itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Россия стала такой, какая она сейчас, благодаря церковно-государственным отношениям»

Известные пастыри считают, что руководство религиозными общинами не должно осуществляться из-за рубежа

Новости Москвы 
0
143
Время на чтение 11 минут
Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на конференции «Государство, религия, общество в современной России», заявил, что руководство религиозными общинами, действующими в России, должно осуществляться только из центров внутри страны, а не из-за рубежа, поскольку это имеет непосредственное отношение к сохранению суверенитета страны, безопасности и стабильности в государстве, пишет Regions.ru.

«В момент, когда религиозно-общественные процессы приобретают ключевое значение в большинстве стран, обязательно найдутся силы, желающие обратить эти процессы во вред своим историческим конкурентам. Мы имеем этому массу примеров, начиная от псевдоисламского экстремизма и заканчивая деятельностью разного рода новых религиозных движений, используемых в прагматических целях нашими историческими оппонентами», - сказал о. Всеволод. В этих условиях, по его мнению, «государство не может быть нейтральным в отношении внешних влияний и связанных с ними религиозных и религиозно-общественных доктрин».

«В идеале единственным центром принятия решений и духовной власти в религиозных общинах должны быть центры, расположенные внутри страны. Любая уважающая себя страна добивается этого. Мы имеем этому массу примеров, в том числе из нашей собственной истории, если говорить о Российской империи и Советском Союзе», - сказал глава ОВЦО.

Когда руководство религиозными общинами «только изнутри страны невозможно, видится необходимым диалог, направленный на безусловное принятие стратегических целей и ценностей российской цивилизации, включая ее модель отношений Церкви, государства и общества», добавил протоиерей.

«Некоторые говорят: "не получится", или говорят, что некоторые международные религиозные структуры никогда не пойдут на то, чтобы принять наши цивилизационные установки, - у некоторых (стран) получается. В Китае получилось все», - заметил протоиерей Всеволод Чаплин. Он выразил уверенность, что «получится и у нас, если мы проявим достаточную волю». «Если скажем, что те или иные наши оппоненты и партнеры должны меняться сами, менять самые основы своих политических и идейных построений, если они хотят, чтобы движение диалога с нами было обоюдно выгодным и результативным», - добавил отец Всеволод.

«Согласны ли вы, что «руководство религиозными общинами, действующими в России, должно осуществляться только из центров внутри страны, а не из-за рубежа»? Не приведет ли это к религиозным гонениям, как на Украине или в Китае?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Мне в нынешней, все больше усложняющейся ситуации, которая больше похожа на новую форму глобальной войны, понятно: Россия, отвечая на вызовы, должна вырабатывать свою стратегию, с тем, чтобы минимизировать любые возможные потери, противостоять внедрению чуждых нам ценностей. Чтобы сохранить мир, в котором мы живем, вряд ли возможно другое решение».

«Конечно, - продолжил пастырь, - невозможно убить всех зайцев одним выстрелом, оказаться хорошими для всех, но для этого и существует аналитика; специалисты, которые, взвесив все "за" и "против", берут на себя ответственность, принимая подчас непростые решения. И решение, предлагаемое отцом Всеволодом Чаплиным - одно из возможных».

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал: «Россия стала такой, какая она сейчас, благодаря церковно-государственным отношениям. Письменность у нас появилась благодаря церковной жизни, крещение и воцерковление - во многом результат государственной политики, которую проводил князь Владимир, а позже его духовные последователи. Мы видим: церковно-государственные отношения всегда были тесно переплетены. Я считаю такое церковно-государственное сотрудничество наиболее жизнеспособным форматом отношений».

«Конечно, - продолжил отец Алексий, - был и печальный опыт. Мы помним, как Петр I упразднил Патриаршество, и знаем, что за этим последовало. Да и деятельность Патриарха Никона тоже вызывает у историков вопросы. Но если мы сегодня попытаемся искусственно отделить жизнь светскую от жизни духовной, это приведет к ослаблению и государства, и Церкви, а также к появлению огромного количества различных сект».

«Конечно, государство должно жить по своим законам, и Церковью нельзя управлять извне, - убежден он. - Что касается отношений с православной Украиной или другими православными государствами - они не носят административного характера. Патриарх Московский не диктует украинским приходам, как им жить и что делать. И точно так же Патриарх Иерусалимский или Константинопольский не имеет влияния на то, что происходит внутри нашей страны. Единство веры - вот то общее, что объединяет и Русскую, и Украинскую, и Греческую Православные Церкви. Потому сохранение внутреннего управления Церковью, безусловно, важный и актуальный вопрос и для Церкви, и для государства Российского».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель Отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что надо отличать традиционные вероисповедания, которые существовали на этой территории исторически, от тех, что возникли неизвестно откуда. «И в этом вопросе роль государства огромна, - уверен он. - Возьмем устав нашей религиозной организации. Там написано, что мы действуем в соответствии с внутренними законами нашего государства. И любой религиозной организации, если она хочет действовать на территории нашего государства, в своем уставе необходимо это записать. Иначе для чего они приходят? Разрушать нашу страну, самобытность, культуру? Нам этого не нужно».

«Государство должно это четко регулировать, а мы как религиозная организация, конечно, будем, действовать своими способами, - пояснил пастырь. - Наша прямая миссионерская обязанность – показать: Православная Церковь и есть та религиозная организация, которая защищает наших людей, культурно-исторические устои нашего общества. В нашем районе зарегистрированы две религиозных организации – РПЦ и мусульманская. Но это де-юре, а де-факто у нас есть и пятидесятники, и адвентисты седьмого дня…. Эти организации действуют нелегально, в обход всех существующих законов в нашем государстве. Поэтому и необходим контроль».

«Есть примеры, когда религиозные организации действуют не только вразрез с законами государства, но человеческими законами. Это касается не только радикального ислама, но и огромного количества других тоталитарных сект, полностью подавляющих личность, зомбирующих людей. Но никак нельзя утверждать, что руководство религиозных общин должно находится исключительно на территории государства, где находится община, - уверен отец Вячеслав. - У нас в России есть подворье Румынской, Константинопольской, Сербской Церквей - как быть с ними? Я плохо знаком с опытом Китая, но знаю, что Православной Церкви там больше нет, и что китайцы вообще не разрешают служить священникам других национальностей. Так все-таки нельзя».

«Но вместе с тем государство обязательно должно отслеживать деятельность религиозных организаций, - считает пастырь. - Нас, например, регулярно проверяет Министерство юстиции, а также прокуратура. Мы работаем открыто, прозрачно. Мне кажется, по этому пути и нужно идти, и тогда проблем не будет. Надо, чтобы все религиозные организации действовали легально, чтобы их можно было проверить. У государства есть способы выяснить, чем занимается та или иная религиозная организация, и особенно внимательными нужно быть, если она финансируется из-за рубежа. А то приходят "религиозные коробейники", морочат людям голову, а спросить не с кого – их на территории района вроде бы и не существует. А неплохо бы поинтересоваться, на какие средства люди арендуют залы, снимают гостиницы, издают литературу – это же огромные деньги! Если проследить всю цепочку финансирования, станет ясно, какую цель преследует та или иная организация. Это все очень легко проверить - при желании, конечно».

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, убежден, что повсюду нужен учет и контроль. «В любой сфере, будь то обороноспособность, преступность, миграция, религиозная деятельность, должны быть какие-то силы и средства, которые контролировали бы происходящее, - подчеркнул он. - Порой духовная неграмотность, а то и алчность некоторых чиновников приводит к тому, что у нас развиваются неконтролируемые секты чуждого и ненужного нам направления. Это страшнее чем Эбола, потому что бесконтрольно. И на ровном месте могут случиться страшные катаклизмы».

«Я сторонник того, чтобы и в наших вооруженных силах был такой контроль. Нужны специально обученные люди, которые работали бы именно в силовых структурах, правоохранительных органах, в местах, где вершатся судьбы людей – в судах, тюрьме, прокуратуре. Там тоже много духовных сектантов разных мастей. У нас просто «дикое поле» в этом смысле, поэтому и законы порой не работают, и диву даешься от того, что происходит», - признался отец Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Очевидно, что иностранцы, приехавшие жить и работать в Россию, могут подчиняться своим зарубежным духовным лидерам. Например, католики или протестанты, которые подчиняются папе Римскому, кем должны окормляться? Наверно, они так и должны принадлежать той конфессии, с которой себя изначально отождествляют. И если центр конфессии, например, Ватикан, они и должны подчиняться Ватикану».

«А вот прозелитизм, когда те или иные конфессии базируются за рубежом, а стараются вербовать адептов из нашего же православного населения, это уже другой вопрос, - считает отец Андрей. - То есть когда православный вдруг становится последователем иной конфессии, он должен подчиняться институции, которая имеет базу на Западе? Или он должен подчиняться каким-то новообразованиям, созданным местным руководством? Или надо запретить вообще проповеди других конфессий, которые проводятся с целью вербовки адептов среди наших русских граждан? Надо законодательно определиться, а то не очень понятно получается».

«Нет, сам-то я как раз думаю, что если рожден в России, корнями уходишь в Православие, то и должен принадлежать к Православию. Но разве можно это законодательно определить и регламентировать, не ущемляя при этом другие традиционные конфессии? Сомневаюсь», - заключил пастырь.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил: «Когда такой публичный человек, как отец Всеволод Чаплин, делает какие-то заявления, он, по всей видимости, говорит не как частное лицо, а как представитель Русской Православной Церкви. И мне тревожно из-за такой точки зрения моей Церкви, потому что это - палка о двух концах, которая может ударить в первую очередь по нам самим».

«По-видимому, - продолжил он, - слова о. Всеволода продиктованы сиюминутными соображениями и просто не учитывают более широкого контекста. Из истории мы знаем: были и локальные церковные организации, были и глобальные, руководившие церковной жизнью в других странах. Понятно, что заявление отца Всеволода относилось прежде всего ко всякого рода сектам, радикальному исламу и т.д. Но нужно же понимать и другое: нас могут обвинить в лицемерии: утверждая подобное для других религиозных организаций, сам Московский Патриархат претендует на руководство Православной Церковью на территории таких государств, как Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и т. п.»

«Мне хорошо известна и ситуация в материковом Китае - там нет ни одного прихода Православной Церкви, кроме двух, что находятся в посольстве и в консульстве, куда запрещен вход гражданам Китая. А сейчас в этой стране началась кампания по демонтажу крестов со старых церковных зданий. Что имеет в виду о. Всеволод, говоря о том, что "в Китае все получилось" - непонятно. Я думаю, нам не стоило бы делать столь опрометчивых заявлений. Это может вызвать и прекращение религиозного диалога, и гонения на верующих иных конфессий, и обвинения нашей Церкви в двуличности и лицемерии», - заключил игумен.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал, что ни для кого не секрет, что центры управления различных тоталитарных, деструктивных сект, действующих на территории России, находятся на Западе. «У нас уже ловили мормонов на территории закрытых воинских частей, - напомнил он. - Были проблемы у секты сайентологов с правоохранительными органами - их подозревали в шпионаже и сборе досье на видных российских деятелей - в том числе политиков. И на Украине тысячи адептов тоталитарных сект принимали участие в организации революции».

«Мне также известно мнение известного исламоведа Романа Силантьева, который считает, что в России вполне возможен майдан. Этому могут поспособствовать радикальные исламские группировки, различные сектантские организации, объединяющие десятки, а то и сотни тысяч людей, готовых выйти на площади (в частности, речь идет о трудовых мигрантах из средней Азии и Кавказа, зараженных идеями радикального ислама). Я думаю, эти опасения не беспочвенны, поэтому для подобных организаций необходимы законодательные фильтры, - убежден отец Святослав. - Слишком долго в России все было пущено на самотек, когда полностью отсутствовал контроль».

«Мы не должны забывать: некоторые религиозные организации тоже финансируют из-за рубежа. Насколько мне известно, те же саентологи, якобы проводящие научные мероприятия, могу подавать под этим соусом любую информацию, в том числе готовить государственный переворот. Вместе с тем я не считаю, что можно ссылаться на опыт Китая. Сейчас, когда умерли последние китайские епископы и священники, по сути, развитие православной миссии там остановилось, - посетовал он. - Позиция государства в этом вопросе такова: для китайцев должны служить китайцы, местное население, а священники-иностранцы – только для иностранцев. Исключение составляет Гонконг, но у него особый статус. РПЦ у всех на виду; православное христианство всегда было самой миролюбивой религией, что подтверждено тысячелетним опытом, и никогда не представляло угрозы государству. А религии-однодневки, появляющиеся как грибы после дождя, нужно контролировать. Мне кажется, государство должно приложить к этому все усилия».

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что миру известны, как попытки управления религиозной общиной страны изнутри, так и прецеденты создания национальных церквей. «И тот и другой подходы имеют свои сильные и слабые стороны, - считает он. - Ни тот, ни другой опыт для страны с большой численностью населения, исповедующего различные вероучения, не подходит».

«Недавняя попытка создания национальных церквей провалилась - прежде всего, потому, что была продиктована политической конъюнктурой. Стало понятно: так делать нельзя, это нанесет несомненный вред не только Церкви, государству, но и народу, которое он населяет. То, что происходит на Украине, поступки представителей так называемого "Киевского патриархата" - тому свидетельство. Церковь не может быть частью политической системы, не может заниматься политикой - это противоестественно. И также она не может выступать агентом внешнеполитических сил. Это еще более отвратительно и идет вразрез с самой природой Церкви. Поэтому, на мой взгляд, уместнее говорить не о религиозных организациях, а о политических, для которых религия - только вывеска. Деятельностью таких организаций обязано заниматься государство, призванное обеспечивать интересы своего народа», - заключил отец Филипп.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59