Опрос «Левада-центра» показал, что почти 9 из 10 россиян поддерживают запрет на продажу алкоголя лицам моложе 21 года и запрет нецензурной брани в общественных местах, пишет Regions.ru.
Только в 2013 году инициатива повысить возраст доступа к алкоголю с 18 до 21 года выдвигалась два раза: в феврале в виде законопроекта Совета Федерации, в апреле — Госдумы, и в обоих случаях была отвергнута.
Запрет сцен курения в кино нашел поддержку у куда меньшего числа россиян: «за» высказался 61%, «против» — 31%. Идею законодательно запретить сбор милостыни поддержали 62% респондентов, 22% инициативу не одобрили. Идею сделать Крым и Сочи конкурентами Лас-Вегаса — и построить там игорные зоны — поддержала половина опрошенных.
Социолог, руководитель пресс-службы «Левада-центра» Карина Пипия пояснила газете «Известия»: «Когда мы спрашиваем респондентов, поддерживают ли они тот или иной запрет, зачастую они отвечают «да». Почти все выступают за мораль, но когда дело доходит до реальных действий, мы видим, что более 50% курят и матерятся, — разъясняет Пипия. — Это своего рода принцип двойных стандартов: с одной стороны, поддерживаем запреты, с другой — сами им не следуем».
Кроме того, по словам эксперта, положительные ответы говорят о высокой лояльности к власти. Уровень поддержки руководства страны в связи с украинским кризисом сейчас на максимальной отметке. Так, июньский рейтинг одобрения населением действий Президента составил рекордные 87%.
Как бы вы прокомментировали итоги опроса? Почему, на ваш взгляд, люди приветствуют запреты, которым сами в быту не следуют? С такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, задался вопросом: «Почему люди приветствуют запреты, но сами их не придерживаются?» «В этом весь современный человек, - отметил он. - Во времена Советского союза люди шептались дома на кухне, осуждая действующий режим, а затем собирались на бесконечные партсобрания и послушно тянули вверх руки. Мы привыкли так жить. Нас заставили лицемерить. И не люди в этом виноваты – виновата система, породившая лицемерие. В 90-е нам внушали: "ты счастливый человек, если у тебя много денег". И многие поддались на эту уловку, забыв о совести, справедливости. Но русский человек совсем другой – он щедрый, милосердный, умеет отзываться на чужую боль. В нас убили все хорошее и не дали ничего взамен. Эти опросы тому подтверждение. А теперь интересуются: "а почему же люди делают одно, говорят другое, а думают третье"? То, что происходит, закономерно».
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что человек, который сам страдает от какого-то недуга, первый борется с ним. «Нередко бывает так: люди не так давно обратились к Богу и стали самыми строгими поборниками нравственности, - пояснил пастырь. - Они требуют ввести тотальную цензуру, убрать из фильмов сцены с обнаженной натурой… А все это когда-то занимало не последнее место в их жизни. Мы с этим сталкиваемся сплошь и рядом. У нас самые строгие поборники чужой нравственности - люди, прожившие бурную, безнравственную жизнь, и затем пришедшие к Богу. Мне кажется, это естественно».
«Один мой знакомый запрещал своей дочери ходить в музеи изобразительного искусства. Он считал, что там она увидит статуи обнаженных людей или картины фривольного содержания, и это на нее дурно повлияет. Проще говоря, она повторит путь отца. А вот человек, который сам не подвержен тому или иному пороку, недоумевает: а зачем что-то запрещать?» - заключил отец Пётр.
