин тому много, конечно. Наверное, одна из них - если уж режиссёр решил, что надо толсто намекнуть на грехи священства (по какому праву-то?), то почему в противовес не показаны вообще никак такие люди, как Иоанн Кронштадтский? И вообще, похоже, у самого М был удар от молодой дебютантки, поэтому и главный герой - нюня, п.ч. другого-го бы он ревновал; поэтому и рассказ опошлен, ибо у них была интрижка наяву, не более.Бес в ребро ударил, и всё сместилось, передёрнулось, к сожалению...
чистякова / 15.11.2014, 21:09

120. Re: Эпитафия дореволюционной России

Для того, чтобы определить, как преподавалась философия в вузах, достаточно взять любой из учебников по этому предмету советского периода. Разумеется, узкие области. Вроде логики, не в счет, но их-то преподавали только специалистам. Считалось, что философия необходима для расщирения горизонта и уменя мыслить отвлеченно. но на практике человеку втюхивалось н в вде диамата - что материя первична; в виде истмата - что история есть смена общественно-экономических формаций; в виде научного атеизма - что Бога нет, а если и есть, то слушаться Его не нужно; нконец, вершину этой идиотской пирамиды венчал научный коммунизм, который повествовал о революционом процессе, а также о том, как достичь коммунизма. И такая-то бредятина выдавалась за философию! На самом деле все это было нужно, чтобы убедить население, что марксизм-ленинизм единственно верен, а советская действительность не такова, какой кажется. Бедным философам, чтоб не потерять работу приходилось каждый день заниматься софистикой, доказывая, что черное - это белое. До сих пор у них репутация бессовестных жонглеров мыслью. Это все издержки реформ эпохи развитого социализма. У Сталина была другая идея насчет образования, но оценить мы ее не можем, он только начал ее реализовывать. http://goo.gl/LlwOpi
Lucia / 15.11.2014, 09:51

119. Ответ на 115., Lucia:

РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА НЕИЗБЕЖНОЙ. А можно такой рецепт применить и к другим событиям этого ряда?

Какая глубокая "историософия". А можно такой рецепт применить к неизбежности подобной "историософии" от авторессы недавнего бело-коричневого высказывания (философия, как и всё остальное, в советских вузах преподавалась очень плохо)?

118. Re: Эпитафия дореволюционной России

Есть замечательный фильм о войне "Венок сонетов"(1976 г). Допустим, его снимают сегодня. И используют в фильме картины,творчество Ван Гога. Дополняют сюжет пейзажами картин. В фильме - противопоставляются юность и война. В творчестве Ван Гога - свет (и тьма). Юность и война , свет и тьма ... отчаяние Ваг Гога - отчаяние юности в мраке войны, который юность не замечает... и погибает но свет от этого становится еще ярче... Вообще,обязать наших кинорежиссеров использовать в фильмах( о Великой Отечественной войне) художественные произведения мастеров Ренессанса и Просвещения. Почему именно их - уже говорилось. И не просто использовать , а - в сюжетной линии. Либо музыка, либо картины, либо мысли... гениев той эпохи входили в сюжетную линию фильма. Тогда, на фоне классики в сюжетной линии, трудно будет лгать и делать "типичное" кино.
Бондарев Игорь / 14.11.2014, 21:05

117. Ответ на 113., Анатолий Степанов:

На чем основано утверждение мое, дорогой Суханов? Да на фактах основано. Факт первый... Факт второй... Факт третий... И наконец последний факт... Какой еще приговор нужен был для России?! Поэтому РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА НЕИЗБЕЖНОЙ.

А Вы представьте, уважаемый Анатолий Дмитриевич, что Вам, как историку, приходится анализировать события в России периода, например, лета 1941-го года, не имея информации о том, что же случилось далее. Вы смогли бы привести гораздо более впечатляющие факты и цифры, по логике которых должно было выходить, что стране - конец. Но страна-то была спасена... Это я к тому, что для практикуемых Вами исторических взглядах более подойдет представление об истории и её персонажах, скорее, как о субъектах, действующих по закону кармы, но не как о лицах, наделенных выбором от Господа. НЕИЗБЕЖНОГО ЗЛА НЕ БЫВАЕТ.
Лебедевъ / 14.11.2014, 18:51

116. Ответ на 113., Анатолий Степанов:

РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА НЕИЗБЕЖНОЙ.

А можно такой рецепт применить и к другим событиям этого ряда? Тогда и хрущевские поломки государства с продолжением вплоть до перестройки были неизбежными. Ведь Сталин не позаботился о преемнике или хотя бы опреемственности? Не вдаваясь в обсуждение его управления. приведу лишь вот это рассуждение, которое выглядит очень здравым и интересным. http://www.proza.ru/go/voprosik.net/stalinskaya-sistema-obrazovaniya/ Итак. у него был четкий план, который явно не укладывался в одну жизнь. Разве он не понимал, что после его смерти некому будет этим заниматься? Значит, перестройка тоже была неизбежной.... Тем более, что никто даже воевать за КПСС не захотел...
Lucia / 14.11.2014, 09:55

115. Re: Эпитафия дореволюционной России

Таким образом, у нас есть опыт Победы, но у нас нет морали Победы. Нет снятия Победы. Поэтому сам дух Победы - не снят.А значит пребывает в состоянии дискурса и резонерства. Достаточно посмотреть сериалов пров войну... Но, если не снят дух Победы, значит не снята и проблема Просвещения/Террора. А проблема эта выглядит как гегелевская диалектика в ее трех основных законах, или, по другому - бифуркация амбивалентности:амфиболия. Почему же у нас есть опыт Победы, но нет морали Победы? Да потому, что нет Идеи. Потому, что в Великой Отечественной войне воевал народ СВОИМ духом. А не коммунистической идеей. И этот дух народа равен духу Просвещения в снятой диалектике. А снятие этой диалектики эпохи Просвещения проходило не в кабинетах, а в окопах и у станков под открытым небом: люди сражались за идеалы гуманизма и веры против фашизма как обратной стороны Просвещения. Поэтому Просвещение у нас снято в опыте Войны. Поэтому нас боится Запад, и не понимает.Потому, что для нас Война - священное понятие. И здесь снова амфиболия. Ведь для Запада и для здравого смысла Война - нечто ужасное.И только для России Война - священная. Потому, что наша Власть,увы, не осознает Идею Победы. Потому, что таковой Идеи не выработали. Не потому, что снять дух Победы невозможно, а потому, что "руки" не дошли. Наша Власть, как и всякая Власть, следит за чаяниями и порядком в народе.А в народе опыт Войны свят, и дух Просвещения снят в духе Победы. Мы как бы остановили свою цивилизацию и идеологию в 1945. А морали Победы нет до сих пор. Поэтому нет идеологии Победы Просвещения России в мире. Чтобы снять идею Просвещения(она же дух Победы в опыте русского народа) надо снять марксизм в немецком идеализме. Это значит увидеть в парадигме материализма диалектику снятия материи Духом. Еще короче: надо снять материю Духом.
Бондарев Игорь / 13.11.2014, 20:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Нужна политическая реформа!
Главный урок наводнения в Оренбуржье
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Авантюра Макрона: мы стоим на грани фундаментальных изменений в мировом бытии
12.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии