«Власть стала в большей мере опираться на национальное и христианское начало»

Православные священнослужители прокомментировали утверждение о том, что Россия начинает выступать на международной арене как защитница традиционных ценностей

0
195
Время на чтение 8 минут
Марлен Ларюэль, профессор Университета Джорджа Вашингтона, опубликовала статью «По ту сторону антизападничества: Как Кремль трактует европейскую идентичность и предназначение России» (Beyond Anti-Westernism: The Kremlin’s Narrative about Russia’s European Identity and Mission). Ее перевод публикует РБК.

Г-жа Ларюэль, в частности, пишет: «В российской идеологии, особенно с 2011–12 годов, происходит заметный сдвиг. С одной стороны, Кремль критикует современную западную политику, но вместе с тем и акцентирует роль России в сохранении «истинных» европейских ценностей. Обращение Кремля к теме нравственности — это новый способ сформулировать "русскую идею", представление о национальной идентичности России. "Русская идея" теперь одновременно и провозглашает особый путь России, и заявляет претензию на его всемирную значимость».

Автор статьи отмечает, что апелляция России к христианским корням западной цивилизации находит сочувственный отклик у многих политических и общественных сил на самом Западе: у католиков и консервативной части протестантов, у консервативных партий, у просемейных и антиабортных движений и т.п.

«До сих пор российская политика «мягкой силы» делала упор на понятие "русского мира", ориентированное на ограниченную аудиторию. Теперь голос России "дерусифицируется" и осовременивается - по крайней мере, для части представителей международной аудитории. Впервые со времени краха марксизма Россия предлагает миру идеологию, выходящую за пределы ее национальной специфики, имеющую универсальную ценность; она может быть воспринята и проинтерпретирована по-новому в других контекстах. Благодаря моралистическому повороту Кремля, Россия может продвигать такую идеологию, которая не призывает к отгораживанию от Европы или Запада, а, напротив, предполагает ее включение в европейский контекст в качестве носителя «истинных», утраченных Западом ценностей», - пишет Марлен Ларюэль (сама, насколько можно судить по статье, этих ценностей отнюдь не разделяющая).

Российское общество пока что действительно прочнее держится за традиционные для европейской цивилизации представления о морали, чем общество западное. Правда, с одной стороны, западное общество на самом деле гораздо консервативнее, чем кажется при взгляде со стороны (что, например, показали миллионные демонстрации против легализации однополых «браков» во Франции) – а с другой стороны, и в России традиционная мораль постепенно расшатывается (так, уже за послесоветские годы превратились в норму добрачные и незарегистрированные сожительства).

При этом российская действительность – чрезвычайная распространенность разводов и абортов, множество брошенных детей, слабое сравнительно с Западом развитие благотворительности и волонтерства, прямая пропаганда разврата в СМИ и т.п. – дает не так уж много оснований считать нашу страну защитницей христианских корней Европы.

«Согласны ли вы с выводом, что Россия начинает выступать на международной арене как защитница традиционных ценностей? Насколько Россию действительно можно считать таковой? Не должно ли именно это стать национальной идеей, об отсутствии которой так много говорится?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что Россия действительно удерживает Запад от развала.

«Благодаря Православной Церкви не только у России, но и у западного мира есть будущее - во многом благодаря политике, которую проводит патриарх Кирилл. Для нас, священнослужителей, каждый его поступок – пример для подражания. И мы на местах поступаем так же. Да, можно смело утверждать: благодаря Православной Церкви будущее есть у всего мира. Действительно, в России много разводов и абортов брошенных детей - но посмотрите, сколько нормальных семей в нашей стране, а сколько Европе? Разница огромна, и она в пользу России. Сколько детей забирает на воспитание Запад, сколько просит отдать? А почему? Да потому, что там нет рождаемости и нет нормальных семей. И даже в этом благодаря России и другим странам у Запад есть будущее. А Россия, Православная Церковь, ее нравственный закон – соль для всей земли», - заключил владыка.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что все народы, входящие в состав нашего государства, живут идеями, которые они приняли добровольно и свободно как основу собственных ценностей.

«На приобретение этих ценностей человек тратит драгоценное время своей жизни. Противостояние идей всегда было и будет. Идеи, на чьей основе была построена цивилизация, которую мы привычно называли "Запад" - идеи христианского мира. Взамен их Европе навязывают идеи новой формации, уходящие корнями туда, где дьявол, сатана, и делают это очень грубо и активно. Мы понимаем: западный мир, люди, населяющие его, безусловно, не соглашаются с этими идеями - они противоречат природе человеческого существа, которое богоподобно. А в России, слава Богу, такие задачи пока никто не ставил и разрушать устои нравственного мышления не собирался – вот и вся разница между нами. Это, конечно, не значит, что мы лучше, чем они: они активно сопротивляются, а мы больше об этом говорим. Это, скорее, значит вот что: нужно отдавать себе отчет, что с чем борется и на чьей стороне сейчас находимся сейчас мы. Нельзя не замечать: в христианской Европе, которая уже и не христианская, идет разрушение основ бытия. Взамен этого появляется совершенно новое образование, которые наполнит собой головы, тела, семьи, государства. Это тоже царство – царство Антихриста, о котором сказано в Апокалипсисе. Включится ли Россия в построение этого царства, или осознает себя как активная оппозиция такому новому строительству? Это, наверное, важнейшие вопросы современности, ответы на которые сразу определят путь нашего развития на ближайшие 50 лет», - подчеркнул он.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, напомнил, что в свое время западная церковь – католики - решили, что они имеют право от имени Господа Бога менять Божьи заповеди, учение Церкви, нравственные ориентиры Священного Писания.

«Это продолжается и по сей день. Нравственная планка опускается год от года все ниже, и это отражается на всем течении жизни и, в частности, культуре Запада. Россия, несмотря на потрясения прошлого века, несмотря на уничтожение Церкви, держит эту высокую планку нравственных ценностей. И сегодня благодаря этому у нас есть ориентир, на который мы можем держать курс. Поэтому, безусловно, сохранение нравственности народов нашей страны могло бы стать национальной идеей для России и большой нравственной помощью народам Европы», - подчеркнул священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что сейчас национальная идея у нас – рубль.

«Другой я пока, к сожалению, не вижу. А если национальная идея такова, о защите христианских ценностей речи идти не может. Мы можем только играть этими ценностями, спекулировать на них, заниматься популизмом. Всем эти христианские ценности "до фонаря". Вместе с тем Россия всегда была особым государством, народу которого свойственно милосердие, сострадание. Но русский человек легко поддается на разные уловки. Когда-то никто не мог подумать, что самодержавие будет свергнуто. Но нашлась группа предателей, сделавших это и изменивших курс страны. Итог мы помним: море крови, голодомор… Но не один же Ленин совершил революцию, народ тоже вышел на улицы! Русский мужик привык надеяться на кого-то, уповать, что кто-то подумает за него: царь ли батюшка, Путин, кто-то еще. Так быть не должно. Сейчас, как бы ни критиковали Россию, россиян, они, на мой взгляд, стали более думающими, информационно подкованными. Но пока этот процесс идет слишком медленно. Многие до сих пор живут по принципу: "Я счастлив от того, что у меня много денег". Должно произойти переосмысление ценностей. Многие в России откликнулись на боль соседнего государства, Украины. Наш народ все-таки сочувствующий, милосердный. Посмотрите, сколько мы собираем денег на больных детей через смс-рассылки – миллионы за считанные дни! Нельзя сказать, что наши люди далеки от христианских ценностей. Но Россия забыла Бога, и это видно. И возрождения не произойдет, пока русский человек не поймет: он без христианских ценностей погибнет», - заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил: «Только слепой не видит, что наши общественные настроения, - например, насчет отношения к гомосексуализму, - подкрепленные политическими заявлениями и действиями, ближе к традиционным ценностям, чем те, которыми живет современная Европа и Америка».

«Они, кстати, используют эти вопросы как лакмусовую бумажку: если ты толерантен к этой теме, значит, ты наш, европейский. Вопрос только можно ли лояльность к тому же гомосексуализму действительно считать синонимом европеизма? Конечно, единое отношение к нравственным вопросам объединяет наше население, да оно общее и у наших традиционных религиозных конфессий. Но говорить, что именно это и есть наша национальная идея, мне кажется, не совсем верно. Все-таки идея должна быть сформулирована более ярко и глубоко. То, о чем мы говорим - это общечеловеческие нормы, данные Богом для всех, а вовсе не национальная идея. России предстоит еще поискать ту идею, которую она будет нести не только всему миру, но и объявит своим главным символом. Для меня главной русской идеей может быть то, что я называю идеей Святой Руси. Это идеал жизни по правде Божьей. Но нашим политическим лидерам предстоит еще до этого дорасти. Потому что правда Божья выглядит иногда не столь прагматичной, как бы им хотелось», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что нужно научиться разграничивать политическую верхушку Европы и ее простых жителей.

«Сколько бы нас ни ругали европейский политики, сколько бы они ни «мультикультурировались», все равно у многих жителей Европейского Союза позиция России по многим вопросам вызывает искреннее уважение. Три недели командировки в Ирландию открыли мне много нового. Незнакомые люди - таксисты, продавцы, просто прохожие - узнав, что я из России, выражали искреннюю поддержку нашей стране. Сколько бы на западе не говорили о важности взаимопроникновения культур, у всего есть логический предел. Европейцам, кажется, надоедает регулярно декларируемое заготовленное "общественное мнение", которое требует терпимо относиться к однополым "бракам", абортам, миграции и прочему. Скорее будет правильно сказать, что Россия не только защитник европейских классических христоцентричных ценностей, но пример развития традиционного общества, опирающегося прежде всего на свои внутренние, исторические реалии», - подчеркнул священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что национальное бытие, которое неотделимо от национальной идеи, существует помимо того, что говорят профессора зарубежных университетов, и даже помимо того, что говорят и делают политики.

«Если власть не безбожная, мы ее уважаем и принимаем как факт, но мы не идентифицируем нацию и христианский народ с этой властью. Власть действительно в последние годы стала в большей мере опираться на национальное и христианское начало. Это хорошо, раз власть находит полезную для себя тактику в опоре на национальные ценности, которые существуют помимо всякой власти. Их можно подавлять, как делали большевики, или быть к ним индифферентным, как было в 90-е годы. А сейчас отношение другое, в том числе и на международной арене, это радует и поддерживает наш дух. Но не это главное. Сегодня во всем мире идет война дьявола против божественного начала в человеке. И закрывать на это глаза неразумно. Мы наблюдаем войну на разных фронтах. И, конечно, наша задача победить в этой борьбе, или как минимум укреплять свои позиции и расширять линию обороны. А чего мы сможем достичь, поднимая даже не российскую власть и народ, а тех людей, которые стоят на стороне Христа, и что мы сумеем сделать в Европе, Азии, Африке, во всем мире, - зависит от нашего упорства и мужества в этой борьбе», - заключил о. Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21