itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Лучший способ достигнуть благосостояния

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1238
Время на чтение 4 минуты
После мученической смерти Предтечи Господь оставляет народ, чтобы побыть в уединении. Крестная Его смерть, в которой до конца будет явлена Его любовь к роду человеческому, теперь вплотную приблизилась к Нему. Он уплывает на лодке на другой берег, а толпы народа следуют за Ним. Такое место занимает Христос в жизни людей, что уход Его от них еще больше влечет к Нему. И еще большие толпы собираются вокруг Христа после мученической смерти Предтечи. Таково участие святых в распространении в мире благовестия Христова. Благодаря их страданиям свет Христов достигает все новых и новых людей.

Когда Христос и слово Его изгоняются из мира или удаляются от нас из-за нашей нераскаянности, лучше для нас, преодолевая все преграды и все, что требуют от нас наши плоть и кровь, следовать за Ним. Пусть жизнь вокруг нас кажется нам пустыней — присутствие Христа, Его слово могут в одно мгновение пустыню превратить в райский сад. Потому что велика любовь Господня и безмерно сострадание Господа нашего к тем, кто следует за Ним.

Когда Он увидел множество людей, слышим мы в сегодняшнем Евангелии, Он сжалился над ними. Никто как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелели — а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно отпустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело — не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, — говорит Он, — лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1 Кор. 6, 13) — это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам — так, как Он считает полезным для нас. То есть так, чтобы это укрепляло нас на нашем пути к Царству Божию.

И вот перед нами — чудесный пир, на котором угощает Сам Христос. Кто-то заметил, что по числу гостей можно судить, сколько заплачено за пир. Их было пять тысяч, не считая женщин и детей, но Он мог бы накормить и все человечество. Как и кормит, между прочим. Желая только одного — чтобы мы не лишились небесного пира Агнца. В том-то и дело, что остается вопрос: все ли они пошли после этого за Христом? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни Его!»

Нам радостно думать, что Церковь — это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, выходя из храма, сохраняют слово Господне в сердце своем? Сколь многие из ходящих в храм, когда пришла революция 1917 года, оказались среди врагов Христовых! И мы знаем, что это не было последним испытанием Церкви.

Прежде всего Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного — всего-то для небольшой семьи. Им самим этого может не хватить. И во-вторых, — самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. Не потому ли, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Однако самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Так Великим постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Так монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением Божиим и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза должна непременно предваряться молитвой.

Христос посадил людей на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни тарелок, ни ложек — не то что царского великолепия. Но Он показывает, что Царство Его — не от мира сего.

Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь — Божий ответ на все времена — на то, что на самом деле означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

Только так мы можем достигнуть процветания и благосостояния — положить все в руки нашего Господа, чтобы Он распорядился этим как Ему угодно, и чтобы мы могли взять это обратно из Его рук. И тогда все не только стократно увеличится, но и станет безмерно более сладким для нас. Вот почему святая Церковь видит в этом чуде прообраз Евхаристии и предвкушение грядущего Царства Небесного.

Служители Христовы никогда не смогут наполнить небесной пищей сердца людей, если прежде Христос не наполнит их руки. В этом смысл ученичества Христова: то, что Господь дает Своим ученикам, они должны давать людям.

Обратите внимание на то, как умножились хлебы: не так чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того как совершалось раздаяние. Так благодать и то, что по благодати, растет (как пламя от одной свечи тысячам других), когда раздается. Не ищите прежде всего царства земного. В то время как все земное гибнет, исчезает при трате, духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного) умножаются.

Человек, узнавший чудо любви Христовой, дает радостно и свободно, и получает все больше и больше. Как сказано в Евангелии, после умножения хлебов осталось двенадцать коробов кусков — по коробу для каждого апостола — чтобы они могли продолжить жизнь так, как учит Христос. То, что они отдали, они получили снова, и с этим получили бесконечно большее. Чтобы они и все мы знали, что Христос дает не скупо, но щедро и с избытком.

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем.

Благословен Бог наш! Если бы весь наш народ, все человечество собрались у ног Его, то хватило бы для всех, и достаточно было бы для каждого. Но самое главное — уже здесь и сейчас началось бы Царство Небесное.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7., Лебядкин:

Так это же к тебе, Лебядкин, в первую очередь относится ) Ты не бандеровец, случайно? это они все с ног на голову переворачивают. Это же ты всех за раз осудил: "почему земное благо никак не отрицается Церковью, но ради блага земного часто Церковь отрицается?". Если ты отрицаешь Церковь ради земного блага, то так и говори, про себя. А не за всю Одессу. Понял?
М.Яблоков / 04.08.2014, 17:06

7. Ответ на 6., М.Яблоков:

Рот свой закрой, Лебядкин! Или я тебе буду его закрывать, понял?

"1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то' же. 2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то' же? 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев. 9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! .... 24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников..." - /Послание к Римлянам святого апостола Павла, гл. 2/
Лебядкин / 04.08.2014, 06:39

6. Ответ на 4., Лебядкин:

Рот свой закрой, Лебядкин! Или я тебе буду его закрывать, понял?
М.Яблоков / 03.08.2014, 16:26

5. Лучший способ достигнуть благосостояния

"Так благодать и то, что по благодати, растет, когда раздается. ...все земное гибнет, исчезает при трате,духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного)умножаются." Замечательные проповеди у батюшки. Спасибо коллективу сайта за возможность их прочесть.
АБС / 03.08.2014, 13:28

4. Ответ на 2., М.Яблоков:

Кем отрицается? Вами?

Яблоков! Вы стали не в меру вскижчивы и экзальтированны. Выпейте валерьянки. И избавьте меня лично от проявлений Вашего внимания. Не превращайте серъёзный вопрос в подмостки для своей демонстративности.
Лебядкин / 03.08.2014, 13:25

3. Ответ на 1., Лебядкин:

Благосостояние - вот - увы или ах - ключевое слово нашего века. И всё опять упирается в трактовку и понимание называемого словом "благо" .Ибо благо - только в Боге - но почему оно бывает и небесное, и земное, почему земное благо никак не отрицается Церковью, но ради блага земного часто Церковь отрицается?Вот на какие вопросы хотелось бы - пусть косвенно, пусть неявно - но получить ответ.И в чем причина нашего непонимания того, чем и в чём является для нас, таких разных, благо?

Хороший вопрос.Замечательный.Причина нашего непонимания заключается в том,что человеком нарушается полнота мышления. Божией полноте ума человек противопоставил свое понимание. И родился парадокс. Кант об этом четко говорит: разум человека запутывается,как только отходит от связи с опытом. Да. Но только и опыт ведет человека к антиномии чувства и веры,например когда Авраам принес в опыте и вере своего сына в жертву Богу,то Авраам поступал строго по опыту,строго по опыту подчиняясь Богу, и это вменилось ему в веру. Отсюда вытекает,что все существующие парадоксы являются таковыми просто потому,что где-то прервана полнота мышления.А это значит,что всякий парадокс можно решить в полноте мысли. Например,когда говорят,что "данное утверждение есть ложь",то это - парадокс. А если добавить полноту и сказать,что данное утверждение есть ложь,окутанная правдой,то - нет парадокса.Как только мы находимся в данном утверждении,мы -лжем,как только закончили его - выходим к правде и утверждаем,что данное утверждение - действительно есть ложь. Или, парадокс:"идет дождь,но я в это не верю". Решение состоит в том,что человек не верит в дождь. И все.Ибо все - по вере. Или,про черепаху и Ахиллеса... при условии,что двигаясь в одном направлении между ними увеличивается расстояние следует,что они двигаются в противоположные стороны друг от друга. То есть Ахиллес не потому не может догнать черепаху,что она двигается вперед,а потому,что она повернула в другую сторону,или он повернул в другую сторону. Ведь опыт ясно показывает,что Ахиллес легко обгоняет черепаху и финиширует.А вот в мышлении оборванная полнота создает парадокс (иллюзию)того,что мол,черепаху невозможно обогнать Ахиллесу,бегущему много быстрее ее. Кант и говорит - нельзя рассматривать идею в отрыве от опыта. И опыт в отрыве от идее - так же нельзя рассматривать,ибо ведет к парадоксу Авраама (далеко не каждый может преодолеть ноумен опыта). Откуда это? От падения мышления человека. И падшее мышление - вовсе не материя.Падшее мышление привело к Потопу.А материя - Закон Идеи Патриархов в допотопном мире ведущих родословие апологии Мира Божия ,духом,в среде развращения как природы,так и человеков. Материя освещена и утверждена Богом,именно как реальность данная нам в ощущениях. Ведь так и гворят о материи материалисты марксистско-ленинской философии. Да,но только они говорят половину полноты картины мышления. И рождают парадокс. А из парадокса рождается противоречие.Решение парадокса - в полноте картины мышления. Будучи рожденные в н.к.ф.,марксизм-ленинизм должен вернуться от парадокса материализма к полноте духовного мировоззрения. И отец ,родоначальник этой философии является Кант,дающий начало и современной науке.А Православие хранит картину полноты мышления непротиворечиво. Но,в гражданском обществе действует идеология,основанная на науке и философии. Государство и религия вполне могут быть параллельны,не совпадая,двигаясь в одном направлении в согласном созвучии. Но,пока мы видим,что линия гражданского общества впала в разного рода антиномии ,вызванные парадоксами материализма,из-за неполноты мышления.С другой стороны - чистота веры Православной,обладающая полнотой мышления.И хорошо,что Государство придерживается линии православной полноты мышления. Но,плохо то,что в философии и идеологии мы эту полноту до сих пор не находим в том,из чего вышли: нам ,нашему гражданскому обществу и государству требуется решить парадоксы и противоречия н.к.ф. в согласии друг с другом и полноте мысли.
Бондарев Игорь / 03.08.2014, 13:21

2. Ответ на 1., Лебядкин:

но ради блага земного часто Церковь отрицается?

Кем отрицается? Вами?
М.Яблоков / 03.08.2014, 11:54

1. Re: Лучший способ достигнуть благосостояния

Благосостояние - вот - увы или ах - ключевое слово нашего века. И всё опять упирается в трактовку и понимание называемого словом "благо" . Ибо благо - только в Боге - но почему оно бывает и небесное, и земное, почему земное благо никак не отрицается Церковью, но ради блага земного часто Церковь отрицается? Вот на какие вопросы хотелось бы - пусть косвенно, пусть неявно - но получить ответ. И в чем причина нашего непонимания того, чем и в чём является для нас, таких разных, благо?
Лебядкин / 03.08.2014, 10:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Для Бога нет невозможного
Слово в пятницу 2-й седмицы Великого поста
29.03.2024
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09