«Важно бригантину российского образования ориентировать на воспитательные патриотические берега» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Важно бригантину российского образования ориентировать на воспитательные патриотические берега»

Обсуждаем закон об образовании / 30.06.2014


Православные священнослужители о законопроекте, предусматривающем наказание за оскорбление учителей и о ситуации в школе в целом …

Как сообщалось, зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов из «Справедливой России» готовит поправки в закон «Об образовании», касающиеся статуса учителей. В частности, предлагается повысить их защищенность, в том числе от оскорблений чести и достоинства. 

Законопроект установит запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей, например, «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей» и т.д. Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. «Мы наблюдаем изменение настроений в молодежной среде - подростки стали особенно агрессивными», - отмечает Шудегов. 

В отношении взрослых нововведения могут быть привязаны к действующей статье УК (сейчас оскорбление представителя власти карается штрафом, обязательными и исправительными работами), а ответственность несовершеннолетних подростков может варьироваться от выговора до исключения из школы. 

Спору нет - сейчас положение учителя незавидно: и устройство общества, и система образования хотят в нем видеть обслуживающий персонал, оказывающий «образовательные услуги». От унижений со стороны начальства, родителей и даже учеников он фактически ничем не защищен. 

С другой стороны, нельзя отрицать и того, что среди учителей бывают и некомпетентные, и предвзятые, и морально нечистоплотные - и родителям приходится как-то с этим бороться. 

«Как вы относитесь к предложенному законопроекту? Не создаст ли он перекоса в обратную сторону – когда на учителя станет невозможно воздействовать даже в случаях, когда это необходимо?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что юридический подход к отношениям между учителем и учениками, а также его родителями, вызывает сомнения. 

«Всегда найдутся лазейки и возможность продемонстрировать учителю неуважение, пренебрежение. Любой закон можно обойти, на то он и закон. Конечно, хорошо, что депутаты ставят этот вопрос, они осознают: проблема, действительно, существует. Хорошо, когда в стране есть законы и они соблюдаются. Если и подобный закон будет действовать, это будет просто замечательно. Но все - таки решение проблемы лично я вижу в профилактике и воспитании. Воспитывать, прививать культуру отношений, конечно, нужно, причем еще в педагогическом университете, когда студент только готовится стать учителем. Если студенты пренебрежительно относятся к своим преподавателям, пусть будут готовы к тому, что и к ним в школе станут относиться точно так же. Если ученик позволяет себе оскорблять, унижать учителя, должны быть иные рычаги воздействия на таких учеников, помимо юридических. Я считаю, их следует поискать. В советское время они были. Существовали методы психологического воздействия. Хорошо, что такой закон собираются принимать. Это лучше, чем если бы совсем ничего не было. Но, это, конечно же, не панацея. Нужно найти способы воспитания ученика, студента, учителя. Нужно поощрять в школе культурные отношения, чтобы вести себя развязно, вызывающе, агрессивно было не модно, а неприлично, стыдно», - заключил он.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил: «То, что учитель сейчас нередко оказывается в неравноправном и даже невыгодном положении – факт».

«Дети на уроках ведут себя вызывающе и совершенно недостойно – тоже факт. Родители могут обращаться с учителем некорректно - и это факт. Конечно, учителя нуждаются в защите, и с этой точки зрения инициатива Виктора Шудегова мне кажется очень правильной. Что касается деталей, их должны прорабатывать специалисты. Но я не вижу ничего плохого в предложенном законопроекте. Очевидно, что к учителю нужно относиться с уважением. И, конечно же, он должен быть защищен - как, например, полицейский при исполнении служебных обязанностей. Безнаказанно хамить учителю, конечно, нельзя. Это недопустимо. Он должен быть защищен, а его обидчик - понести наказание. Поэтому предложенный законопроект, на мой взгляд, вполне оправдан, он, не сомневаюсь, найдет поддержку в обществе и, надеюсь, закон будет принят. Остается пожелать его составителям, чтобы он был взвешенный, продуманный и учитывал различные ситуации», - подчеркнул священник.
 
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что сам законопроект не может не вызвать симпатии и одобрения. 

«Но насколько станет он жизненным и практичным, зависит от того, в каком контексте он будет осуществляться. Если общая образовательная стратегия и политика в России останется прозападной, открещивающейся от задач воспитания молодежи в течение учебного процесса, от воспитания самых высоких и благородных русских традиций, тогда и отдельная юридическая норма о недопустимости унизительного обращения с преподавателями будет законом странным и малопродуктивным. Важно бригантину российского образования ориентировать на воспитательные патриотические берега, ориентируясь на курс, который являет наша духовная православная культура. Отмахиваясь от нее, система среднего и высшего образования остается обреченной на форму отношений самую потребительскую, и статус учителя остается на уровне оказывателя образовательных услуг, а вовсе не восходит к статусу наставника, пастыря, воспитателя. Современное просвещенное духовной красотой образование в нашей стране должно выращивать из современной молодежи патриотов своей Родины, жертвенно любящих ее и готовых трудиться и защищать ее. Если не пересмотреть всю систему образования в этих приоритетах, то и это доброе нововведение, ограничивающее хамство в отношении учителей, может оказаться малопродуктивным и породить результаты, от которых пострадает и то, что сейчас есть в образовании. Так как некомпетентность и ожесточенность некоторых учителей, о случаях которых нам известно, говорит, что напротив надо искать средства, чтобы ставить на место, утихомиривать и требовать от некоторых учителей соответствия своей профессиональной степени и своему служению. Так что к предложенным поправкам надо составить приличный контекст – общую воспитательную направленность нашего среднего и высшего образования», - подчеркнул о. Лука.
 
Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, отметил, что, действительно, такая проблема есть. 

«До того, как стать священником, я был журналистом и порой сталкивался с вопиющими фактами. В одной из школ Благовещенска как-то учащийся в знак протеста на замечание учителя встал, расстегнул ширинку и помочился в угол класса. Меня это шокировало. Я оканчивал школу в советское время, и тогда такого отношения к учителям не было. Я знаю, сейчас им и угрожают, и поднимают на них руку – в том числе и родители. Учителей нужно от такой агрессии как-то защитить. Но с другой стороны, учителя бывают разными – к одному из моих знакомых школьников с недвусмысленными предложениями приставал учитель географии. Люди нечистоплотные, случайно попавшие в эту профессию, могут воспользоваться такими законами, истолковав их в свою пользу. Тут нужно сто раз подумать и обсудить все возможные варианты. Замечательно будет, если законопроект пройдет общественные слушания, можно привлечь к его обсуждению и религиозных деятелей. В общем, этот вопрос нужно тщательно прорабатывать», - подчеркнул он.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил: «Когда появляются такого рода законы, я всегда недоумеваю». Он задается вопросом: что это за касты: «чиновник», «учитель»? 

«Отношения между учителем и детьми – вопрос нравственный. Любой способ законодательно это регулировать, я совершенно уверен, заранее обречен на провал – этот вопрос находится в другой плоскости, не в правовой. Очень трудно дать квалифицированное юридическое определение тому, что такое оскорбление, унижение. Мы с вами знаем: кто-то всего лишь говорит громко, а некоторые люди это уже воспринимают это как агрессию. Чтобы учителя уважали, необходимо, прежде всего, повысить его статус. Сейчас его, действительно, занизили. У меня в этом году ребенок закончил школу. Мне неоднократно на родительских собраниях приходилось защищать нашего классного руководителя. Каждый считает себя компетентным, грамотным; каждый знает, как учить ребенка и по каким программам, не имея притом ни должного образования, ни жизненного опыта. Как только у учителя появится соответствующая заработная плата, все вопросы отпадут сами собой. Станет меньше и морально нечистоплотных педагогов, так как сразу появится конкуренция. Мы будем отдавать обучать своих детей грамотным, квалифицированным учителям. А принимать надуманные законы – дело пустое», - заключил священник.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, отметил, что если учитель ведет себя неподобающим образом и тому есть подтверждение – в прокуратуре примут меры. 

«Сейчас родители настолько грамотные, что без проблем составят и подадут заявление, и с учителем разберутся в рамках правого поля. Перекосов, уверен, не будет. Что же касается защиты учителей, действительно, агрессия по отношению к ним зачастую идет со стороны родителей. Попробуй сказать их отпрыску, что он делает что-то неподобающее. Ответная реакция последовать не замедлит. Учителей загоняют в угол. В Интернете выкладывают видео, как подростки издеваются над учителями. В советские времена, если Марья Ивановна даст в школе подзатыльник какому-нибудь хулигану, отец дома добавляет ему еще - чтобы слушался. Раньше к учителям было трепетное отношение. А сейчас подросток дома – царь, в школе и обществе - тоже. Это происходит оттого, что семьи не многодетные, а зачастую и неполные. Дома бабушка с мамой сдувают с мальчика пылинки. Ужесточение мер, на мой взгляд, приведет к хорошему результату. Думаю, такой закон нужен. Если подросток ведет себя с учителем по-хамски, нужно это пресекать: уж коли человек не понимает русского языка, тогда надо воздействовать на него представителям правоохранительных органов. Этот законопроект, считаю, очень уместен в наше дикое время», - заключил священник.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, полагает, что такого рода поправки нужны, потому что устраняют перекос в нашей правовой базе. 

«Юридический статус учителя шаткий – это факт. К учителю могут предъявить претензии все – родители, общественность, администрация школы. Учитель, конечно, может высказать свою позицию, но это, как правило, влечет конфликты, что лишает его возможности нормально работать дальше. Да, статус учителя немного повысился: по крайней мере, в Москве уже не могут пожаловаться на маленькие зарплаты, здесь работают в хороших условиях. Современные московские школы хорошо технически оборудованы. Но в правовой базе есть недочеты. Как должен себя вести учитель, если его оскорбляет ученик, родитель на собрании или руководство? Не думаю, что возникнут перекосы: сегодня в информационном пространстве трудно скрыть явные скандальные факты, которые всегда можно оспорить в суде. При этом не следует забывать о причине, породившей данные поправки: об ощутимом недостатке современного образования – об отсутствии воспитания, функцию которого сняли со школы, и в результате мы сталкиваемся с неуправляемым поведением учеников», - заключил он.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что магистральное направление этой темы очень важно. 

«Идея об уголовной ответственности может показаться излишней и экстраординарной. Когда речь идет о полицейском, то речь идет об опасности физического контакта с правонарушителем, поэтому полицейский и защищен таким образом. Можно спорить, утверждая, что учитель не находится в таком положении. Однако в поддержку подобных мер говорит необходимость как-то сдвинуть должность учителя с этого униженного и недостаточно авторитетного положения. Если такие меры примут, то юноши и девушки будут знать, что их язык и их поведение может привести на скамью подсудимых. И совершенно правильно: именно так ориентировать наше общество - молодежь и родителей. Реализация поправок как всегда зависит от обстановки: посмотрим, как это будет осуществляться. Перехлесты же могут быть только в случае, если мы неправильно реализуем закон», - заключил о. Макарий.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме