«Забота о стране нашей не может осуществляться без заботы о человеческой душе»

Предстоятель Русской Церкви посетил Калужскую епархию

0
153
Время на чтение 10 минут
Во вторник, 9 сентября, в день памяти преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Калужскую митрополию, сообщает Патриархия.ru.

В этом году отмечается 900-летие мученической кончины преподобного Кукши Печерского, просветителя вятичей. Центром торжеств стал Троицкий кафедральный собор в Калуге.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Митрополит Калужский Климент приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону священномученика Кукши.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим замечательным и светлым днем памяти преподобного священномученика Кукши, 900 лет со дня мученической кончины которого мы сегодня отмечаем.

Мне приходилось неоднократно проезжать через город Калугу, потому что, будучи Смоленским архиереем, я иногда ехал в Москву через Калужскую область, посещая находящиеся близко к Калужской области приходы Смоленской епархии, но почти никогда не было возможности даже остановиться, и не было ни разу возможности посетить этот замечательный город, центр Калужской области, уже в период возрождения церковной жизни. Поэтому я имел очень поверхностный взгляд на город.

И я радуюсь тому, что сейчас увидел. Мой маршрут по Калуге был сегодня тоже не очень продолжительным, но как удивительно изменился город. Как замечательно отремонтированы храмы, благоустроены жилища, построены красивые дома, в замечательном состоянии дороги — город производит очень приятное впечатление.

Когда я взошел под сень этого величественного собора, вспомнил, как еще в бытность моим заместителем, когда Вы трудились в Отделе внешних церковных связей, Вы рассказывали мне о тех трудностях, которые приходилось преодолевать при воссоздании этого величественного собора. Должен сказать, что сегодня в таком благолепии, в такой красоте предстает собор, что его можно отнести к числу наиболее замечательных соборных храмов Святой Руси. Я хотел бы поблагодарить Вас, владыко, за Ваши труды. Знаю, как Вы в каждую мелочь входили, как Вы тратили свои силы и время для того, чтобы этот храм возродился, и чтобы другие храмы Калужской области также возродились и приняли свой первоначальный вид. Сегодня мы сюда летели вертолетом, и я видел с высоты птичьего полета калужские деревни, видел множество храмов, абсолютное большинство которых отреставрировано. И это опять-таки свидетельствует о Вашей заботе, о поддержке, которую Вы имеете со стороны губернатора, светских властей. Общими усилиями возрождается святая Калужская земля, отмеченная мученическим подвигом преподобного священномученика Кукши.

Церковь Христова сегодня своими силами, народными силами созидает на нашей земле Божии храмы не для того только, чтобы восстановить прекрасные архитектурные сооружения, не только для того, чтобы ландшафт обрел свою совершенно особенную, ни с чем не сравнимую в мире красоту. Церковь Христова созидает храмы и осуществляет свою проповедь, чтобы, подобно тому, как преображаются порушенные и оскверненные храмы, так же преобразовывались бы и человеческие души, чтобы они озарялись внутренним светом, красотой, Божией правдой. А поскольку всё, что происходит в человеческом обществе, начинается и кончается в человеческой душе, это означает, что забота о стране нашей, о народе, об обществе, о благоустройстве внешнем и внутреннем не может осуществляться без заботы о человеческой душе, иначе все рухнет и ничего не получится.

Ведь и в советские годы много сил отдавалось на то, чтобы улучшить жизнь. В то время в одних руках, можно сказать, были сконцентрированы все сокровища нашей земли, весь промышленный, сельскохозяйственный потенциал. И, казалось бы, всего этого должно с лихвой хватить, чтобы, по крайней мере, внешне люди жили красиво, в достатке, и благодарили за то, что имеют такую жизнь. Но не получилось сделать то, о чем мечтали многие поколения людей, за что многие боролись и даже отдавали жизни.

Именно потому не удалось, что душой человеческой не занимались. Человека воспитывали с помощью идеологических лозунгов, постулатов, а идеология есть производное от человеческого ума. Идеология не живет более трех-четырех поколений, у нее нет внутренней энергии работать на протяжении многих столетий и тысячелетий, потому что источником является человек, а мудрость человеческая преходяща: сегодня одно, а завтра другое. И нередко то, что появляется сегодня, низвергает то, что было вчера. Разве не так происходило в нашей стране, разве не так происходит в мире? А человеческая душа — та же, что была и тысячу, и две тысячи лет назад: то же самое внутреннее духовное устройство. И потому тот же язык, который использовался для того, чтобы проповедовать слово Божие две тысячи лет назад и убеждать людей менять свою внутреннюю жизнь, мы используем и сегодня.

