«В России никогда не считалось постыдным обсуждать вопросы веры»

Известные пастыри о добровольном заполнении графы «Вероисповедание» в переписи населения

0
150
Время на чтение 6 минут
На общественном совете Росстата заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Роман Богдасаров предложил во время переписи населения задавать вопрос о вероисповедании, пишет Regions.ru. По его словам, в связи с высокой мобильностью населения было бы полезно для представителей традиционных религий знать, где проживают их верующие.

По его мнению, ответ на этот вопрос должен быть добровольным. «Пожалуйста: хочешь - отвечай, хочешь – нет», - отметил Роман Богдасаров.

«У нас нет возражений, но нужно провести общественные обсуждения», - заявил глава Росстата Александр Суринов. Он напомнил, что, «когда готовили закон 2002 года (о всероссийской переписи населения), все традиционные конфессии сказали «нет» этому предложению.

По его словам, вероисповедание «относится к вопросам чувствительным, так же как и национальная, этническая принадлежность». «Рекомендуем не включать в перечень обязательных, а возможных», - сказал Суринов, предложив обратиться в совет при Президенте России по взаимодействию с религиозными объединениями для дальнейшего обсуждения.

«Как вы относитесь к этому предложению? Какие плюсы и минусы вы видите?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сказал: «Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Роман Богдасаров – официальный представитель РПЦ, поэтому его предложение, скорее всего, официальная позиция Церкви. И позицию эту разделяют и другие представители Русской Православной Церкви».

«Прошлая перепись населения характеризовалась особым вниманием к различным деталям жизни наших граждан, - в частности, задавались вопросы о бытовых условиях, которые, кстати, весьма чувствительны для многих. Действительно, и вопрос о религиозной принадлежности для многих членов нашего общества чувствителен. Возможно, некоторым трудно на него ответить, поскольку они сами еще не определились по поводу собственных религиозных убеждений. Вместе с тем, если мы будем настолько бережно относиться к чувствам наших граждан, и избегать всех чувствительных вопросов, перепись вообще потеряет смысл, - полагает игумен. - Для многих чувствителен и вопрос о национальности. Есть люди, которые обижаются, когда им задают вопрос об их возрасте. Поэтому мнение, что вопрос о религиозной принадлежности относится к особо чувствительным, весьма субъективно. Часто различные политические, общественные деятели в своих выступлениях приводят статистику по тем или иным религиозным организациям, как христианским, так и не христианским. И приведенные данные часто отличаются друг от друга, иногда даже на несколько миллионов. Общество имеет право знать подлинную информацию о религиозной статистике в нашей стране. А граждане должны идентифицировать свое мировоззрение с должной ответственностью, не прикрываясь чувствительностью вопроса».

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель Отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, заявил о том, что обязательно бы включил в перепись вопрос о вероисповедании и национальности. «В Греции, например, вероисповедание указывается в паспорте, - отметил пастырь. - Я думаю, настало время, когда человек, исповедующий ту или иную религию, может заявить об этом открыто. Хватит уже прикрываться всякими псевдолиберальными причинами. Веруешь во Христа - говори об этом. Точно так же открыто человек может заявить о своей национальности. Но, естественно, добровольно, без принуждения. Человек должен иметь право выбора. Эта информация, я считаю, была бы очень полезна для разработки и государственной, и образовательной стратегии дальнейшего развития страны. Да и для религиозной деятельности это было бы весьма полезно, во многом помогло бы нашей работе».

Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что данная инициатива является хорошим предложением. «Задавать вопрос о вероисповедании в ходе переписи населения стоит хотя бы для того, чтобы представлять, как дальше развивать церковное строительство – увеличивать количество храмов или, наоборот, сокращать, - пояснил отец Пётр. - И, наверное, эта информация будет полезна и государству - например, чтобы лучше понимать, как обеспечить гражданам свободу совести».

«Вместе с тем, - продолжил пастырь, - если человек захочет скрыть свою принадлежность к той или иной религии, это тоже его право. До этого у нас были попытки подобных подсчетов, и вот что удивительно – в результате двух разных опросов общественного мнения были получены совершенно разные результаты. В ходе одного из опросов насчитали 70% православных, а другого – 3,5%. Когда существует такая разница в данных, я думаю, задать этот вопрос в ходе переписи населения не помешало бы».

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, видит в этом предложении плюсы с точки зрения обычной статистики. «Да, действительно, можно будет узнать примерное соотношение верующих и неверующих в нашей стране, - полагает он. - Выяснить, в каких регионах преобладают православные, в каких - мусульмане, или скажем, иудеи. Эта информация будет небезынтересна и для миссионеров. Станет ясно, где представителям той или иной религиозной конфессии необходимо усилить свое присутствие».

«А что касается отрицательных моментов… По-моему, он только один: такая информация может оказаться оружием в руках каких-то сил, желающих, чтобы наша страна была разделена по национальному или религиозному признаку. Окажись эти данные в их распоряжении, они смогут ими оперировать, призывая национальные или религиозные меньшинства к смуте, к расколам. Поэтому мне кажется, что такая информация не должна находиться в открытом доступе», - заключил отец Николай.

Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, сказал: «Я всегда с уважением относился к статистике и поэтому не вижу ничего плохого в предложенной инициативе. Мне кажется, в результате этого появится объективная информация о том, что касается религии и вероисповедания. Конечно, многие ответы будут формальными, но даже они интересны. По крайней мере, попытаться сделать это стоит».

«Но меня удивило предложение провести общественные обсуждения по этому поводу. Если вопрос факультативный, что здесь обсуждать? Захочет человек - будет на него отвечать, не захочет – не будет. Если, кроме всего прочего, учитывать, сколько человек отказалось ответить, можно будет поразмыслить и над тем, что означает этот отказ. Сегодня вопрос веры считают интимным, личным - на западный манер. Считается неприличным обсуждать вопросы веры. Но в России никогда не считалось постыдным обсуждать вопросы веры и свои убеждения. И я тоже не вижу в этом ничего плохого. Напротив, мне всегда казалось странным, если люди говорили, что это какие-то табуированные темы, которые обсуждать неприлично. По-моему, нет ничего постыдного, в том, что человек верит или не верит. Это его убеждения. Во многом это следствие нашего советского прошлого: в то время как раз стыдно было обсуждать вопросы веры, да и вообще было стыдно считаться верующим», - напомнил пастырь.

«Давайте разберемся, для чего вообще нужны переписи? – да чтобы попробовать показать объективную картину. Если человек живет в мире своих фантазий и представлений, он может выдумывать все, что угодно. Одни считают, что мы живем в до сих пор существующей Святой Руси и не видят реальных проблем общества. Другие - что мы живем в эпоху победившего атеизма, и не замечают существования Церкви, ее роли и авторитета в обществе. Каждый видит то, что хочет. Вот для таких людей, наверное, ни плюсов, ни минусов не будет. Им просто будут неинтересны объективные данные, они могут не совпасть с их точкой зрения. Ну а минусы… Какие могут быть минусы, если мы узнаем, сколько в России сколько православных, мусульман, иудеев, буддистов, неверующих? Это всегда интересно», - заключил отец Стефан.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40