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, полагает, что это основы психологии. «В каждом человеке заложен нравственный закон, человек рождается уже с заповедями, - пояснил он. - Другой вопрос: следует ли он им? Люди в глубине души - за нравственность, за отсутствие матерщины, вредных привычек. Но в теории все намного проще, нежели на практике, а жизнь вносит свои коррективы. В христианстве, когда человек борется со своими привычками, это борьба длиною в жизнь. Я знаю множество людей, которые, будучи православными христианами, не могут избавиться от курения. Знаю верующих, живущих церковной жизнью, но при этом позволяющих себе "крепкое словцо". Но, слава Богу, наш народ хотя бы в теории тянется к светлым нравственным идеалам. Будем надеяться, что благодаря эффективной политике нашего правительства и Президента будут сделаны соответствующие выводы и на их основании проведены реформы, которые позволят нам удержаться в рамках традиционных ценностей».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), сказал: «Этот вопрос вне области официальных исследований, так как он, скорее, нравственный, и больше касается внутреннего состояния человека. Например, мы все знаем: курить плохо, но многие люди курят. И каждый себя чем-то оправдывает. Все эти запреты - попытка выстроить новые традиции, не совершать того, что кажется нам плохим и вредным. Однако мало кто задумывается о глубинных причинах: почему ругаться матом плохо? Мы мало чего добьемся, если параллельно не будем выстраивать систему нравственных ценностей, основанных не на "общечеловеческой морали", а на христианской традиции. А также - работать над профилактикой подросткового алкоголизма. Мало кто помнит: в дореволюционной России в воскресные дни и праздники трактиры до обеда не работали. В эти дни проходили праздничные Богослужения, и у народа не возникало никаких вопросов».
«Когда сейчас что-то запрещают, вопросов много. Значит, нужно бороться с первопричиной проблемы. Больше работать над построением жизни, основанной на нормальном понимании нравственности. Вот тогда человек не будет пить, материться и т.д.», - полагает игумен.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, напомнил, что чужая душа - потемки. «Да, мы применяем практику двойных стандартов, а проще говоря – лицемерим, - считает отец Вячеслав. - На словах соглашаемся поддержать запрет алкоголя и табака, ну а на деле… Если бы наши слова совпадали с нашими поступками, жизнь была бы более интересной и насыщенной. Согласен я и с тем, что наша страна открыто заявила о себе, как о державе, с которой необходимо считаться».
«Что же касается вредных привычек, использования нецензурной лексики - это вопрос морали и внутренней культуры. Пока человек не поймет, что матерные слова - отражение того, что творится у него в душе, нецензурно ругаться он не перестанет. Так и с остальными запретами. Сколько ни запрещай торговать алкоголем в неположенное время, все равно его будут продавать. Нужно начинать с профилактики, - уверен пастырь. - Вот я общаюсь с курильщиками, а они говорят: ну а как же наши права? О правах человека все знают, а о вреде пагубных пристрастий не задумываются. Когда человек поймет, что такое жизненные ценности, тогда и таких вопросов возникать у него не будет. Но запретительными мерами мало чего добьешься. Всегда найдутся люди, которые будут эксплуатировать низменные человеческие инстинкты - пока сам человек не осознает пагубность и греховность своих поступков. Я думаю, здесь есть над чем поразмыслить и с чем побороться, и мы будем это делать».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что «прежде всего, нельзя не отметить феноменально высокий за последнюю четверть века рейтинг власти, который мы сейчас наблюдаем. Это вполне закономерный результат деятельности сегодняшней власти».
«С другой стороны, это и урок: самой власти, респондентам (нам с вами), а также экспертам, которые это оценивают. Люди, руководящие нашей страной, предпринимают сейчас именно такие действия, которые в наших глазах делают власть властью. Почему же человек, выступая за ограничения и запреты на словах, на деле их не поддерживает? Мне кажется, ничего удивительного в этом нет. Действительно: те законодательные меры, на основании которых "Левада-центр" формирует статистику, давно назрели и их ожидали от власти. Народ устал от безобразий, безвластия, произвола. Когда мы видим, что наш народ погибает, мы хотим, чтобы на это прореагировали соответствующим образом. Именно потому нам нужна власть, которая будет защищать и оберегать народ от какой угодно агрессии: военной, криминальной, а также от любых современных пороков. Власть одновременно жесткая и заботливая. Такая, которая есть у нас сейчас», - заключил отец Филипп.