Небольшой пример. Сегодня звучало рядовое, как мы говорим на языке церковного устава, евангельское чтение, которое полагается прочитать в этот день. И начинался этот отрывок с таких слов: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам (Мк. 4:24). Две тысячи лет назад было сказано, но как же актуально звучат эти слова! Они обращены к каждому человеку, они затрагивают глубочайшие внутренние струны, они сообщают человеку огромной силы мудрость, овладевая которой можно многое изменить в своей собственной жизни.

Что означает "мерить мерой"? Это значит оценивать человека и, оценив, поступать с ним так, как ты хотел бы поступать. А что является критерием, мерилом этой оценки, что формирует это мерило? Мы сами, наш разум, наше отношение, в первую очередь, к самим себе, потому что чаще всего через призму этих отношений мы оцениваем людей. Хорош для нас тот, кто хорошо к нам относится, а кто к нам плохо относится, тот плох. Но когда мы этим мерилом меряем человека, мы же никогда не спрашиваем самих себя: а хорош ли я сам? А правильно ли, что я по себе меряю других? А может быть, я живу греховной жизнью? А может быть, мой мозг, разум мой порабощен опасными и злыми мыслями и идеями? Может быть, гордыня, что называется, через край выливается? Может быть, хорошего ничего нет во мне? А я меряю этим мерилом своих ближних.

Господь же говорит: каким мерилом мерите, таким и вам будет отмерено. И уже больше ничего говорить не надо. Каждый человек, который критически себя оценивает, — не тот, конечно, у кого вообще закрыто внутреннее зрение, кто вообще не способен оценивать себя объективно; с такими людьми почти ничего не может произойти доброго, — но если человек способен подвергнуть себя внутреннему суду, он может задать себе вопрос, что с ним будет после смерти, попадет он в ад или в рай. И такой человек спросит себя: я меряю другого по своему разумению, а я-то кто такой, Господи? А грехов-то сколько я совершил, а неправды сколько, а скольких обидел, а сколько пустых слов произнес, а скольких осудил, а скольким в жизни подножку подставил! Значит и меня Господь будет судить этим самым мерилом. Так разве после такого суда унаследуешь Царствие Небесное?

Дивные слова: какой мерою мерите, такой и вас будут измерять. Давайте запомним сегодня эти слова. И всякий раз, когда мы хотим вынести свой грозный суд над человеком, — всегда очень грозный, мы себе многое прощаем, а другим — ни в коем случае — когда свой грозный суд хотим обратить на кого-то, вспомним эти евангельские слова, и эти слова помогут нам вовремя остановиться и сказать: Боже, милостив буди ко мне, грешному, будь справедлив по милости Своей Божественной, будь любящим Отцом, прости мои грехи, а я не судья для своего брата. Если что-то нам не нравится в человеке, самым правильным ответом на плохие поступки, если они не затрагивают профессиональных или общественных дел (там другое измерение), если это в личностном плане все осуществляется, то такого человека нужно просто предавать суду Божиему и не вершить над людьми своего неправедного суда.

Если все эти мысли божественные — не человеческие, ведь это не части какой-то идеологии, это — слова Божии, которые Бог нам принес и передал через святых апостолов, — если они будут усваиваться родом человеческим, народом нашим, жизнь наша изменится до неузнаваемости. Поэтому мы и строим храмы.

В память о пребывании в этом святом храме и памятуя также о Вашем личном вкладе, владыко митрополит, в возрождение этой святыни, хотел бы передать для сего храма икону Вашего небесного покровителя, священномученика Климента Римского. Пусть его молитвами Господь Вас хранит на пути архипастырского служения, и пускай верующие, которые будут прикладываться в этом храме к этому Патриаршему дару, молятся и за своего архипастыря, владыку Климента. И прошу вас в своих молитвах вспоминать о Патриархе.

А лично Вам, Ваше Высокопреосвященство, хотел бы передать этот крест с панагией, которые были изготовлены в связи с 700-летием со дня рождения преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского».

В дар Троицкому собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону священномученика Климента Римского, небесного покровителя митрополита Калужского Климента. Главе Калужской митрополии Святейший Патриарх вручил панагию и крест, изготовленные к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Во внимание к усердным архипастырским трудам на благо Христовой Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил митрополита Калужского и Боровского Климента орденом святителя Макария, митрополита Московского, II степени.

Затем Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник священномученику Кукше Печерскому (работы скульптора Алексея Леонова), установленный в парке на территории Троицкого кафедрального собора.

Его Святейшество также посетил Калужскую Свято-Тихонову пустынь — мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Дзержинском районе Калужской области.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Успенский храм Тихоновой пустыни.

Архимандрит Тихон (Завьялов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону основателя обители — преподобного Тихона Калужского.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом:

«Всех вас сердечно приветствую и радуюсь возможности посетить Тихонову пустынь в Калужской митрополии.

Вы правильно сказали, отец Тихон, что в свое время Тихоновская пустынь была вместе с Оптиной пустынью двумя светочами на этой земле. Именно потому, что здесь подвизались богоносные отцы и прозорливые старцы и сюда стекалось огромное количество паломников. К сожалению, в XX веке пустынь была разрушена, осквернена. Я хотел бы выразить особую благодарность владыке Клименту и Вам, отец Тихон, а также в лице губернатора — властям Калужской области за содействие в восстановлении этого замечательного святого места.

Народ наш нуждается в таких местах. Некоторым кажется, что по мере развития науки и техники, ускорения темпов жизни людям некогда будет ходить в храмы, они забудут Бога, полностью предадутся удовлетворению своих материальных потребностей. И многим кажется, это еще и потому, что в других странах так и происходит — сокращается поле человеческой религиозности. Но в России по милости Божией всего этого не происходит. Мы видим особое отношение многих людей к посещению святых мест, обителей русских, скитов. Почему же сюда устремляются современные люди? А потому что здесь в уединении можно отрешиться от каждодневной суеты и забот. Здесь можно, как, может быть, ни в каком ином месте, почувствовать присутствие Божией благодати, которая прикасается к человеческому сердцу, которая оплодотворяет ум, волю и чувства человека. И если по милости Божией монашествующие будут трудиться так, как они призваны, не жалея жизни своей, никогда не жалея о том, что они оставили за пределами монастыря, полностью отдавая себя молитве, воздержанию, духовной жизни, пастырской работой с людьми, то тогда святые места не потеряют своего притяжения. Они будут, действительно, важным форпостом духовной жизни современного человека.

Восстановленные стены и великолепные храмы — это важный очень этап в возрождении святыни, но если мы на этом только остановимся, то мы не достигнем самого главного. Поэтому сегодня, наверное, главная задача иноков во главе с отцом наместником и заключается в том, чтобы духовная жизнь обители становилась притягательной для людей.

Дай Бог вам, дорогие братья, именно так нести свое послушание, никогда не роптать, никогда ничего не искать для себя, не строить никаких иллюзий в своем сознании, никаких фантазий, которые способны разрушить целостность монашеской жизни, предаваться воли Божией, молиться и каждый день делать что-то для того, чтобы сердца наших людей укреплялись в вере».

В дар монастырю Святейший Патриарх передал икону Христа Спасителя. Архимандриту Тихону Предстоятель вручил наперсный крест.

Верующим были розданы иконки с Владимирским образом Божией Матери.

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Преображенский собор Тихоновой пустыни. В нижнем храме собора Святейший Владыка поклонился честным мощам основателя обители преподобного Тихона Медынского, Калужского чудотворца.

Его Святейшество также посетил Владимирский скит Калужской Тихоновой пустыни, расположенный в селе Дворцы на реке Угре. Затем Предстоятель Русской Церкви освятил здание монастырского музея-диорамы «Великое стояние на реке Угре в 1480 году», построенное на территории скита.

В музее Предстоятель осмотрел картины заслуженного художника Российской Федерации, уроженца Калуги Павла Рыженко (1970-2014), посвященные преподобному Сергию Радонежскому, и диораму, над созданием которой трудилась группа художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко и народного художника Российской Федерации Александра Сытова.

На площади перед музеем Святейший Патриарх обратился с кратким словом к участникам церемонии открытия диорамы. «Мы с вами находимся в замечательном месте. Здесь развернулась одна из самых эпических страниц истории нашего Отечества. От того, что произошло на этом месте, во многом зависело будущее нашей страны, нашего народа и нашей Церкви», — отметил Святейший Владыка.

Первосвятитель сердечно поблагодарил митрополита Климента, губернатора Калужской области А.Д. Артамонова, наместника Тихоновой пустыни архимандрита Тихона и всех, кто трудился при создании Владимирского скита и диорамы, посвященной одному из важнейших событий отечественной истории. Святейший Патриарх почтил память мастера исторической картины Павла Рыженко. Двадцатидвухметровая диорама была создана незадолго до его кончины в июле 2014 года и стала последним произведением художника.

«Посещая это место, все, кто будут сюда приезжать, будут вспоминать и героический подвиг нашего народа, защитившего Отечество, и замечательного русского художника Павла Рыженко, и создателей и благоукрасителей этого святого места. Дай Бог, чтобы все это работало на исцеление и преображение наших душ», — сказал в завершение Предстоятель.

В дар Владимирскому храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого благоверного князя Андрея Боголюбского с частицей мощей.

На память о посещении скита наместник Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) преподнес Его Святейшеству макет памятника царю Ивану III, который будет установлен на территории обители.

Верующим были розданы иконки с Владимирским образом Божией Матери.

В завершение Первосвятительского визита в Калужскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил скит «Живоносный Источник» Калужской Тихоновой пустыни, где осмотрел храм на источнике преподобного Тихона Калужского.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28