Санкт-Петербург за 300 лет своего существования прожил три эпохи, три жизни, и сейчас живет четвертую. Каждый раз начало новой эпохи в истории города было связано с присвоением ему нового имени. Окрещенная при рождении на европейский манер в честь святого апостола Петра, столица Имперской России - город Санкт-Петербург притушил блеск огней своих великосветских гостиных, вступив в Первую мировую войну под именем Петрограда. Переименование произошло по указу Императора Николая II 18 августа 1914 года с целью символически закрепить пробудившееся с началом войны русское национальное самосознание.
О том, как переименование отразилось на дальнейшей судьбе города, шла речь на круглом столе «Война, изменившая столицу», состоявшемся в ИТАР-ТАСС 18 августа. В дискуссии принимали участие: уполномоченный исполнительной дирекции Российского Военно-исторического общества по СЗФО К.М. Королев; член Санкт-Петербургской топонимической комиссии А.Д.Ерофеев; д.и.н., профессор кафедры истории нового и новейшего времени Исторического факультета СПбГУ А.В.Смолин; директор музея-квартиры А.А.Блока Л.А.Пушкарская; главный архивист ЦГИА СПб А.Г.Румянцев; доцент Департамента востоковедения и африканистики ВНИУ ВШЭ-Петербург, председатель Ленсовета (1991-1993) А.Н.Беляев; режиссер, кинодокументалист, В.С.Правдюк.
Историк Анатолий Васильевич Смолин констатировал, что переименование Санкт-Петербурга в Петроград прошло на волне патриотизма и описал положение немецкой диаспоры в столице накануне войны. Обрусевшие немцы составляли около 2% петербуржцев, больше всего их было в торговле и среди морских офицеров. Переименование было проведено кулуарно, по инициативе министра земледелия А.В.Кривошеина и в народе не обсуждалось. Антинемецкие настроения, накапливавшиеся и тихо тлевшие в 1914 году, ловко использовали в своих интересах революционеры, раздув из них на фронте в 1916 году пожар неповиновения российским офицерам - выходцам из немцев.
Свои доводы за резонность переименования российской столицы в 1914 году высказал член топонимической комиссии Алексей Дмитриевич Ерофеев. Он напомнил, что простой народ в своем большинстве в быту не произносил полного наименование столицы, ограничиваясь кратким - Питер. Накануне войны в городе на Неве были также переименовано несколько улиц, носивших онемеченные названия. Вообще практика переименования улиц и других топонимических объектов имеет место быть во всех европейских странах, но не носит откровенно политизированный характер.
С этим утверждением не согласился Кирилл Михайлович Королев, заявивший, что топоним - это всегда идеология, так как в нем отражается отношение общества к своей национальной идентичности. Поэтому всякое переименование означает обретение, восстановление или смену идентичности. То, насколько фанатично советское руководство стремилось подавить память об Императорской России можно судить хотя бы по тому, что в советский период было официально осуществлено свыше 400 тысяч переименований. По мнению К.М.Королева, решение о переименовании Санкт-Петербурга в культурном плане было популизмом, а в идеологическом плане - одной из последних попыток правящих кругов сохранить национальную идентичность путем смены символа.
Взаимосвязь топонимов с идеологией организаторы конференции продемонстрировали на примере наиболее заметного для международной общественности в 20 веке переименования города, а именно, когда в 1930 году Константинополь был назван Стамбулом. Турция захватила Византийское государство в начале 16 века и до начала 20 века спокойно жила, называя Константинополь тем именем, какое дали ему православные императоры. Но в 1923 году в Турции была провозглашена Турецкая республика. В ходе последовавших реформ, одной из которых была реформа языка, искоренявшая все османские, нетурецкие наименования, Константинополь был переименован в Стамбул (Istanbul).
В 1991 году Ленинграду (как с 1924 года стал именоваться Петроград) было возвращено наименование Санкт-Петербург. Непосредственный участник процесса возвращения городу на Неве его исторического имени Александр Николаевич Беляев рассказал, что делалось это под влиянием горячего желания и властей, и жителей города вернуть ему блеск, лоск и то значение, какое град святого Петра имел до большевистского переворота.
Город лишь 10 лет носил название Петрограда, но эти годы обернулись для него катастрофой. Например, в Санкт-Петербурге 1913 года было около 2 миллионов жителей, а в Петрограде 1924 года их осталось лишь 800 тысяч. Ленинградом город назывался в течение 56 лет, начиная с 1924 года, став за это время заурядным областным центром, в котором ветшали и разрушались памятники, музеи, храмы. Имя Санкт-Петербург возвращалось городу для мирного развития на благо граждан России. Сопротивлялись переименованию те жители, кто отстаивал память Ленинградской Блокады, боясь ее забвения с изменением названия города. Но память героической обороны Ленинграда никуда не ушла, она охраняется самой историей города, сберегается в монументах и названиях улиц.
В заключение круглого стола своим видением исторических событий 1914 года поделился кинорежиссер Виктор Сергеевич Правдюк. По его мнению, переименование города было для Государя Николая II идеологическим инструментом в политической борьбе с немецким агрессором. «Когда началась мощная и важная для России война, Император Николай Александрович воспринял ее как последнюю войну в Европе, после которой Империя займется мирными преобразованиями и обратит свое влияние на Восток. Государь понимал, что без идеологического содержания эту войну выиграть не удастся и делал все, что в его понимании способствовало поднятию патриотических настроений. К великому сожалению, Россия проиграла именно идеологическую войну. Так, газеты на 90% были настроены антимонархически и не печатали сведения об успехах Императорской армии, что оказывало деморализующее влияние на население страны. Игнорировать идеологическую составляющую в войне вообще нельзя», - подчеркнул В.С.Правдюк.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
1. Всякое переименование...